Русский хоровод

Содержание

Слайд 2

Кто и когда первым на Руси завел хоровод — за давностью

Кто и когда первым на Руси завел хоровод — за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый

древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века. 
Слайд 3

Слайд 4

Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света —

Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света — один из способов

приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст — с 12 лет, а где-то и позже. Главное — количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.
Слайд 5

Слайд 6

Танцы — занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные

Танцы — занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки — и по поводу. Весной заводили игру «Ручеек» —

символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов — вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.
Слайд 7

Слайд 8

На Руси водили два вида хоровода. Орнаменты — ни сюжета, ни

На Руси водили два вида хоровода. Орнаменты — ни сюжета, ни ролей. Знай ходи кругом,

заплетай рядами из хороводной цепи фигуры. Хореографические хитросплетения связывали с образами русской природы. «Во поле березка стояла» с веточками едва распустившегося весной белоствольного дерева. Виделись в хороводах узоры кружевниц и резчиков по дереву. Народное творчество, в свою очередь, напоминало змейку хоровода на кружевах или резной доске. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, — целое искусство и задача хитроумной хороводницы. Театрализованное действо с главными героями и сюжетом вкупе с хождением кругом. Особенность хороводов игровых. Сюжетная песня, действующие лица, что выражают свой характер мимикой и танцевальными фигурами. Изображали не только людей, но и зверей и птиц. Водили хороводы и на актуальные темы: выбор жениха или невесты, дела семейные и даже с социальным подтекстом — высмеивая помещиков.
Слайд 9

Слайд 10

Хоровод водили сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или

Хоровод водили сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или змейкой. На основе традиционного

танца каждая губерния и даже село создавали свои танцевальные картины. Круг в круге, два круга рядом или переливаясь друг в друга «восьмеркой». Каждый рисунок хоровода получал свое название: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель», столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг». Главное — не забывать, что хоровод — творчество в чистом виде со своими знаками и символами: венок — брак, платок — подушка, шелковая плеть — символ покорности и силы. Движутся танцующие в хороводе «по солнцу» или «против солнца» — по старой памяти.
Слайд 11

Слайд 12

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды,

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви

и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
Слайд 13

Слайд 14

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось

множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.
Слайд 15

Слайд 16

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше

находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства». М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»
Слайд 17

Слайд 18

Стиль «капуста» Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный

Стиль «капуста» Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был

максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.
Слайд 19

Слайд 20

Госуда́рственный академи́ческий хореографи́ческий анса́мбль «Берёзка» и́мени Н. С. Наде́ждиной — советский

Госуда́рственный академи́ческий хореографи́ческий анса́мбль «Берёзка» и́мени Н. С. Наде́ждиной — советский и российский

хореографический ансамбль русского народного танца. Создан в 1948 году советским балетмейстером и хореографом Надеждой Сергеевной Надеждиной (1904—1979), имя которой коллектив носит с июня 2000 года.
Слайд 21

Слайд 22

«Надеждина создала новый жанр сценического танца на народной основе и достигла

«Надеждина создала новый жанр сценического танца на народной основе и достигла

совершенства в стиле, стиле, ею созданном», - писал бельгийский журналист Альберт Бюрне в газете «Ле Cyap».
«Надеждина, будучи большим знатоком народного русского фольклора, умела придавать хореографическому искусству новую оригинальную форму, которая сделала это искусство неповторимым и, в своём роде, единственным во всём мире», - утверждала бразильская «Диарио Кариока».
Слайд 23