Кузнецов Павел Варфоломеевич – русский и советский художник-символист (1878-1968)

Содержание

Слайд 2

Кузнецов Павел Варфоломеевич Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца

Кузнецов Павел Варфоломеевич

Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца

(дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его одноклассника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.
Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897. Учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».
В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символистского толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входил в объединение «Мир искусства».
В 1902 году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным расписали церкви Казанской Божьей Матери в Саратове. Находясь на острие художественной мысли того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены.
Слайд 3

Выставки Париж (1906) «Голубая роза» (1907) Париж (1923)

Выставки

Париж (1906)
«Голубая роза» (1907)
Париж (1923)

Слайд 4

Кузнецов Павел «Девочка на солнце» 1901-1902 Холст, масло

Кузнецов Павел «Девочка на солнце» 1901-1902 Холст, масло

Слайд 5

Кузнецов Павел «Садик в Саратове» 1901-1902 Холст, масло

Кузнецов Павел «Садик в Саратове» 1901-1902 Холст, масло

Слайд 6

. Кузнецов Павел «Голубой фонтан» 1905 Темпера, холст

. Кузнецов Павел «Голубой фонтан» 1905 Темпера, холст

Слайд 7

Кузнецов Павел «Весна в Крыму» 1910 Холст, масло

Кузнецов Павел «Весна в Крыму» 1910 Холст, масло

Слайд 8

«Мираж в степи» Картина получила очень девственный и исключительно поэтический окрас.

«Мираж в степи»
Картина получила очень девственный и исключительно поэтический окрас.

Праздное и некое лирическое звучание, даже более глубокое, чем есть на самом деле.
Зрителю становится понятно, что весь антураж, предметы, человеческие фигуры, будто случайно увиденные мастером, специально выполнены немного размыто и расплывчато, будто привиделись не только художнику, но и впоследствии зрителю.
Люди, изображенные на полотне, в степи будто мираж, и их образы мимолетны, на фоне чего-то вечного, именно поэтому, создаются такие призрачные образы, что упрощает их цветовой отблеск и восприятие, до каких-то невесомых фигур, но они-то как раз и являются центром картины, позволяющие понять основную задумку.
Можно обратить внимание, что изгибы и наклоны фигур, повторяются в линиях юрт, что на заднем плане. Мазки довольно широкие, даже чувствуется вибрация при их нанесении, именно они и передают дух пространства. Мастер показывает степь, разомкнутое пространство, что превращается в поток гаммы цветов.
Такая техника создает особенный матовый стиль, наполняя картину свечением
Слайд 9

Награды В 1901–1902 годах, будучи студентом, Павел Кузнецов дважды награждался двумя

Награды

В 1901–1902 годах, будучи студентом, Павел Кузнецов дважды награждался двумя малыми

серебряными медалями. В 1929 году он был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1937 году за панно "Жизнь колхоза" художник был награждён серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.
Слайд 10

Память В Саратове с 1988 года работает дом-музей Павла Кузнецова, расположенный

Память

В Саратове с 1988 года работает дом-музей Павла Кузнецова, расположенный в

восстановленном особняке его родителей, где он провёл детство и делал первые шаги как художник.
Слайд 11

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)

Слайд 12

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – выдающийся российский и советский художник, теоретик искусства.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – выдающийся российский и советский художник, теоретик искусства.


Кузьма Сергеевич родился 24 октября 1878 года в Хвалынске в семье сапожника. В детстве обучался в четырёхклассном училище, в эти годы имел возможность наблюдать за работой местных иконописцев, с чего началось увлечение живописью. В 1893 году после окончания школы работал в судоремонтных мастерских, предпринял неудачную попытку поступить в Самарское железнодорожное училище. В последующие два года учился живописи у Ф. Е. Бурова, после чего вернулся в Хвалынск. На родине его познакомили с находившимся в Хвалынске петербургским архитектором Р. Ф. Мельцером, который заинтересовался талантом юного художника и увёз его в столичное Центральное училище технического рисования Штиглица. С 1897 по 1905 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова. В дореволюционные годы путешествовал (в частности по Италии, Северной Африке), сотрудничал с театрами, для которых оформлял декорации, писал теоретические статьи (в основном исследование перспективы) и сочинял прозу. Раннее творчество художника было большей частью сконцентрировано на изображении обнажённой натуры. На этом этапе Петров-Водкин испытывал сильное влияние символизма и модерна. Визитными карточками художника стали работы "Купание красного коня" 1912 года и автопортрет, написанный в 1918 году. В дальнейшем после Октябрьской революции и женитьбы основными темами были исторические мотивы, сцены из сельской жизни, портреты. В советские годы Петров-Водкин преподавал в ряде художественных институтов и мастерских, был одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране. В августе 1932 года был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. Умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Слайд 13

«Купание красного коня» 1912 год Эта картина впечатляет размахом и яркостью

«Купание красного коня» 1912 год

Эта картина впечатляет размахом и яркостью красок.

Цветовой выбор построен вокруг контраста красного и синего. Также заметно типичное для символизма уплощение форм вместе с заполнением большей части холста одним и тем же тоном.
Багровый конь на этой картине понимается зрителем точно так же — как аллегория с Россией, вырывающейся из рук молодого наездника, еле справляющегося с вожжами.
Сюжетным, цветовым и композиционным центром картины безусловно является конь. Он так огромен, что даже не виден в полный рост, он просто не помещается на полотно целиком. Он буквально излучает мощь. Огненно-красный, кроваво-красный конь на этой картине делает ее совершенно нереальной. Он будто сознательно позволяет наезднику на себе удержатся. Его зрачок, устремленный в сторону зрителя, создает необычное чувство, будто животное думает о чем-то немыслимо важном, будто знает что-то очень существенное, но мы, людям, не в состоянии его услышать.
Молодой парень без одежды, сидящий верхом, подчеркивает окрас коня еще сильнее и еле сдерживает его вольный порыв. Эта своенравность животного усиленна концентрическими кругами на фоне его копыта, в то время как остальное водное пространство находится в состоянии спокойствия.
Слайд 14

«На линии огня» Движения военных плавные и замедленные. А выбранный художником

«На линии огня»

Движения военных плавные и замедленные. А выбранный художником композиционный

принцип позволяет рассмотреть героев и сбоку и сверху. Петров-Водкин удачно передал образ Земли именно как планеты. Военные будто поднимаются к какой-то вершине, но не могут подняться. И в целом образ этот весьма трагичен. Второе название этого полотна – «Первая немецкая война». Солдаты русской армии гибнут с полными ужаса и отчаяния глазами. Их задача – спасти, защитить царя и отечество. Вот только им не удается сделать ни то, ни другое. Складывается впечатление, что они сейчас также медленно упадут один за другим замертво на землю. И каждого будет эта паника и этот ужас в широко раскрытых глазах.
Картина четко выражает то трагическое время, когда страна буквально разваливалась на глазах, но каждый твердо верил в счастливое светлое будущее.
Слайд 15

«Богоматерь умиления злых сердец» Весомый опыт религиозных изображений художник получил ранее,

«Богоматерь умиления злых сердец»

Весомый опыт религиозных изображений художник получил ранее, во

время росписи стен церкви при Ортопедическом институте в Санкт-Петербурге. Затем мастер принимал участие в декорировании стен собора, расположенного в Кронштадте. Храм в Суме также расписан его рукой. Церковная деятельность оказала влияние на восприятие Петрова-Водкина. В 1915 году он закончил работу над изображением матери Божьей в образе простой крестьянки, кормящей ребенка грудью. Полотно получило название «Мать».
«Богоматерь умиления злых сердец» создавалась автором в период Первой мировой войны в 1915 году. Ее название перекликается с понятием иконописи Русской Православной церкви «Умягчение злых сердец». Полотно несет в себе отпечаток трагических для страны и людей событий военного времени. Несмотря на свои относительно небольшие размеры, картина является монументальным образцом живописи. Божья матерь на полотне покрыла голову красным платком. Ее ладони несут в себе успокоение и благословление.
В левой части картины имеется силуэт Богородицы с младенцем. Справа – Иисус Христос на распятье. Встревоженный, трепетный, сострадательный образ – один из сильнейших подобных шедевров, воздействующих на эмоции и чувства зрителя.
Слайд 16

«Черемуха в стакане» Что особенно уникально и ярко проявлено в этом

«Черемуха в стакане»

Что особенно уникально и ярко проявлено в этом произведении

– особый вариант перспективы, переданный художником. Весь натюрморт видится как бы сверху, создается необычная трехмерность изображения. Все детали группы перемежаются, прячутся друг за другом, но, наряду с этим, находятся на одной плоскости. Это неправильно, ведь получается, что все, что видимо глазу, должно скатиться вниз. Но именно в этом противодействии заключена особенность картины и творчество Петрова-Водкина. Это порождает напряженность атмосферы и эластичность пространства, которым он так умело жонглирует.
Многие не принимали и не понимали это видение мастера. Но художник оставался верен себе, постоянно находясь в поиске так называемой «подвижной» видимости. Петров-Водкин жаждал расширения художественных границ своих полотен. Уходя от сферической и классической перспектив в творчестве, он прибегал, фактически, к преображению художественного мира, извлечению нового путем искривления и нарушения правильности академических правил построения перспективы.
Слайд 17

«Фантазия» Дата создания полотна – 1925 г. Художник в расцвете творческих

«Фантазия»

Дата создания полотна – 1925 г. Художник в расцвете творческих сил

являет миру новый шедевр. Фоном выступает пейзаж природы с городским ландшафтом. Мазки кисти плавные и ритмичные. Фоновые краски спокойные, соответствуют природным. Зеленый, синий и оттенки коричневого разбавлены белыми полосами.
Центральный герой картины – юноша, сидящий на алом коне. Ярко-красный цвет скакуна захватывает основное внимание. Он выступает как цвет революционный, огненный, стремительный. Фигура животного зависла в прыжке, она кажется парящей над землей. Красного коня трактуют как символ самой Октябрьской революции. Настолько значимым было это событие для русского художника, и для судьбы страны.
Непривычным является характер построения композиции. В картине практически отсутствуют строгие горизонтальные и вертикальные линии. Вместо них живописец взял за основу наклонные оси. Горы, очертания равнин, даже перья облаков расчерчены хаотично. Эффект задает динамику изображению и делает все пространство композиции сферичным.
Простой и лаконичный фон сочетается на картине с фантастической главной фигурой. В итоге изображение кажется поэтичным, возвышенным и таинственно притягательным.