Пейзаж второй половины XIX в. Часть 2. Куинджи, Левитан

Содержание

Слайд 2

Архип Куинджи 1842 —1910 Слава пришла к Архипу Куинджи не сразу:

Архип Куинджи
1842 —1910
Слава пришла к Архипу Куинджи не сразу: Айвазовский не

брал его в ученики, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели. Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.
Слайд 3

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Точный год рождения

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Точный год рождения

до сих пор не удалось установить, поскольку в разных документах художника указаны разные даты: от 1840 до 1843 года. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.
Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому. Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика — поручал ему лишь красить забор и толочь краски.
Слайд 4

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию

художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».
В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.
Слайд 5

Архип Куинджи «Осенняя распутица». 1872 г. ГРМ

Архип Куинджи «Осенняя распутица». 1872 г. ГРМ

Слайд 6

Архип Куинджи «Забытая деревня» 1874 г. ГТГ

Архип Куинджи «Забытая деревня» 1874 г. ГТГ

Слайд 7

Архип Куинджи «Чумацкий тракт в Мариуполе» 1875 г. ГТГ

Архип Куинджи «Чумацкий тракт в Мариуполе» 1875 г. ГТГ

Слайд 8

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском

озере. Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».
О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге».
Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.
Слайд 9

Архип Куинджи «На острове Валааме» 1873 г. ГТГ

Архип Куинджи «На острове Валааме» 1873 г. ГТГ

Слайд 10

Архип Куинджи «Ладожское озеро» 1873 г. ГРМ

Архип Куинджи
«Ладожское озеро»
1873 г. ГРМ

Слайд 11

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке

он представил картину «Степи», а через год — полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.
Слайд 12

Архип Куинджи «Украинская ночь» 1876 г.

Архип Куинджи «Украинская ночь» 1876 г.

Слайд 13

В 1878 году на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы

В 1878 году на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы

Куинджи были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года.
Слайд 14

Архип Куинджи «Вечер на Украине» 1878 г. ГРМ

Архип Куинджи «Вечер на Украине» 1878 г. ГРМ

Слайд 15

В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая

В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая

роща» и «После дождя» (все — Государственная Третьяковская галерея, Москва). Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделение цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистость и лёгкость в изображении неба, тонкое сочетание различных цветов) было налицо.
Слайд 16

Архип Куинджи «Север». 1879 Холст, масло. 132 × 103 см Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи
«Север». 1879
Холст, масло.
132 × 103 см
Государственная Третьяковская галерея

Слайд 17

Архип Куинджи «Берёзовая роща» 1879 г. Холст, масло. 97 × 181 см Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи «Берёзовая роща» 1879 г. Холст, масло. 97 × 181 см Государственная

Третьяковская галерея
Слайд 18

Архип Куинджи «После дождя». 1879 Холст, масло. 102 × 159 см Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи «После дождя». 1879 Холст, масло. 102 × 159 см Государственная Третьяковская

галерея
Слайд 19

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками —

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками —

поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.
Слайд 20

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины

— «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.
Слайд 21

Архип Куинджи «Ночь на Днепре» 1882 г. Холст, масло. 105 × 146 см. ГРМ

Архип Куинджи «Ночь на Днепре» 1882 г. Холст, масло. 105 ×

146 см. ГРМ
Слайд 22

Архип Куинджи «Днепр утром»

Архип Куинджи «Днепр утром»

Слайд 23

Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике

Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике

славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.
Слайд 24

Исаак Левитан не получил законченного художественного образования, однако его картины пополняли

Исаак Левитан не получил законченного художественного образования, однако его картины пополняли

коллекцию Павла Третьякова, появлялись в экспозициях передвижников и на Всемирной выставке в Париже. В 38 лет живописец получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое когда-то не окончил сам.

Исаа́к Ильи́ч Левита́н
(1860 —1900) — русский художник, мастер «пейзажа настроения».
Академик ИАХ (1898)

Слайд 25

В 1873 году тринадцатилетний Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи,

В 1873 году тринадцатилетний Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи,

ваяния и зодчества.
Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.
Когда художник учился в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».
Слайд 26

Исаак Левитан «Мостик. Саввинская слобода», 1884

Исаак Левитан «Мостик. Саввинская слобода», 1884

Слайд 27

«Исаак Левитан «Саввинская слобода под Звенигородом», 1884

«Исаак Левитан «Саввинская слобода под Звенигородом», 1884

Слайд 28

«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не

«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не

должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», — писал Константин Паустовский.
Весной 1885 года, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.
Слайд 29

Исаак Левитан «Берёзовая роща». 1885—1889 Бумага на холсте, масло. 28,5 × 50 см. ГТГ

Исаак Левитан «Берёзовая роща». 1885—1889
Бумага на холсте, масло. 28,5 × 50

см. ГТГ
Слайд 30

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег

не было. В апреле 1885 года он поселился неподалёку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы.
Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.
В середине 1880-х годов материальное положение художника улучшилось. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовал выставку пятидесяти пейзажей. В конце 1880-х — начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.
Слайд 31

В 1887 году художник осуществил свою мечту: он отправился на Волгу,

В 1887 году художник осуществил свою мечту: он отправился на Волгу,

которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов. Первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой».
На следующий год он снова решил ехать на Волгу. Во время путешествия он неожиданно для себя открыл красоты маленького, тихого городка Плёс. Он решил задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провёл в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890). Из Плёса Левитан ездил в Кострому, Кинешму, Юрьевец. Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов. Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.
Слайд 32

Исаак Левитан «После дождя. Плёс». 1889 Холст, масло. 80 × 125 см. ГТГ

Исаак Левитан «После дождя. Плёс». 1889
Холст, масло. 80 × 125 см.

ГТГ
Слайд 33

Исаак Левитан «Над вечным покоем». 1894 Холст, масло. 150 × 206 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Исаак Левитан «Над вечным покоем». 1894
Холст, масло. 150 × 206 см
Государственная

Третьяковская галерея, Москва
Слайд 34

В конце 1889 — в начале 1890 года Левитан впервые совершил

В конце 1889 — в начале 1890 года Левитан впервые совершил

поездку в Западную Европу, посетил Францию и Италию. Он хотел ближе познакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке. Вероятно, особенно интересовали его ретроспективная экспозиция давно любимых им художников барбизонской школы и произведения импрессионистов. По свидетельству Нестерова, «там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен».
Слайд 35

В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных

В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных

выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке.
Слайд 36

Исаак Левитан «У омута». 1892 Холст, масло. 150 × 209 см. ГТГ

Исаак Левитан «У омута». 1892
Холст, масло. 150 × 209 см. ГТГ

Слайд 37

В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть

В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть

Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан..
Слайд 38

Исаак Левитан «Владимирка». 1892 Холст, масло. 79 × 123 см. ГТГ

Исаак Левитан «Владимирка». 1892
Холст, масло. 79 × 123 см. ГТГ

Слайд 39

Исаак Левитан «Вечерний звон». 1892 Холст, масло. 87 × 107,6 см

Исаак Левитан «Вечерний звон». 1892
Холст, масло. 87 × 107,6 см

Слайд 40

Исаак Левитан «Март» 1895 г. Холст, масло. 60 × 75 см. ГТГ

Исаак Левитан «Март» 1895 г. Холст, масло. 60 × 75 см.

ГТГ
Слайд 41

«Март» — хрестоматийный пейзаж Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году.

«Март» — хрестоматийный пейзаж Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году.

Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии. Она экспонировалась на выставках 1896 года, и в том же году была куплена Павлом Третьяковым.
Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана. Она также служит примером влияния импрессионизма на творчество художника.
Слайд 42

Исаак Левитан «Золотая осень». 1895 Холст, масло. 82 × 126 см. ГТГ

Исаак Левитан «Золотая осень». 1895
Холст, масло. 82 × 126 см. ГТГ

Слайд 43

«Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана 1895—1897 годов, в

«Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана 1895—1897 годов, в

которую, кроме неё, включают «Март» (1895), «Свежий ветер. Волга» (1891—1895), «Весна. Большая вода» (1897) и другие полотна. Эта картина «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы». Она также служит одним из характерных примеров влияния импрессионизма на творчество художника.
Слайд 44

Исаак Левитан «Свежий ветер. Волга». 1895 Холст, масло. 72 × 123 см. ГТГ

Исаак Левитан «Свежий ветер. Волга». 1895
Холст, масло. 72 × 123 см.

ГТГ
Слайд 45

Исаак Ильич Левитан «Весна. Большая вода». 1897 Холст, масло. 64,2 × 57,5 см ГТГ

Исаак Ильич Левитан
«Весна. Большая вода».
1897
Холст, масло.
64,2 × 57,5 см
ГТГ

Слайд 46

Исаак Левитан «Озеро». 1899—1900 Холст, масло. 149 × 208 см. ГРМ

Исаак Левитан «Озеро». 1899—1900
Холст, масло. 149 × 208 см. ГРМ