Сказочно – былинный жанр в живописи

Содержание

Слайд 2

Автопортрет Краткая биография. Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года

Автопортрет

Краткая биография.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском

селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника. Первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок.
Слайд 3

Художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто

Художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто

говорил: «Сколько я чудес видел!» Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картине «Царь Иван Васильевич Грозный»
Слайд 4

«Царь Иван Васильевич Грозный» Фигура царя занимала почти все полотно. Иван

«Царь Иван Васильевич Грозный»

Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный,

oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветовая гамма картины создавала впечатление монументальности.
Слайд 5

После побоища Игоря Святославича с половцами В картине «После побоища Игоря

После побоища Игоря Святославича с половцами

В картине «После побоища Игоря Святославича

с половцами», художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов. Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения Родине.
Слайд 6

Витязь на распутье Сумеречная степь, поле былой битвы с разбросанными по

Витязь на распутье

Сумеречная степь, поле былой битвы с разбросанными по нему

костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь.
Слайд 7

Богатыри Богатыри любимые герои русских былин - защитники своего народа. Так

Богатыри

Богатыри любимые герои русских былин - защитники своего народа. Так воплощена

в картине Васнецова богатырская застава древней Руси. Защитники могучи. В лаконичном пейзаже переданы просторы, необъятность русской земли.
Слайд 8

Аленушка Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» -

Аленушка

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» - образ

горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки.
Слайд 9

Ковер- самолет Любовь к фольклору, к русской сказке Васнецов пронес через

Ковер- самолет

Любовь к фольклору, к русской сказке Васнецов пронес через всю

жизнь. Полна поэтической сказочности его картина «Ковер-самолет» (1880). Силуэт ковра, распростертого, как диковинная птица, пустынные степи далеко внизу, и удачливый Иванушка - все это удивляет и волнует зрителя.
Слайд 10

Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны «Иван-царевич на сером волке»,

Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны «Иван-царевич на сером волке»,

«Три царевны подземного царства»,
«Спящая царевна»,
«Снегурочка» и другие.
Слайд 11

Иван-Царевич на Сером Волке Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны:

Иван-Царевич на Сером Волке

Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны:
«Иван-царевич

на сером волке»,
«Три царевны подземного царства»,
«Спящая царевна»,
«Снегурочка» и другие.
Слайд 12

Снегурочка Снегурочка - персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке,

Снегурочка

Снегурочка - персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая

ожила.
Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.
Слайд 13

Спящая царевна «Спящая царевна» переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие

Спящая царевна

«Спящая царевна» переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные

краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов — все это похоже радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось предсказание — заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья — все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.
Слайд 14

Три царевны подземного царства Картина «Три царевны подземного царства» изображает трех

Три царевны подземного царства

Картина «Три царевны подземного царства» изображает трех царевен:

золота, драгоценных камней и каменного угля. Она написана на сюжет одноименной сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство недр Земли.
Слайд 15

Боян БОЯН, русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в

Боян

БОЯН, русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в честь

подвигов князей. Впервые упомянут в "Слове о полку Игореве. Баян запечатлен художником во время «магического процесса» - исполнения песен. Седые длинные волосы развеваются на ветру, на его лице выделяются большие горящие глаза. Окружившие его воины олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию.
Слайд 16

Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов изменил русский исторический жанр, сочетая

Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов изменил русский исторический жанр, сочетая

исторические реалии, воспроизведенные с археологической точностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного мира народных сказаний.