Русская культура 19 века

Содержание

Слайд 2

I. Особенности развития культуры в 19 веке XIX в. стал для

I. Особенности развития культуры в 19 веке

XIX в. стал для

культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли.

Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество.

Слайд 3

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к

российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п.

Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл
вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениях с Европой и западноевропейской культурой.

Слайд 4

Западники воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие

Западники
воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны

по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве.

Славянофилы
подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям

Слайд 5

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили

развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве.
И 19 век по праву называют «золотым веком», эпохой, когда российская культура и литература не только приобретают самобытность, но, в свою очередь, оказывают серьезное влияние и на мировую культуру.
Слайд 6

II. Образование и просвещение. Уровень образованности общества – один из показателей

II. Образование и просвещение.

Уровень образованности общества – один из показателей

культурного состояния страны.
В России в конце 18 – начале 19 века он был крайне невысок.Правительство Александра I создает систему государственного бессословного образования:
одногодичная приходская школа, трехклассные уездные училища и семиклассные гимназии.

Николай I учреждает замкнутый сословный характер образования: приходские школы для крестьян,
уездные училища для детей купцов,
ремесленников,
гимназии, кадетские корпуса для детей
дворян и чиновников.
Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

Слайд 7

Образцовым учебным заведением стал с 1811 года Царскосельский лицей, программа которого

Образцовым учебным заведением стал с 1811 года Царскосельский лицей, программа

которого соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Дельвиг;
дипломаты А.Горчаков и Н.Гирс; министр просвещения Д.Толстой и другие.

Широко была распространена система домашнего образования, где основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В первой половине 19 века в России не было системы женского образования.

Слайд 8

Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных людях, но в

Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных людях, но

в то же время боялись широкого просвещения народа, поскольку именно среди образованных людей распространялись вольнодумство и стремление к преобразованиям.
«Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти», - объяснял А.Бенкендорф

19 век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. Ведущие журналы, на страницах которых велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков, - «Вестник Европы», «Современник», «Отечественные записки». Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

Слайд 9

Слайд 10

III. Литература. Именно расцвет литературы позволил определить 19 век как «золотой

III. Литература.

Именно расцвет литературы позволил определить
19 век как «золотой

век» русской культуры.

В литературе первой половины 19 века сложились те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие:
* народность;
* высокие гуманистические идеалы;
* гражданственность;
* чувство национального самосознания;
* патриотизм;
* поиски социальной справедливости

Слайд 11

На рубеже 18 – 19 веков классицизм уступил место сентиментализму. Героические

На рубеже 18 – 19 веков
классицизм уступил место сентиментализму.

Героические события 1812

года способствовали появлению романтизма.

Во второй четверти 19 века в европейской литературе начал утверждаться реализм.
В России основоположником реализма стал А.С.Пушкин. После «Евгения Онегина» этот худ.метод стал доминирующим.

Слайд 12

IV. Театр. Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть

IV. Театр.

   Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть

все большую роль в общественной жизни страны, беря на себя отчасти и роль общественной трибуны.
Начиная с1803 г. на российской сцене доминируют императорские театры.
Слайд 13

В театрах в начале 19 века господствовали классицизм и сентиментализм, позднее

В театрах в начале 19 века господствовали классицизм и сентиментализм,

позднее появились романтические пьесы.
Романтизм на русской сцене связан с именем П.С. Мочалова, известного своей игрой с драмах Шиллера, создавшего образ романтического героя.

Павел Степанович Мочалов

В 30-40-е годы 19 века под влиянием отечественной литературы утверждаются реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка в 1836 году пьесы Н.Гоголя «Ревизор» .
Становление реалистической школы актерского искусства в России связано с именем М.С.Щепкина ( роли Фамусова и Городничего в Малом театре)

Михаил Семенович Щепкин

Слайд 14

Конец 19 века стал свидетелем "театральной революции" К.С. Станиславского и В.И.

    Конец 19 века стал свидетелем
"театральной революции" 
К.С. Станиславского и В.И.

Немировича-Данченко,
создавших в 1898 г.
Московский Художественный Академический Театр.
Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра 19 века и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей.

    Развитие русского театра середины – второй половины 19 столетия неразрывно связано с именем А.Н. Островского, пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра.

Александр Николаевич Островский

Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович
Немирович - Данченко

Слайд 15

V. Музыка. В первой половине 19 века зарождается национальная музыкальная школа,

V. Музыка.

В первой половине 19 века зарождается национальная музыкальная школа, которая

связана с именем М.И.Глинки, родоначальником всех основных жанров классической музыки: оперы, романса, симфонии, этюдов, хоров, струнных квартетов. Он соединил классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями.

Михаил Иванович Глинка

Творчество «Могучей кучки» утвердило жанр музыкальной драмы.
"Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" Римского-Корсакова
составляют гордость русского
и мирового искусства.

Слайд 16

Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих

    Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих

произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе 19 века, к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа").

Петр Ильич Чайковский

Слайд 17

Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и в

Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и

в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется романтизмом, проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова, а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века.

VI. Живопись.

Орест Адамович
Кипренский

Василий Андреевич
Тропинин

Карл Павлович
Брюллов

Слайд 18

Наиболее значимым явлением в живописи 19 века стало «Товарищество передвижных художественных

Наиболее значимым явлением в живописи 19 века стало «Товарищество передвижных

художественных выставок», в состав которого входили такие художники-передвижники, как
И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, И. Левитан, В. Маковский.

Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции, история России, проблемы современной действительности, а также манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

Репин

Крамской

Суриков

Левитан

Шишкин

Перов

Слайд 19

Репин «Не ждали», 1884 Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 Шишкин «Утро

Репин «Не ждали», 1884

Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881

Шишкин «Утро в сосновом

лесу», 1889

Левитан «Золотая осень», 1895

Слайд 20

VII. Архитектура. Архитектура 19 века - это прежде всего решение больших

VII. Архитектура.

Архитектура 19 века - это прежде всего решение больших

градостроительных задач, где господствует поздний классицизм.
В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. Петербург становится подлинным шедевром мирового зодчества.
Слайд 21

После пожара 1812 года интенсивно отстраивается Москва. Появляются новые типы зданий,

После пожара 1812 года интенсивно отстраивается Москва.

Появляются новые типы зданий,

в строительстве которых архитекторы стремятся к стилизации «под старину», результатом чего становится появление так называемого «неорусского» стиля. Это здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др.
В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.