Волшебные узоры

Содержание

Слайд 2

В городецкой росписи есть много связи с иконописью, и как иконопись

В городецкой росписи есть много связи с иконописью, и как иконопись

она столь же символична. Например, у многих первая ассоциация к словосочетанию «городецкая роспись» — птица. Образ птицы действительно часто встречается в работах старинного промысла. Нарисовать петушка, фазана или павлина в городецком стиле может любой человек. Вы еще узнаете, какие для этого понадобятся цвета, почему так важна в росписи оживка и, наконец, что за символизм скрывает городецкая птица.

Задание №4 гр. А,Б, на 15.06.2020

Слайд 3

Значение птицы в городецкой росписи Птица – это символ семейного счастья,

Значение птицы в городецкой росписи

Птица – это символ семейного счастья, порядка

и лада в семье. А если изображали мастера птичью пару, это воспринималось как гармония, прекрасный союз двух влюбленных. Традиционные городецкие герои – петух, фазан, павлин. Но все эти виды более напоминают сказочных персонажей. К примеру, павлин более ассоциируется с жар-птицей или некоей другой мистической героиней, чем со своим биологическим прообразом.
Слайд 4

Рисовали городецкие мастера голубей, лебедей, кукушек. Но в каждой из них

Рисовали городецкие мастера голубей, лебедей, кукушек. Но в каждой из них

видится общее, то, что и называют ярким, неповторимым стилем промысла. В ярких картинках художники стремились передать свои ожидания, счастливые прогнозы на прекрасное будущее, которые сулили вестники добрых событий – птицы.
Слайд 5

Виды городецких птиц У городецких птиц, кого бы ни изображал мастер,

Виды городецких птиц

У городецких птиц, кого бы ни изображал мастер, всегда

толстый животик, гибкая линия шейки и груди, а хвост пташки напоминает крыло бабочки. Клюв и ноги у птицы нитевидные, тонкие.

используются красный, черный и белый цвета;
часто петух стоит на одной ножке;
его украшает пышный алый хвост;
приятной округлости животик показывает птицу сытую, довольную, пышущую здоровьем.

Городецкая роспись – петух, описание:

Слайд 6

Городецкая роспись – фазан, описание: хвост у него тоже очень пышный,

Городецкая роспись – фазан, описание:

хвост у него тоже очень пышный, но чаще

сине-голубой гаммы с добавлением зеленого;
головка птицы глядит вверх;
часто изображаются два симметричных фазана, глядящих друг на друга.
Слайд 7

Изображение павлина в городецкой росписи: павлин более прочих героев напоминает пташку

Изображение павлина в городецкой росписи:

павлин более прочих героев напоминает пташку из волшебного

сада – его шикарный хвост имеет цветочную основу;
на головке у павлина – маленькая алая корона;
птица выглядит так, будто опустила головку смущенно вниз, на деле же это только подчеркивает сказочный облик персонажа.
Слайд 8

Начните рисовать птицу традиционной расцветки. Позже вы, конечно, перепробуете и другие

Начните рисовать птицу традиционной расцветки. Позже вы, конечно, перепробуете и другие

варианты раскраски городецких птиц. И все-таки сами со временем придете к выводу, что традиционное сочетание — самое удачное из всех.

Схема-последовательность изображения городецкой птицы

Одним движением кисти, насыщенной черной краской, пишете переднюю часть силуэта птицы - ее клюв, изгиб шейки, выпуклую грудку, начиная с тонкой линии клюва и постепенно утолщая мазок при написании шейки и грудки птицы.

Следующий мазок, также утолщающийся книзу, как бы обегает крыло. В результате мы видим уже целостный абрис тела птицы и можем приступать к написанию самого богатого ее украшения - хвоста.

Один из самых распространенных вариантов - пышный, напоминающий раскрытый веер хвост павушки. Его первое перо - это свободный плавный мазок от крылышка до уровня головки птицы. Затем от этого первого пера делают длинный волнообразный мазок, заканчивающийся несколько ниже тельца птицы. Для завершения хвоста-веера надо соединить конец волнообразной линии с нижним краем крылышка.

Слайд 9

Крылышко рисуют в виде каплевидного листика. Продолжая работу, надо выполнить заливку

Крылышко рисуют в виде каплевидного листика.

Продолжая работу, надо выполнить заливку цветом контура

тельца птицы и ее хвоста - возможности цветовых вариантов здесь неисчислимы.

Чтобы птица окончательно ожила, следует написать ей лапки. В Городце и на этот случай выработаны выразительные приемы. Сначала к тельцу приписываются верхние части лапок, похожие на листики, а затем тонкой черной кистью - нижние части с коготками. На глазах происходит удивительное превращение: без лапок птица будто плавно скользит по глади воды, а с лапками - будто легко скачет по траве. Крошечная деталь совершенно изменила характер птицы. На следующем этапе к голове птицы приписывают гребешок.

В отличие от цветов при написании птиц приемы оттеневки применяются нечасто. Красный хвост-веер разузоривается темными перьями. Они веерообразно расходятся от крылышка и даже выступают за края окрашенного силуэта хвоста птицы. Пишутся перья длинными плавными движениями кисти с небольшим нажимом и изгибом, начиная с верхнего перышка и кончая нижним. При этом перышки располагаются на таком расстоянии друг от друга, чтобы можно был впоследствии поработать и белилами. Белилами делаются разживки: пишут глазок птицы, мелкие перышки на грудке, изящной спиральной и штриховкой украшают крылышко.

Слайд 10

Оживка в росписи птиц Оживка на пташке выполняется белой краской, используется

Оживка в росписи птиц

Оживка на пташке выполняется белой краской, используется специальная

тонкая художественная кисть.

Элементы оживки:

Штрихи – разнятся по длине и ширине. Кисточку в руках нужно держать отвесно, едва касаясь листа кончиком кисти, нужно провести линию в начале и конце с определенным нажимом посреди.
Капельки. Их делают методом примакивания: бок кончика кисточки плавно и легко прикасается к бумаге, на ней остается след в виде капли.
Дуга. Кисточка держится перпендикулярно листу бумаги, вначале наведения дуги кисть едва прикасается к бумаге, затем на инструмент нужно сильно нажать, и вновь перейти к тонкой линии.
Точки можно поставить обратной стороной кисти.

Художник, рисующий разные элементы и, в особенности, переходящий к оживке, должен «набить руку». Расчетливые, уверенные и твердые движения – вот что даст максимально приближенный к каноничному рисунок. Очень важно, чтобы в рисунке перьев появлялся ритм, чтобы птица на предмете росписи становилась динамичной.

Слайд 11

Завершение работы станет разделка белилами яркого хвоста птицы - между темно-красными

Завершение работы станет разделка белилами яркого хвоста птицы - между темно-красными

перьями появятся широкие мягкие перья белого цвета. Рука, которая их пишет, должна быть твердой, гибкой и расчетливой. Тогда в рисунке перьев появится ритм и они станут по настоящему красивыми.
Слайд 12

Птицы в сюжете Городецкой росписи

Птицы в сюжете Городецкой росписи

Слайд 13

Изделия с Городецкой росписью. Птицы

Изделия с Городецкой росписью. Птицы