Пейзаж в творчестве С. Щедрина

Содержание

Слайд 2

Автопортрет Сильвестра Щедрина

Автопортрет Сильвестра Щедрина

Слайд 3

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791—1830)- русский живописец, пейзажист. Представитель романтического направления в

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791—1830)- русский живописец, пейзажист. Представитель романтического направления в искусстве.

Один из основоположников русского реалистического пейзажа. Учился в Академии Художеств в Петербурге (1800—1812) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Сильвестру Щедрину было двадцать семь лет, когда он приехал в Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время. Сын известного скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник живописца Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополучное сосуществование в петербургской художественной среде. Но Италия виделась ему страной классического искусства, где можно было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант, его силу. И так получилось, что Щедрин пробыл в Италии до конца своей недолгой жизни. Он полюбил эту страну, она перестала быть для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том свидетельствуют его письма на родину, он оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искусства.
Слайд 4

Сильвестр Щедрин прибыл в Рим, сохранявший еще магическую притягательность для художников

Сильвестр Щедрин прибыл в Рим, сохранявший еще магическую притягательность для художников

многих стран. «Вечный город» поначалу казался ему ожившей, реальной, классической картиной. Но та условность, которая в работах поздних академистов представлялась ему раньше необходимой и благородной, теперь стала терять ореол привлекательности в его глазах.
Щедрин  пишет и рисует и Рим, его окрестности. Он еще соблюдает многие правила академической школы, непременно следуя четкому разделению пейзажей на планы, резко ограничивая «зоны» изображения, соблюдая «кулисность» построения и правила освещения, проверенные опытом предшественников. И благородный, «музейный» темно-коричневый тон уходит из его картин не сразу.
В композициях Щедрина перед нами торжественно предстают природа, приведенная художником к классической гармонии, и великолепные античные руины, навевающие грусть меланхолию.
Слайд 5

Живя в Риме, изучая старое искусство, Щедрин постепенно вникал в особенности

Живя в Риме, изучая старое искусство, Щедрин постепенно вникал в особенности

итальянской природы, характер людей и страны. Русский мастер поставил перед собой очень трудную профессиональную и психологическую задачу — передать пластическое, живописное своеобразие и характер итальянской природы как бы изнутри, ощутив себя частью этой природы, руководствуясь присущими ей законами. Щедрин переезжает в Неаполь, и пятилетний неаполитанский период — самое счастливое время в его творчестве. Художник, встретившись с морем, свободной приморской природой, словно бы обрел новое дыхание. Именно в Неаполе и окрестностях написаны самые лучшие из его пейзажей, такие, как виды гаваней в Сорренто, различные веранды и террасы.
Слайд 6

Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы вкомпоновал виды

Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы вкомпоновал виды

Италии в свои сюжетные и портретные композиции в качестве фона, то Сильвестр Щедрин пишет прежде всего саму природу, особость и неповторимость состояния пейзажа. Фигура в этом пейзаже «растворяется», лишь подчеркивая красоту природы и ее величественность. Для него все в ней значительно и прекрасно. Художник, оставшись один на один с природой, приходит к необходимости поисков нового живописного языка. Он настойчиво стремится передать игру солнца, блики, прекрасную серебристую дымку морских далей, прозрачный рассеянный свет.
Слайд 7

Щедрин ищет новые, не известные до него красочные сочетания, стремясь писать

Щедрин ищет новые, не известные до него красочные сочетания, стремясь писать

легко, чтобы краски пламенели, передавали весь вошедший в них щедрый солнечный свет. Просторные, свободные по ощущению неаполитанские пейзажи Щедрина располагают зрителя к прекрасной романтичности и мечтательности. Здесь есть высокая полнота чувства, подлинный восторг. Гармония произведений Щедрина раннего периода, сделанных в России и в первую пору пребывания в Риме, и гармония его зрелых работ — совершенно разного свойства.
Молодой Щедрин старательно добивался цельности общего впечатления, исходя из общих, хорошо усвоенных им правил академического пейзажа.
Щедрин-мастер смело отказывается от освященных традицией канонов и сверяет гармонию живописи с гармонией природы.
Слайд 8

Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815

Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров

в Петербурге. 1815
Слайд 9

Пейжаж с руинами Прибрежная сцена

Пейжаж с руинами
Прибрежная сцена

Слайд 10

Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.

Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.

Слайд 11

Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.

Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.

Слайд 12

Водопад в Тиволи близ Рима. 1823

Водопад в Тиволи близ Рима. 1823

Слайд 13

Старый Рим. 1824

Старый Рим. 1824

Слайд 14

Итальянский пейзаж. Капри. 1826

Итальянский пейзаж. Капри. 1826

Слайд 15

Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.

Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.

Слайд 16

Набережная в Неаполе. 1825

Набережная в Неаполе. 1825

Слайд 17

Вид Сорренто близ Неаполя. 1825

Вид Сорренто близ Неаполя. 1825

Слайд 18

Вид Амальфи близ Неаполя. 1826

Вид Амальфи близ Неаполя. 1826

Слайд 19

Грот во Флоренции. 1826

Грот во Флоренции. 1826

Слайд 20

Грот Матроманио на острове Капри. 1827

Грот Матроманио на острове Капри. 1827

Слайд 21

Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.

Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.

Слайд 22

Веранда, обвитая виноградом

Веранда, обвитая виноградом

Слайд 23

Малая гавань в Сорренто близ Неаполя. 1828

Малая гавань в Сорренто близ Неаполя. 1828

Слайд 24

Лунная ночь в Неаполе. 1828.

Лунная ночь в Неаполе. 1828.

Слайд 25

В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. 1828

В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. 1828

Слайд 26

Большая гавань на острове Капри. 1828

Большая гавань на острове Капри. 1828

Слайд 27

. Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829

. Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829

Слайд 28

Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь.

Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную

ночь.