Павел Федотов. Сватовство майора. История создания картины

Содержание

Слайд 2

Павел Федотов

Павел Федотов

Слайд 3

Дата рождения: 22 июня (4 июля) 1815) Место рождения: Москва Дата

Дата рождения:
22 июня (4 июля) 1815)
Место рождения: Москва
Дата смерти:
14 (26) ноября 1852) (37 лет)
Место смерти: Санкт-

Петербург
Гражданство: Российская империя
Жанр: Русский живописец и график
Влияние: Карл Брюллов
Слайд 4

«Сватовство майора» (1848 – 1849).

«Сватовство майора» (1848 – 1849).

Слайд 5

«Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в

«Картина «Сватовство майора»
была показана в 1848 году на
выставке в

Петербурге, доставила
художнику звание академика и
блистательную известность.
Слайд 6

Павла Федотова называют предшественником художников передвижников. Хотя он был самоучкой.

Павла Федотова
называют предшественником
художников передвижников.
Хотя он был самоучкой.

Слайд 7

Павел Федотов фактически стал родоначальником нескольких уникальных явлений. Во-первых, он первым

Павел Федотов
фактически стал родоначальником
нескольких уникальных явлений.
Во-первых, он первым

в Российской империи стал
рисовать быт.
Во-вторых, он сразу стал
этот быт высмеивать.
Слайд 8

Но это еще не все. Именно он придумал "рацеи" – стихотворный текст, "аккомпанирующий" картине.

Но это еще не все.
Именно он придумал "рацеи" –

стихотворный текст,
"аккомпанирующий" картине.
Слайд 9

Таким образом, он едко комментировал изображения на своих картинах, которые по

Таким образом,
он едко комментировал
изображения на своих картинах, которые
по

оценкам современников
и без того были
весьма издевательскими.
Слайд 10

Но если рацеи придумывались всегда после картины, то со "Сватовством майора" вышло по-другому.

Но если рацеи придумывались
всегда после картины,
то со "Сватовством майора"


вышло по-другому.
Слайд 11

За год до создания полотна Федотов написал поэму " Поправка обстоятельств, или Женитьба майора".

За год до создания полотна
Федотов написал поэму
" Поправка обстоятельств,


или Женитьба майора".
Слайд 12

В ней он рассказывал о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.

В ней он рассказывал о майоре,
решившем поправить свои дела
женитьбой


на богатой купеческой дочери.
Слайд 13

Честные господа, Пожалуйте сюда! Милости просим: Денег не спросим: Даром смотри,

Честные господа, Пожалуйте сюда! Милости просим: Денег не спросим: Даром смотри,

Слайд 14

Только хорошенько очки протри. О том, как люди на свете живут,


Только хорошенько очки протри.
О том, как люди на

свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Слайд 15

Кстати сказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту,

Кстати сказать,
в те времена мезальянс
(брак, неравный не по возрасту,


а по социальному положению
жениха и невесты)
был очень распространен.
Слайд 16

Федотов сам знал много случаев, когда военные, не имевшие видов на

Федотов сам знал много случаев,
когда военные, не имевшие видов
на

доходную штатскую должность,
искали простого и удобного выхода –
жениться
на богатой купеческой дочке.
Слайд 17

Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в

Написав «Сватовство майора»,
художник высмеял все, что мог:
и

переполох в доме в ожидании
"важного" гостя
(еще бы! такая честь – зять–офицер),
Слайд 18

и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно

и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами

(нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его отсутствие было верхом позора для благовоспитанной купеческой дочери),
Слайд 19

Для своей картины П.Федотов выбрал самый напряженный момент, когда все чувства

Для своей картины П.Федотов
выбрал
самый напряженный момент,
когда все чувства

и помыслы
этих людей обнажаются,
проявляясь
со всей полнотой и искренностью.
Слайд 20

Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты.


Вот
взволнованная, разряженная
невеста,
засмущавшись, спешит
убежать из комнаты.


Слайд 21

Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. О чем, как

Ей, конечно же, было известно
о приходе жениха.
О чем, как не

об этом,
говорят и ее дорогое платье,
и жемчужное ожерелье,
и только что сделанная прическа.
Слайд 22

Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, сколько от

Она и убегает не столько
от вполне естественного волнения,
сколько от желания


продемонстрировать
девичью робость и скромность.
Слайд 23

Слайд 24

К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье, так как

К счастью,
маменька вовремя успевает
схватить ее за платье, так как

на
пороге уже появляется сваха в
нарядном парчовом платье и с
лукаво-веселой улыбкой
сообщает о приезде жениха.
Слайд 25

Тип маменьки на картине – просто великолепен: дородная «хозяйка купца» в

Тип маменьки на картине –
просто великолепен:
дородная «хозяйка купца»
в

модном французском шелковом
платье золотого цвета вкупе со
скромным платочком на голове.
Слайд 26

Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от

Растерянно улыбаясь,
хозяин дома дрожащей рукой
торопится застегнуть сюртук,
но от радости

и волнения
никак не может справиться.
Слайд 27

А жених- майор, молодцевато подкручивает ус, в предвкушении богатого приданного.

А жених- майор,
молодцевато подкручивает ус,
в предвкушении
богатого приданного.

Слайд 28

Слайд 29

Все лица типичны для купеческой среды тех лет.


Все лица типичны
для купеческой среды
тех лет.

Слайд 30

Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину


Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может

понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки» .
Слайд 31

Расстановка образов в картине создает напряженную драматургию действия, его театральность.Это еще

Расстановка образов в картине создает напряженную драматургию действия, его театральность.Это

еще больше подчеркивает основную идею зрелого периода творчества — идею разоблачения фальши окружающего мира, его ложного блеска, внешней добропорядочности.
Слайд 32

По контрасту с героями, выявляющими свои отрицательные качества, самым живым существом

По контрасту с героями,
выявляющими
свои отрицательные качества,
самым живым существом

в картине
становится кошка,
«намывающая» гостей.
Слайд 33

Она единственное «действующее лицо», помещенное на переднем плане картины. Основные события происходят на втором плане.

Она единственное «действующее
лицо», помещенное на переднем
плане картины. Основные события


происходят на втором плане.
Слайд 34

Художник подчеркивает устойчивость купеческого уклада жизни, живописуя добротные предметы: посуду, расписные скатерти и потолки, люстру.


Художник подчеркивает
устойчивость купеческого уклада
жизни, живописуя добротные
предметы: посуду, расписные


скатерти и потолки, люстру.
Слайд 35

Ножки тонконогого стула, стоящего в правом углу, повторяют очертание широко расставленных


Ножки тонконогого стула, стоящего в правом углу, повторяют очертание


широко расставленных ног майора,
а сам хозяин — купец Кульков — возвышается в углу,
подобно неуклюжему шкафу.
Слайд 36

Так, соединяя одушевленные предметы с неодушевленными, мастер создает напряженность действия.

Так, соединяя одушевленные
предметы с неодушевленными,
мастер создает
напряженность действия.

Слайд 37

Все образы на картине собирательные. Но! Художник –самоучка ничего не рисовал

Все образы на картине
собирательные.
Но!
Художник –самоучка
ничего не рисовал

из головы.
Все с натуры. Даже мелочи.
С чего же он рисовал
«Сватовство»?
Слайд 38

Задумав картину, художник долго искал интерьер, в котором должно было происходить


Задумав картину, художник долго искал интерьер, в котором должно было

происходить действо. Федотов ходил по купеческим домам, под разными предлогами заходил в гости и придирчиво осматривал жилье.
Слайд 39

Но его ничего не устраивало.


Но его ничего не устраивало.

Слайд 40

А однажды, проходя мимо какого-то трактира, художник увидел за окнами люстру

А однажды,
проходя мимо какого-то трактира, художник увидел за окнами
люстру

с закопченными
стеклышками, которая его
поразила, и стены - немножко
побуревшие, красно-коричневые.
Слайд 41

Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий

Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий

быт. Эту «купеческую» люстру Федотов выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно и тщательно ее зарисовать.
Слайд 42

А бутылку шампанского, скромно стоящую на картине на стуле слева, Федотов

А бутылку шампанского,
скромно стоящую на картине на
стуле слева, Федотов

распил
вместе с другом, как только
закончил ее рисовать.
Слайд 43

Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящее лицо на

Что касается персонажей, то
сегодня достоверно известно:
единственное настоящее лицо на


картине - купец (отец невесты на
заднем плане справа), которого
Федотов рисовал с реального
человека.
Слайд 44

Солидного торговца художник нашел в лавке возле Апраксина рынка. При этом

Солидного торговца
художник нашел в лавке возле
Апраксина рынка. При этом купец
долго

не соглашался позировать
художнику, не понимая, чего от
него хотят. Остальные типажи
Федотов рисовал… с манекенов.
Слайд 45

Костюмы для них просил у знакомых. А изобразить стремительное движение невесты

Костюмы для них просил у знакомых. А изобразить стремительное движение

невесты художник попросил… своего друга Карла Флуга, на которого и надел невестино платье.
Слайд 46

Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении.

Тем самым Федотов
добился точной передачи
складок платья в движении.


Слайд 47

Излюбленный прием Федотова — контраст движений скрытых и явных, применяемый им

Излюбленный прием Федотова —
контраст движений скрытых и явных,
применяемый им


и в других композициях,
здесь особенно нагляден
благодаря тому, что действие
представлено
в наиболее острый момент.
Слайд 48

Еще через минуту невеста перестанет жеманиться, ее поза изменится, мать перестанет

Еще через минуту невеста
перестанет жеманиться, ее поза
изменится, мать перестанет


браниться, майор крутить ус и т. д.
Слайд 49

В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора».

В последние годы жизни
Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора».


Это была не копия.
Художник сделал
другой вариант картины.
Слайд 50

Слайд 51

Искусствоведы считают его менее ценным. Там меньше художественных деталей, больше – откровенного фарса в героях.


Искусствоведы считают его
менее ценным.
Там меньше
художественных деталей,
больше

– откровенного фарса в героях.
Слайд 52

Там уже нет «купеческой» люстры и расписного потолка. Зато там больше

Там уже нет «купеческой»
люстры и расписного потолка.
Зато там больше

видно ханжество
героев действа, которое так хотел
высмеять художник.
Слайд 53

Между созданием первого и второго вариантов «Сватовства майора» проходит время, отделяющее

Между созданием
первого и второго вариантов «Сватовства майора»
проходит время,
отделяющее

зрелый период
творчества Федотова от позднего.
Слайд 54

Работая над первым вариантом«Сватовства», художник твердо знал, ч то его осмеяние

Работая
над первым вариантом«Сватовства»,
художник твердо знал, ч
то его осмеяние пороков


лучше достигнет цели,
когда он передаст свое благоговение
перед зримой красотой мира.
Слайд 55

Приступая к работе над вторым вариантом, Федотов полон острого чувства беспокойства,

Приступая к работе
над вторым вариантом,
Федотов полон
острого чувства

беспокойства,
возникшего после крушения
его лучших надежд.
Это новое чувство не может
столь органично
соединиться с прежним сюжетом.
Слайд 56

Во втором варианте Федотов испытывает больше тревоги за судьбы своих героев,


Во втором варианте Федотов
испытывает больше тревоги за
судьбы своих

героев, за то, к чему
приведет их ханжество.
Слайд 57

Он срывает с них маски и тем самым более выпукло передает


Он срывает с них маски и тем
самым более выпукло

передает
основную идею произведения.
Тем не менее, по своим
художественным достоинствам
второй вариант уступает
картине, созданной ранее.