Танцевальная культура народов Севера

Слайд 2

Танцы народов Севера – это сплетение традиций и обрядов. До начала

Танцы народов Севера – это сплетение традиций и обрядов. До начала

XX века большинство народов не имело танца как такового.
Обряд посвящения в воины и камлание шамана, культ охоты и единение с природой, народные праздники и преклонение перед тотемами родов – всё это было разрозненно и не имело отношение к танцу в понимании европейского человека. Например, по-якутски «танец» звучит как «унк», что в переводе означает «читать молитву».

Самыми интересными можно назвать якутские танцы, отличающиеся от всех прочих сдержанностью и спокойствием. В женских танцах превалирует грациозность и плавность, в мужских – ловкость и сила. Женские танцы более затейливы, замысловаты, мужским присуща точность рисунка и ясность пластики.

Слайд 3

В якутских танцах очень много родственных другим тюркским танцам элементов и

В якутских танцах очень много родственных другим тюркским танцам элементов и

движений, например, глубокие прогибы в женских танцах.
Так как танцам народов Севера чужд бытовой характер, в основе их сюжетов лежат разнообразные религиозные действа и сценки из живой природы.
Отличительная черта танцев всех народов Севера – экзотичность и свободная пластика, аккомпанементом которой выступает горловое пение и весьма неординарный вокал.
Слайд 4

Слайд 5

Среди чукчей – оленеводов были широко распространены имитационно-подражательные танцы, отображающие повадки


Среди чукчей – оленеводов были широко распространены имитационно-подражательные танцы, отображающие повадки

зверей и птиц.
«К’этчанрун» - «Журавль» - импровизационный танец, его исполняли обычно сольно или две девушки. Подняв руки в стороны, исполнительница мягкими плавными взмахами подражала полету журавля, затем, отведя руки за спину и чуть отклонив корпус, как бы осматриваясь, делала движение шеей вперед и назад, из стороны в сторону. Вытягивая вперед руки и подпрыгивая на двух ногах, она как бы поднималась в воздух. Танец исполняли под особую песню, посвященную журавлю, и под аккомпанемент бубна.
«Нэрк’ук» - «Лебедь». Основные движения танца – шаги на пружинящих в коленях ногах и резкие движения шеи вперед и назад. Корпус при этом наклонен вперед. Делая шаг, исполнители подражали крику лебедя. Они совершали небольшие прыжки с поворотом корпуса то в одну, то в другую сторону.
«Илюльэт иьаяк’эн» - «танец чайки». Исполняли его чаще женщины – сольно, парами, группой; иногда танцевали и мужчины. Среди береговых чукчей широко распространен и имеет много различных вариантов. В этом танце женщины искусно изображали, как чайки летят, садятся на воду, плывут, подражали их крику. Этот вариант танца состоит из двух частей, и каждый из них повторяется дважды.
Слайд 6

В прошлом, обрядовые обычаи эвенов включали массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие

В прошлом, обрядовые обычаи эвенов включали массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие

благопожелания и религиозные песни-пляски, личные взаимодействия человека с миром духов на основе шаманства. Особое место занимала охота на медведя, регламентированная строгими правилами и обрядами. По случаю добычи медведя устраивали Медвежий праздник.
Танцы были основным развлечением после долгих месяцев зимы, ограниченной семейным кругом, бесконечных скитаний охотников в тундре.
Круговые танцы-хороводы «ХЭДЬЕ», «ХЭДЬЭ», «ХЭДЮГЭ» сопровождались песней запевалы, которому вторили все исполнители. Слово «Хэдьэ» означает танец. Устраивали их, как правило, вечером, когда спадала жара. В сумерках белой ночи яркая легкая национальная одежда эвенов придавала хороводу праздничный, живописный вид.

«ХЭДЮГЭ» — женский хороводный танец. Исполнительницы становятся в круг лицом к центру. Руки, согнутые в локтях, могут быть соединены ладонями (под руки); подняты вверх «свечкой» так, чтобы локти ложились на плечи соседей; вытянуты в стороны на уровне плеч и соединены ладонями так, чтобы пальцы были подняты вверх, а кисти согнуты.