- Главная
- Культурология
- Творчество и сравнительный анализ творчества Феофана Грека и Андрея Рублёва
Содержание
- 2. Истоки русского национального художественного стиля теряются в глубине веков. Предпосылки его складывались задолго до принятия Русью
- 3. В 1380 году произошла кровопролитная битва на Куликовом поле, положившая начало освобождению Руси от татарского ига.
- 5. Феофан Грек В 70-х годах 14 века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи,
- 6. К этому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии
- 7. Смелое вхождение Феофана в новгородскую школу живописи явилось для неё живительной встряской. Вырываясь из византийского застоя,
- 8. Возможно, лично Феофану Греку принадлежит знаменитая «Богоматерь Донская» с «Успением Богородицы» на обороте конец 14 века..
- 9. Обладая огромным живописным дарованием, Феофан пишет фигуры широкими, смелыми мазками; с изумительным мастерством накладывает поверх первоначальной
- 11. Андрей Рублёв О жизни Рублева известно мало, не установлен даже год его рождения, около 1370 г.
- 12. Летом 1405 года как свидетельствуют письменные источники, Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублёв выполнили
- 14. Примерно в это же время написаны иконы так называемого «Звенигородского чина». Вместе с Даниилом Черным Рублев
- 15. В древнерусской живописи и до Андрея Рублева писали Святую Троицу, только обычно кроме трех ангелов изображали
- 16. Андрей Рублев почитался при жизни выдающимся мастером, но подлинная слава пришла к нему уже после смерти,
- 17. Можно сказать без преувеличения, что само имя Рублёва стало тогда синонимом идеального иконописца. Таким оно осталось
- 18. Сравнение Феофана Грека и Андрея Рублева В основе творчества Андрея Рублёва лежит иная, нежели у Феофана,
- 19. Феофан принадлежал к старшему поколению. Для него плотское начало в человеке - это источник греха, а
- 20. Но Рублев был чуток не только к привлекательности человеческого облика. Человек в его искусстве живет богатой,
- 21. Рублёв чужд миру трагического и природа его искусства составляют классическая ясность и гармония. Через византийскую живопись,
- 23. Скачать презентацию
Истоки русского национального художественного стиля теряются в глубине веков. Предпосылки его
Истоки русского национального художественного стиля теряются в глубине веков. Предпосылки его
Над Древней Русью проносились такие ураганы, как монгольское нашествие, стёршее с лица земли даже огромные каменные здания. Вторжения врагов и бесчисленные пожары испепеляли русские города, уничтожая множество книг, икон и храмов.
В 1380 году произошла кровопролитная битва на Куликовом поле, положившая начало
В 1380 году произошла кровопролитная битва на Куликовом поле, положившая начало
Феофан Грек
В 70-х годах 14 века в Новгороде, где уже
Феофан Грек
В 70-х годах 14 века в Новгороде, где уже
Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь в возрасте 35--40 лет вместе с митрополитом Киприаном.
К этому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в Константинополе,
К этому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в Константинополе,
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Фрески сохранились частично. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи абсиды -- фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены -- Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и Фигура Макария Египетского.
Смелое вхождение Феофана в новгородскую школу живописи явилось для неё живительной
Смелое вхождение Феофана в новгородскую школу живописи явилось для неё живительной
В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон.
С переездом искусство Феофана Грека меняет свой характер. Можно подумать, что мастер увидел все в другом свете. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, который он сделал в сотрудничестве с другим мастером Прохором из Городца и Андреем Рублевым, явился тому свидетельством. В серии праздников, и более всего в молящихся, из деисуского ряда мы видим небесную иерархию, спокойно ожидающих прощение за грехи всего человечества. На фреске иконостаса Спаса - Преображенского храма, Иоанн Предтече изображен с высоко поднятой рукой и в короткой одежде. В иконостасе Благовещенского собора Иоанн Креститель покорно стоит с поникшей головой, в длиной милоте до пят. Торжественность, спокойствие, безмолвие характеризует всю деисусную группу святых. Недаром этот иконостас стал на Руси примером, образцом, которому подражали.
Возможно, лично Феофану Греку принадлежит знаменитая «Богоматерь Донская» с «Успением Богородицы»
Возможно, лично Феофану Греку принадлежит знаменитая «Богоматерь Донская» с «Успением Богородицы»
В церкви святого Михаила он изобразил на стене город, на каменной стене у князя Владимира Андреевича Москву, терем у великого князя расписан невиданною и необычайной росписью. Он писал без образцов. В византийском искусстве, Феофан был, вероятно, первым и одновременно последним мастером со столь ярко выраженной творческой индивидуальностью.
Обладая огромным живописным дарованием, Феофан пишет фигуры широкими, смелыми мазками; с
Обладая огромным живописным дарованием, Феофан пишет фигуры широкими, смелыми мазками; с
Манера письма Грека не встречается ни в одном памятнике, достоверно происходящем из Константинополя, ни в памятниках, связанных с константинопольской художественной традицией. Феофановская живопись, поражающая силой творческого напряжения, страстью, суровостью своих образов, своеобразной манерой письма, развилась в условиях традиции новгородской школы русской монументальной живописи, и потому можно утверждать, что она имеет глубокие корни в русском, а не константинопольском искусстве. Феофан Грек органически связан с художественными традициями русской монументальной живописи, его имя всегда будет фигурировать на страницах русского искусства не как заезжего иностранца, а как одного из замечательных деятелей русской художественной культуры. Переход Феофана из Византии на Русь имеет глубокое символическое значение. Это как бы эстафета искусства, передача светлого его факела из костенеющих старческих рук в руки молодые и крепкие. В истории русского искусства нам важна огромная роль Феофана в развитии сначала новгородской, а затем московской школы живописи.
Андрей Рублёв
О жизни Рублева известно мало, не установлен даже год его
О жизни Рублева известно мало, не установлен даже год его
Предполагается, что молодые годы Рублева прошли в Троицко - Сергиевом монастыре, где он и получил образование, затем переехал ближе к Москве в Андроников монастырь. Здесь на молодого иконописца обратили внимание знатные заказчики, его стали привлекать к работам в Кремле; Рублев участвовал в росписи знаменитого Благовещенского собора.
Летом 1405 года как свидетельствуют письменные источники, Феофан Грек, Прохор с
Летом 1405 года как свидетельствуют письменные источники, Феофан Грек, Прохор с
В 1408 г., Рублев со своим наставником Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире, сохранилась его фреска «Страшный Суд». Здесь же им был расписан иконостаса - чрезвычайно важной детали внутреннего убранства храма. Центральные двери иконостаса именовали «святыми царскими воротами» поскольку через них входит «Царь царствующих и Господь господствующих». Это был вход в алтарь, символизирующий рай, и живопись их украшающая, указывала на это. В верхней части врат писали Благовещение, открывшее людям путь в рай, под ним - четырёх евангелистов, поведавших миру об этом спасении. На плоскости архитрава под вратами изображали сцену причащения - раздачи тела и крови Иисуса под видом хлеба и вина. Иконография северных дверей в жертвенник и южных - в дъяконик не была такой строгой, как для святых царских врат. На них помещали образы святых, архангелов, Благоразумного разбойника. Были увеличены размеры и число деисусных икон, занявших весь архитрав алтарной преграды. В нём с молитвой к Богу обращались не только Богородица и Иоанн Предтеча, но и архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел, великомученики Георгий Победоносец и Дмитрий Солужский.
Примерно в это же время написаны иконы так называемого «Звенигородского чина».
Примерно в это же время написаны иконы так называемого «Звенигородского чина».
В последние годы жизни художник работал над росписью Спасского собора Андроникова монастыря, но они не сохранились. Здесь, в этом монастыре, Рублев и закончил свои дни, он умер 29 января 1430 г. Сейчас в Спасо-Андронниковом монастыре в Москве находится Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Несомненно, вершиной творчества Рублёва, вершиной всей древнерусской живописи является «Троица». Он написал её в память Сергия Радонежского для церкви, посвящённой, как и весь монастырь, Троице.
В древнерусской живописи и до Андрея Рублева писали Святую Троицу, только
В древнерусской живописи и до Андрея Рублева писали Святую Троицу, только
В «Троице» Рублёва не изображены ни васильки, ни какие-либо другие цветы, она сама подобна цветам, которые, по словам одного древнерусского текста, « на радость нам даны». В ней не представлен эффект солнечных лучей, которыми овладела живопись нового времени, сама она излучает свет, который, как верили тогда, «прогоняет тьму». И теперь в залах Третьяковской галереи среди множества превосходных древнерусских икон «Троица» Рублёва выделяется своей красотой, своим совершенством как невиданное диво, как высокое откровение, как настоящее чудо искусства.
Андрей Рублев почитался при жизни выдающимся мастером, но подлинная слава пришла
Андрей Рублев почитался при жизни выдающимся мастером, но подлинная слава пришла
Однако факты, свидетельствующие о нем неоспоримы. Одним из первых ревностных ценителей художественного наследия Рублёва (более чем через полвека после его кончины) был, по- видимому, известный церковный писатель Иосиф, игумен Волоцкий, основатель Волоколамского монастыря. Монастыри хвалятся друг перед другом обладанием рублёвскими иконами. А на миниатюрах, украшающих летописные своды и жития святых, мы видим изображения самого Рублёва в монашеском облачении, с окладистой бородой, расписывающим вместе с Даниилом стены храма.
Можно сказать без преувеличения, что само имя Рублёва стало тогда синонимом
Можно сказать без преувеличения, что само имя Рублёва стало тогда синонимом
Объединение Руси осуществлялось Москвой. Московской же школе живописи, из которой вышел Рублёв, было суждено увенчать всё древнерусское живописное творчество, равно как подмосковная церковь Вознесения (в Коломенском) знаменует, вероятно, вершину всего древнерусского зодчества. Творчество Андрея Рублёва является вершиной средневековой живописи.
Сравнение Феофана Грека и Андрея Рублева
В основе творчества Андрея Рублёва лежит
В основе творчества Андрея Рублёва лежит
Несомненно, Андрей Рублев внимательно присматривался к тому, что делали в Москве не только русские мастера, но и заезжие, в том числе Феофан Грек, с которым он работал. Но, судя по дошедшим до нас произведениям Андрея Рублева, греческий мастер не мог оказать решающего влияния на уже вполне сложившееся направление и характер творчества великого русского художника. Анализ творчества Андрея Рублева, основанный на изучении его подлинных произведений, говорит о том, что искусство русского художника по своему художественному мировоззрению было едва ли не диаметрально противоположным всему тому, что создал Феофан Грек в Новгороде и затем в Москве.
Феофан принадлежал к старшему поколению. Для него плотское начало в человеке
Феофан принадлежал к старшему поколению. Для него плотское начало в человеке
Рублев с большим доверием относится к человеку. Человек у него в основе своей существо доброе, натура вовсе не греховна. Доверие к людям придает миру Рублева жизнерадостный, умиротворенный характер. Русского мастера не смущает, что человек может быть привлекателен и по своему внешнему облику. Он любуется гибкостью юношеских тел, их грацией и изяществом, пропорциональностью фигур. До Рублева в живописи преобладали фигуры либо неподвижные, как бы скованные, либо, наоборот, в резком, порывистом движении. У Рублева люди более спокойны и непринужденны, в их размеренном телодвижении угадывается прелесть обретенной ими свободы.
Но Рублев был чуток не только к привлекательности человеческого облика. Человек
Но Рублев был чуток не только к привлекательности человеческого облика. Человек
Монах Троице-Сергиева монастыря, Рублёв не был оторванным от жизни созерцателем. Он всей глубиной своей чуткой души впитывал и переживал великие испытания и подвиги русского народа, стремившегося сбросить монгольское рабство и преодолеть гибельные княжеские раздоры, понимал его мысли и чувства, его страдания и идеалы. Если в искусстве Феофана Грека было нечто трагическое, то Рублёв хотел своим светлым искусством помочь народу в его борьбе, ободрить и вдохновить его, упрочить его душевные силы и стойкость, его веру в лучшую жизнь. Своеобразие и значение Рублёва в том что, явившись подлинным классиком древнерусской национальной живописи, он воплотил в своём творчестве черты национального художественного гения. Не случайно народ окружил его имя легендой. Рублёв достиг исключительных высот, его называли «русским Рафаэлем».
Рублёв чужд миру трагического и природа его искусства составляют классическая ясность
Рублёв чужд миру трагического и природа его искусства составляют классическая ясность
В живописи Рублёва предметы не освещены светом, а излучают его, проникая через тонкие прозрачные красочные покрова на поверхность в виде белых и голубоватых пробелов и нежных высветлений лиц и рук с тончайшими переходами от тени к свету. При таком понимании проблемы света, и цвета палитра Рублёва сильно высветляется по сравнению с его византийскими и русскими предшественниками. Небольшие штрихи бликов присутствуют у него как привычный приём старого искусства, но не они творят форму, как это имеет место в живописи Феофана Грека, - они только завершают её.