Понятие архитектурной идеи

Содержание

Слайд 2

ИДЕЯ это организованная в мышлении совокупность представлений, -отражающих реальность в сознании

ИДЕЯ
это организованная в мышлении совокупность представлений,
-отражающих реальность в сознании

человека,
-выражающих отношение к ней и
-являющихся основным принципом миропонимания
Слайд 3

Что такое представление? «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» трактуется как: (а) «образ ранее воспринятого предмета

Что такое представление?

«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» трактуется как:
(а) «образ ранее воспринятого предмета или явления

(представление памяти, воспоминание) и
(б) образ, созданный продуктивным воображением».
вопрос: представление и образ — это синонимы?
Слайд 4

Почему же сразу не определить идею как совокупность образов? Ведь термин

Почему же сразу не определить идею как совокупность образов?
Ведь термин «ОБРАЗ»

многим кажется более простым и очевидным.
Но это не так!
Слайд 5

В психологии ОБРАЗ — это субъективная картина мира, включающая самого субъекта,

В психологии ОБРАЗ — это субъективная картина мира, включающая самого субъекта,

других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий
Художественный ОБРАЗ — это форма мышления в искусстве, то есть иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое
Слайд 6

«ОБРАЗ» обладает двумя важными свойствами: ─ он всегда субъективен! например: стеклянный

«ОБРАЗ» обладает двумя важными свойствами:

─ он всегда субъективен!
например:
стеклянный стакан одним

человеком воспринимается как сосуд для питья; другим — как ёмкость, изготовленная из стекла, третий видит в нем возможность особого преломления света, для четвертого это может быть миниаквариум и т.д.
─ он всегда очень конкретен :
например,
непосредственный образ своей комнаты, образ Новосибирского театра оперы и балета, образ друга
Слайд 7

Образ включает не только реальность, переработанную творческой фантазией художника, но и

Образ включает не только реальность, переработанную творческой фантазией художника, но и

его субъективное отношение к изображенному, а также все богатство личности творца.
Сторонники «образного» определения идеи легко переходят к позиции «о вкусах не спорят» и всегда скептически относятся к возможности рационального, объективного анализа содержания творческих идей.
Слайд 8

По Платону: реальность и видимость, знание и мнение. Знания систематизированы и

По Платону:
реальность и видимость,
знание и мнение.
Знания систематизированы

и непротиворечивы, уложены в стройные, обобщающие опыт теории и потому надёжны.
Мнения описывают «ложное бытие» — они ненадёжны, потому что опираются на ограниченный и противоречивый личный опыт, на неосмысленные наблюдения, на иллюзии и слухи.
Слайд 9

инструментарий рассудочного познания мира,— то есть доказуемого и предсказуемого: представления, определения, понятия и категории

инструментарий
рассудочного познания мира,— то есть доказуемого и предсказуемого:
представления,
определения,


понятия и
категории
Слайд 10

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ содержит принципиальные сведения об объекте и такие его характеристики, с

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ содержит принципиальные сведения об объекте и такие его характеристики, с

помощью которых описываются его видовые свойства (принадлежность к определенной группе объектов реальности) и родовые (генезис)
Слайд 11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ — это установление смысла незнакомого термина с помощью терминов знакомых

ОПРЕДЕЛЕНИЕ — это установление смысла незнакомого термина с помощью терминов знакомых


Слайд 12

ПОНЯТИЕ— форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и

ПОНЯТИЕ— форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и

явлений.
КАТЕГОРИИ— наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
Слайд 13

ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе

ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе

и обществе.
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ —устойчивая тенденция, определяющая изменение того или иного объекта реальности
Слайд 14

Резюме: во-первых, мы пользуемся несколькими формами отражения реальности; во-вторых, «образы» и

Резюме:
во-первых, мы пользуемся несколькими формами отражения реальности;
во-вторых, «образы» и

«представления», как формы отражения реальности, лежат в разных плоскостях (условно в плоскости ощущений и в плоскости рассудка);
в-третьих, «образы» всегда субъективны;
в-четвертых, «представления», построенные рационально, могут иметь много носителей.
Слайд 15

Характеристика идей идеи индивидуальные, имеющие субъективный характер (и тогда реальность отражается

Характеристика идей

идеи индивидуальные, имеющие субъективный характер (и тогда реальность отражается в

образах). Их носителем может быть один человек, поскольку он наполнил идею своим собственным образным содержанием (например, идея собственного образования, идея проектного решения, идея построения семьи и т.д.,)  
идеи, принятые большим количеством людей (например, профессиональным сообществом) или даже общепринятые (например, жителями страны), поскольку они построены на обобщающих представлениях
Слайд 16

Автор научной идеи должен быть максимально «объективен», а в её содержании

Автор научной идеи должен быть максимально «объективен», а в её содержании

не должно быть «ничего личного».
Автор художественной идеи «субъективен» и достоинства творчества художника видятся как раз в его оригинальности.
Слайд 17

Два суждения о характере архитектуры: 1. Архитектура полностью относится к художественному

Два суждения о характере архитектуры:

1. Архитектура полностью относится к художественному творчеству

и тогда она воспринимается, описывается, строится, оценивается по законам искусства;
2. Архитектура — это сфера, лишь частично захватывающая искусство, но имеющая свои структурные, технологические и другие особенности, отличные от искусства.
Слайд 18

Социально-функциональный подход к формированию архитектурной идеи А.В. Иконников: главный признак произведения

Социально-функциональный подход к формированию архитектурной идеи

А.В. Иконников: главный признак произведения архитектуры

— пространство, целесообразно организованное для определенной социально значимой цели, вмещающее человека и воспринимаемое им зрительно.
Слайд 19

Понятия, необходимые для обсуждения социальных оснований архитектурной идеи Б. Г. Бархин:

Понятия, необходимые для обсуждения социальных оснований архитектурной идеи

Б. Г. Бархин: главная

задача архитектуры в организации
(1) социальных процессов и
(2) общественных функций в целесообразной пространственной среде.
Слайд 20

Социальные ПРОЦЕССЫ ― это последовательные серии явлений, включающих взаимодействия людей друг

Социальные ПРОЦЕССЫ ― это последовательные серии явлений, включающих взаимодействия людей друг

с другом, или серию закономерно сменяющих друг друга состояний, происходящих в организации или в составе групп, изменяющих отношения между людьми или отношения между составными элементами общности
Социальные ФУНКЦИИ ― это роль, которую выполняет определённая социальная группа, определённый социальный институт по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Слайд 21

Выявление социальных компонентов архитектурной идеи: (а) описать процесс, (б) увидеть его

Выявление социальных компонентов архитектурной идеи:

(а) описать процесс,
(б) увидеть его траекторию,

или вектор,
(в) выяснить для себя и показать всем, что в этом процессе его не устраивает (либо темпы, либо направленность, либо последствия), и
(г) свой проект рассматривать и предъявлять как средство прицельного воздействия на изменение этого процесса.
Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Функция — это комплекс задач, который раскладывается на три слоя: 1.

Функция — это комплекс задач, который раскладывается на три слоя:

1. В

первом слое решаются задачи, связывающие архитектурный объект с обществом, социальными явлениями и процессами -МИССИЯ
2. Во втором ― задачи, связанные с конкретным местом проектируемого конкретного объекта в конкретной социально-пространственной среде –СРЕДОВАЯ РОЛЬ
3. В третьем ― задачи, связанные со сценарием жизни (с технологиями) в конкретном проектируемом объекте - НАЗНАЧЕНИЕ
Слайд 25

Миссия у Корбюзье — это - выражение мощи и непостижимости «мира

Миссия у Корбюзье — это
- выражение мощи и непостижимости «мира

горнего»
- место соединения миров - земного и потустороннего небесный, божественный город,
- рефлексия над историей храмовой архитектуры: романской архитектуры и готики, барокко и модерна, древнейшего типа молитвенного сооружения - скинии
Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

СРЕДОВАЯ РОЛЬ функция во втором слое - решение связи объекта с

СРЕДОВАЯ РОЛЬ
функция во втором слое - решение связи объекта с

окружающей его социальной и предметной средой.
У Корбюзье – Окружение – поля и холмы, простирающиеся до горизонта, вертикали башен древних замков, расположенных на невысоких вершинах холмов- все это безграничное пространство вовлекается в обозрение храма. Вертикальные объемы, включенные в композицию капеллы, перекликаются с далекими башнями древних крепостей.
Слайд 34

НАЗНАЧЕНИЕ функция в третьем слое - сценарий осуществления задуманной миссии. Сценарий

НАЗНАЧЕНИЕ
функция в третьем слое - сценарий осуществления задуманной миссии.
Сценарий

подчинен требованиям организации религиозных отправлений в протестантской церкви: в предельно простом интерьере - неровные пол и потолок; исповедальни как бы высечены прямо в скале. Вся южная стена усеяна окошками и витражами, но этой стене еще есть отверстие, свет из которого попадает прямо на скульптуру Богоматери. Службы можно проводить и под открытым небом.
Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Домашнее задание : Найти архитектурный объект, идея которого построена в социально-функциональном

Домашнее задание : Найти архитектурный объект, идея которого построена в социально-функциональном

подходе
Для этого необходимо:
Найти авторский текст, описывающий идею объекта
Определить тип идеи
Оформить в формате А-4 задание, разместив на листе сам объект, авторский текст, ссылку на источник, Вашу квалификацию подхода.
Слайд 39

Рекомендация 1. Для выявления идеи архитектурного сооружения, необходимо иметь дело с

Рекомендация 1. Для выявления идеи архитектурного сооружения, необходимо иметь дело с

авторским текстом.

ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1) Оперный театр Уотцона это:
застывшая музыка,
выброшенный на сушу белый кит,
галеон, отплывающий в волшебную страну эльфов,
девять ушей, прислушивающихся к ангельскому пению,
девять играющих в футбол монашек,
когти, оттяпанные у огромной собаки-альбиноса,
что-то выползло из бухты и сдохло ... .
Сам Уотцон, следовал греческой пословице "Боги видят со всех сторон":
Идея — крыша - "пятый фасад"

Слайд 40

ИНТЕРПРЕТАЦИИ 2) Капелла Роншан: крыло птицы головной убор католического священника церковные

ИНТЕРПРЕТАЦИИ
2) Капелла Роншан:
крыло птицы
головной убор католического священника
церковные своды или
бойницы

неприступной крепости.
Сам Корбюзье: «форма христианского храма, приспособленная для определенных религиозных отправлений и, при этом, содержащая в себе романские и готические традиции христианского храмостроения, хоть и выполненные в новом материале».
Слайд 41

Рекомендация 2. Отнесение идеи к одному из двух типов: «форма →

Рекомендация 2. Отнесение идеи к одному из двух типов: «форма →

функция» или «функция → форма»

Образ динамичного человеческого торса, охваченного движением, напоминающем об античном метателе дисков, Калатрава создал с помощью сдвинутых друг относительно друга кубов.

Слайд 42

Рекомендация 2. Отнесение идеи к одному из двух типов: «форма →

Рекомендация 2. Отнесение идеи к одному из двух типов: «форма →

функция» или «функция → форма»

Музыкальный центр в Сиэтле Фрэнк Герри Фрэнка Гери

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

«Весной 2000 г. В Сиэтле было построено здание, известное как музей

«Весной 2000 г. В Сиэтле было построено здание, известное как музей

Джимми Хендрикса. Идея строительства музыкального центра принадлежала уроженцам Сиэтла: миллиардеру Полу Алену и легендарному гитаристу Хендриксу, который утверждал, что у музыки есть свой дом: она обитает в некоем Небесном храме и является универсальным языком, способным объединить людей.
Архитектор Фрэнк Гери создал сооружение, идея которого, по словам автора, была подсказана грудой мусора около магазина электрогитар, расположенного рядом с его офисом. Наиболее высокая часть – Sky Church, тот самый Небесный храм, о котором мечтал Хендрикс, — окрашена в бордовый цвет; отсюда начинается путешествие по фантастическому музею. Внутри Гери сделал несколько обособленных пространств: мультимедиа-центр Artists Jоuгmеу; огромный общий зал, где установлен самый большой в мире видеоэкран; три выставочных зала. Поверхность стен облицована цветным алюминием, что создает калейдоскопический эффект. Фрэнк Гери считает, что «здание задумано как отражение разных слоев американского подсознания, ассоциирующихся с изогнутыми блестящими гитарами, корпусами автомобилей и взятыми напрокат элегантными, но слегка поношенными смокингами»»
Слайд 46

«Здание задумано как отражение разных слоев американского подсознания, ассоциирующихся с изогнутыми

«Здание задумано как отражение разных слоев американского подсознания, ассоциирующихся с изогнутыми

блестящими гитарами, корпусами автомобилей и взятыми напрокат элегантными, но слегка поношенными смокингами»
— вот текст, который теперь необходимо назвать образом или представлением.
Слайд 47

Состав помещений интерактивного музейно-выставочный центра, где люди учились бы любить, понимать

Состав помещений интерактивного музейно-выставочный центра, где люди учились бы любить, понимать

и чувствовать музыку:
огромная концертная площадка с превосходным освещением и акустикой,
звуковая лаборатория, где посетители имеют возможность делать собственную музыку, а желающие могут научиться играть на музыкальных инструментах или почувствовать себя на сцене
двенадцать звукоизолированных площадок, способных подключаться друг к другу. экспозиции, называемые "Северо-западным пассажем", которые посвящены традициям и персоналиям северо-западных музыкальных течений
коллекция инструментов и снимков "Вехи", отражающая наиболее важные моменты поп-музыки
комнаты интерактивных экспозиций
специальные галереи образовательного и кураторского разделов представлены десятки тысяч экспонатов, — от рекламных листовок до картинок, одежда и гитары, возможно, самое большое количество гитар, собранных в одно время и в одном месте.
помещения для воспроизводства аудио и видеозаписей