Портрет. Спецвыпуск XIX век

Содержание

Слайд 2

XIX век: под знаком личности Идеологически суверенность человека была зафиксирована «Декларацией

XIX век: под знаком личности

Идеологически суверенность человека была зафиксирована «Декларацией прав

человека
и гражданина». Философы утверждали, что «каждый человек – маленькое общество»,
а «совершенный человек – это маленький народ» (Новалис). Фихте провозгласил человеческое «Я» «единственной реальностью, всемогущей творческой силой, всё создающей и совпадающей в конечном счете
с самосознанием всего человечества».

Романтизм выступает в двух ипостасях – героико-драматической и меланхолико-трагической, что соответствует разочарованию в мире.

К.Д. Фридрих. Странник над морем тумана. 1818

Слайд 3

Если в барокко человек является частью стихий, слит с ними, то

Если в барокко человек является частью стихий, слит с ними, то


в романтизме человек выступает как субъект, повелевающий стихиями, противостоящий им, пропускающий их через себя.
Это воплощено в виде свободного развертывания фигуры Гиймарде вовне на портрете кисти Гойи. Наполеон на картине А. Гро представлен в образе повелителя стихий. Паганини Делакруа своим смычком озвучивает немоту космических стихий.

Э. Делакруа. Портрет
Никколо Паганини. 1832

Ф. Гойя. Портрет Фердинанда Гиймарде. 1798

А.Ж. Гро. Бонапарт на Аркольском мосту 1796

Слайд 4

На рубеже XVIII и XIX вв. впервые после Ренессанса человек снова

На рубеже XVIII и XIX вв. впервые после Ренессанса человек снова

отваживается на штурм Вселенной. Напор воли влечет героев
на «передний край» жизни, к опасной грани выхода из «своего»
мира и из самих себя. Все риски противостояния вызывают только еще большее воодушевление и веру в собственные силы героев
на портретах Гойи, Лоуренса, Гро.

Ф. Гойя. Портрет графа
де Фернана Нуньеса. 1803

Т. Лоуренс. Портрет Артура Этерли в костюме студента Итонского колледжа. Фрагмент. Ок. 1792

А. Гро. Портрет полковника
Ф. Фурнье-Сарловеза. 1812

Слайд 5

Образ Е.В. Давыдова демонстрирует специфическую спонтанность волеизъявления, присущую русскому характеру. Лейтенант

Образ Е.В. Давыдова демонстрирует специфическую спонтанность волеизъявления, присущую русскому характеру. Лейтенант

Дьедонне, герой полотна Т. Жерико, воспламеняется энергией среды.

Т. Жерико. Портрет г-на Д. (лейтенанта Дьедонне)
Офицер конных егерей императорской
гвардии, идущий в атаку. 1812

О. Кипренский. Портрет лейб-гусарского
полковника Евграфа Владимировича Давыдова.1809

Слайд 6

Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья

Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может

быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

А.С. Пушкин
Пир во время чумы

О. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827

В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Слайд 7

Особенно активно внутренний потенциал личности проявляется, когда ее энергия входит в

Особенно активно внутренний потенциал личности проявляется, когда ее энергия входит в

резонанс
с национальной энергетикой. В женском портрете кисти Гойи ощущается неукротимость народных образов.

Ф. Гойя. Портрет доньи Исабель Кабос де Порсель
1806

Слайд 8

По мере нарастания давления внешней среды драматизм противостояния человека и мира

По мере нарастания давления внешней среды драматизм противостояния человека и мира


в романтическом портрете обостряется. Юные герои полотен сжигают себя в пожаре собственной души, разрушая «темницы тесной плоти» (М. Волошин).

Ф. Гойя. Портрет Сабасы Гарсиа. Ок. 1805

Т. Жерико. Портрет двадцатилетнего Делакруа. 1819

О. Кипренский. Портрет
мальчика Челищева. 1808

Слайд 9

Жестко встает вопрос о цене и о готовности человека платить за

Жестко встает вопрос о цене и о готовности человека платить за

право померяться со стихиями мира.
В картине Жерико «Художник в мастерской» на стене рядом с античной маской и черепом висит палитра, формой
и цветом похожая на вынутое из тела незащищенное сердце.

Романтики открывают собою череду художников, расплачивающихся собственной жизнью за предоставление своей души для непостижимых игр мироздания, из которых рождается творчество.

Т. Жерико. Портрет художника
в мастерской. 1820

Э. Делакруа. Автопортрет
в зеленом жилете. Ок. 1837

Э. Делакруа. Портрет
Фредерика Шопена. 1838

Слайд 10

Восприемником романтизма явился символизм, для которого предметом искусства стал «универсальный образ

Восприемником романтизма явился символизм, для которого предметом искусства стал «универсальный образ

мира – не только и не столько в его материальной явленности, сколько в его духовной, божественной сущности» (В.И. Раздольская).

В картинах немецкого романтика-символиста
Филиппа Отто Рунге связь с универсумом осуществляется через «единение любящих сердец».

Мы втроем (Автопортрет с женой и братом Даниэлем). 1805

Портрет родителей художника. 1806

Автопортрет
1803

Рунге

Слайд 11

Меловые скалы на острове Рюген 1818 Каспар Давид Фридрих ввел Вселенную

Меловые скалы на острове Рюген
1818

Каспар Давид Фридрих ввел Вселенную в мир

человека. Свои грандиозные мистико-символические пейзажи художник всегда сопровождал фигурой наблюдателя, зачастую имеющего автобиографические черты.

Аббатство в дубовом лесу. 1810

Монах у моря. 1809

Фридрих

Автопортрет. 1810

Слайд 12

Реализм отказался от метафизики сверхъестественного, но не от концепции зависимости природы

Реализм отказался от метафизики сверхъестественного,
но не от концепции зависимости природы

от воспринимающего и интерпретирующего ее субъекта. В полемической форме это заявлено в картине Гюстава Курбе «Морской берег близ Палаваса», композиционно повторяющей работу Фридриха «Монах у моря». Отныне художник – это человек в конкретности своих восторженных эмоций, а не отстраненный наблюдатель.

Морской берег близ Палаваса. 1854

Здравствуйте, господин Курбе. 1854

Курбе

Автопортрет (Мужчина
с трубкой). 1849

Слайд 13

В программном полотне «Мастерская художника» всё измеряется конкретностью человека. Целостность социума

В программном полотне «Мастерская художника» всё измеряется конкретностью человека. Целостность социума

представлена исключительно портретными персонажами – от Наполеона III до поэта Шарля Бодлера.

Г. Курбе. Мастерская художника.1855

Слайд 14

Высокий статус личности спровоцировал вторжение портрета в жанр ню, считавшийся заповедником

Высокий статус личности спровоцировал вторжение портрета в жанр ню, считавшийся заповедником

классики.
Эдуард Мане в своей «Олимпии» отважился
не только придать портретные черты своей обнаженной героине, но и наделить ее конкретностью недвусмысленного запретительного жеста
и пристальным взглядом, которым с портретов
на зрителя до этого чаще всего смотрели мужчины.

Э. Мане. Олимпия. 1863

Слайд 15

Следующим шагом в сторону субъективизации картины мира в портрете сделал Эдгар

Следующим шагом в сторону субъективизации картины мира в портрете сделал Эдгар

Дега, психологизируя среду, окружающую персонажей.
В «Семье Беллелли» драма душевных состояний подчеркнута пространственной паузой между сплоченной женской половиной семейства
и маргинальной уединенностью его главы.

Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми,
переходящий площадь Согласия). 1875

Портрет семьи Беллелли. 1858–1867

Автопортрет
1855

Дега

Слайд 16

Гоген Автопортрет Поля Гогена является парафразой на полотно Курбе – художник

Гоген

Автопортрет Поля Гогена является парафразой на полотно Курбе – художник и

его визави на этом полотне лишены лиц. Отсутствие лица
или возврат к непроницаемой маске может быть знаком как отсутствия личности, так и наоборот, соединения человека с первобытным макрокосмом. Взволнованный фантастический пейзаж за спиной Гогена свидетельствует в пользу последнего.

Здравствуйте, господин Гоген! 1889

Здравствуйте, господин Курбе
1854

Слайд 17

Прекрасная Анжела.1889 Чтобы подчеркнуть языческую первооснову человечества, Гоген использует образность народной

Прекрасная Анжела.1889

Чтобы подчеркнуть языческую первооснову человечества, Гоген использует образность народной деревянной

скульптуры, первобытных ритуальных артефактов, слияние лица портретируемого со звериной маской.

Нирвана. Портрет Мейера де Хана.1889

Автопортрет
с желтым Христом
1890

Слайд 18

Еще более решительно к образу рассеянного во Вселенной Первочеловека обращается Поль

Еще более решительно к образу рассеянного во Вселенной Первочеловека обращается
Поль

Сезанн. Натюрморт из четырех черепов дает ключ к разгадке «геологической» основы
его портретов, базовую форму которых задают «кости земли» – гора и камень

Сезанн

Натюрморт
с черепами
1900

Мадам Сезанн в голубом. 1886

Автопортрет
с палитрой
1890

Слайд 19

Ван Гог Автопортретом в творчестве Винсента Ван Гога является всё. Это

Ван Гог

Автопортретом в творчестве
Винсента Ван Гога является всё. Это и

интерьер его жилища – стулья, спальни, и предсуицидный пейзаж
«Вороны в пшеничном поле», не говоря уже об огромном количестве автопортретов.

Вороны в пшеничном поле. 9 июля 1890

Стул Ван Гога. 1889

Спальня Ван Гога в Арле. 1889

Автопортрет. 1888

Слайд 20

Ван Гог перевоплощается в Христа и Будду. Он может быть солнцем

Ван Гог перевоплощается в Христа и Будду. Он может быть солнцем

Прованса в соломенной шляпе, пламенем, водной или воздушной стихией (автопортреты сентября 1889) и так до исчерпания всех природных и психологических стихий.

Пьета. 1889

Автопортрет
Поклонник Будды. 1888

Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой. 1889

Слайд 21

Автопортреты Ван Гога Автопортрет в соломенной шляпе. 1888 Автопортреты сентября 1889 г.

Автопортреты Ван Гога

Автопортрет в соломенной шляпе. 1888

Автопортреты сентября 1889 г.