XIX век в зеркале художественных исканий

Содержание

Слайд 2

Работа с таблицей Живопись XIX в.

Работа с таблицей

Живопись XIX в.

Слайд 3

«Огненные кисти романтиков» Франсиско Гойя (1746-1828) Испанский живописец. Из семьи ремесленника,

«Огненные кисти романтиков»

Франсиско Гойя
(1746-1828)

Испанский живописец.
Из семьи ремесленника, в начале творческого

пути мыл посуду в таверне, работал матадором.
Позже стал придворным художником.
После тяжелой болезни в 44 года остался глухонемым.
Две страсти: женщины и живопись.

Писал дам и знатных грандов, членов королевской семьи, а также сценки из жизни простого народа.

Слайд 4

Портрет королевской семьи Карлоса IV (1800-1801) Презрительная, реалистичная и беспощадная картина. «Семья лавочника».

Портрет королевской семьи Карлоса IV (1800-1801)

Презрительная, реалистичная и беспощадная картина.
«Семья лавочника».

Слайд 5

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.

Слайд 6

«Огненные кисти романтиков» Теодор Жерико (1791-1824) Французский живописец. Из семьи зажиточного

«Огненные кисти романтиков»

Теодор Жерико
(1791-1824)

Французский живописец.
Из семьи зажиточного буржуа. Проходил службу

в королевских мушкетерах.
Во время тренировки верховой езды упал с лошади и ударился виском.
Две страсти: лошади и живопись.

Писал батальные сцены, лошадей, портреты душевнобольных – вершина французской живописи.

Слайд 7

Плот «Медуза», 1818-1819 История гибели фрегата «Медуза» во время шторма в

Плот «Медуза», 1818-1819

История гибели фрегата «Медуза» во время шторма в 1816

г., когда непрофессиональный капитан посадил судно на мель и, спасаясь с приближенными в шлюпке, бросил на произвол судьбы плот со 150 пассажирами и членами команды. На 12 день скитаний и они были подобраны бригом «Август», но к этому времени в живых осталось лишь 15 человек.
Художник использовал при создании картины части тел мертвых людей.
Слайд 8

«Огненные кисти романтиков» Эжен Делакруа (1798-1863) Французский живописец. Из небогатой семьи

«Огненные кисти романтиков»

Эжен Делакруа
(1798-1863)

Французский живописец.
Из небогатой семьи чиновника. Позировал для Теодора

Жерико.
Путешествовал по Алжиру и Марокко. Динамичная живопись.
Признан при жизни, награжден орденом Почетного легиона.

Писал картины на произведения Шекспира, африканские сюжеты, революционную тематику.

«… Если я не сражался за Родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради нее».

Слайд 9

Резня на Хиосе, 1824

Резня на Хиосе, 1824

Слайд 10

Свобода, ведущая народ; 1830 Картину современники назвали «Марсельезой Французской революции». Делакруа

Свобода, ведущая народ; 1830

Картину современники назвали «Марсельезой Французской революции».
Делакруа изобразил себя

в числе восставших парижан.
Власти объявили живописца «опасным художником».

В то время страной правил непопулярный король Карл Х Бурбон — сторонник абсолютной монархии. В начале июля 1830-го он издал два указа: об отмене свободы печати и о предоставлении избирательных прав только крупным землевладельцам. Этого парижане не стерпели. 27 июля во французской столице начались баррикадные бои. Через три дня Карл Х бежал, а парламентарии провозгласили новым королем Луи-Филиппа, который вернул попранные Карлом Х народные свободы (собраний и союзов, публичного выражения собственного мнения и получения образования) и пообещал править, уважая Конституцию.
Свобода, равенство, братство. Фригийский колпак.

Слайд 11

Оноре Домье (1808-1879) Французский живописец. Начинал как карикатурист. Поддерживал республиканцев. Его

Оноре Домье
(1808-1879)

Французский живописец.
Начинал как карикатурист.
Поддерживал республиканцев.
Его литографии были очень популярны.
Из-за двух

карикатур на короля Домье полгода сидел в тюрьме в 1832 г. 
О том, что Домье занимается живописью, знали лишь близкие друзья.

Бальзак называл  Домье «Микеланджело карикатуры».

Критический реализм. «Надо омужичить искусство!»

Слайд 12

Луи-Филипп изображен в образе Гаргантюа, которому вдовы, калеки и бедняки приносят

Луи-Филипп изображен в образе Гаргантюа, которому вдовы, калеки и бедняки приносят последние монеты, чтобы прокормить короля, а вокруг

стоят министры, готовые получить еще более щедрые привилегии от монарха.
Слайд 13

Домье выступает как республиканец от имени мелкой буржуазии и рабочего класса,

Домье  выступает как республиканец от имени мелкой буржуазии и рабочего класса, которые совершили Июльскую

Революцию 1830 года. Но, покинув баррикады, народ обнаружил не Республику, во имя которой вышел, а нового избранного монарха - Луи-Филиппа, ставленника финансовой буржуазии. 
Слайд 14

Гюстав Курбе (1819-1877) Французский живописец. Из семьи зажиточного землевладельца. Его обвиняли

Гюстав Курбе
(1819-1877)

Французский живописец.
Из семьи зажиточного землевладельца.
Его обвиняли в том, что он

прославляет безобразие.
Считал целью искусства передачу голой действительности.
Сидел в тюрьме за обвинение в низвержении Вандомской колонны. Его приговорили к выплате колоссального штрафа, имущество художника было распродано, назначены ежегодные выплаты в 10 тыс. фр.
Курбе бежал в Швейцарию, где умер в полной нищете через 7 лет.

«Надо омужичить искусство!» (критический реализм)

Слайд 15

Веяльщицы, 1854

Веяльщицы, 1854

Слайд 16

Послеобеденный отдых в Орнане, 1848 г. Картина изображает группу людей перед

Послеобеденный отдых в Орнане, 1848 г.

Картина изображает группу людей перед огромным

камином в кухне орнанского дома Курбе. Со стола убраны остатки еды, стоят лишь блюдо с фруктами, три бутылки вина и четыре наполовину выпитых бокала. Слева на стуле дремлет отец Курбе; напротив за столом сидит сам художник; следующий, Адольф Марле, написанный со спины, разжигает трубку головней из пылающего камина; справа Альфонс Промайе играет на скрипке.
Слайд 17

Жан Милле (1814-1875) Французский живописец. Из семьи зажиточного землевладельца. Будучи уже

Жан Милле
(1814-1875)

Французский живописец.
Из семьи зажиточного землевладельца.
Будучи уже известным, занимался крестьянским трудом,

отдавая живописи свободные вечера.

«Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе.

«Крестьянский живописец»

Слайд 18

Сборщицы колосьев, 1897 г. Тяжесть труда, нищета и смирение.

Сборщицы колосьев, 1897 г.

Тяжесть труда, нищета и смирение.

Слайд 19

«Салон отверженных» Париж, 1863 г. Дворец промышленности. Жюри отклоняет около 70%

«Салон отверженных»

Париж, 1863 г. Дворец промышленности. Жюри отклоняет около 70% представленных

работ. В скандал вмешался Наполеон III и милостиво разрешил представить полотна в другой части дворца.
Так, 15 мая 1863 г. была открыта выставка
«Салон отверженных».
Слайд 20

Эдуард Мане (1832-1883) Родился в семье крупного государственного чиновника. Стал юнгой

Эдуард Мане
(1832-1883)

Родился в семье крупного государственного чиновника.
Стал юнгой и путешествовал по

миру. Служил лейтенантом во время франко-прусской войны.
Его творчество завершает развитие классического искусства и начинает новую эпоху.
Был болен атаксией – болезнью, при которой вследствие поражения головного мозга нарушается координация движений. 
Официальное признание Эдуард получил за год до своей смерти. Был награжден орденом Почетного легиона.

«Салон отверженных»

Слайд 21

Завтрак на траве, 1863 г. Картина была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.

Завтрак на траве, 1863 г.

Картина была раскритикована и вызвала смех у

посетителей салона. 
Слайд 22

Бар в «Фоли-Бержер», 1882 г. Картина – загадка о судьбе девушки.

Бар в «Фоли-Бержер», 1882 г.

Картина – загадка о судьбе девушки.

Слайд 23

Весной 1874 г. Отвергнутые живописцы, назвавшие себя независимыми, представили публике свои

Весной 1874 г. Отвергнутые живописцы, назвавшие себя независимыми, представили публике свои

работы в ателье фотографа Надара.
«Комическая выставка», «Издевательство», «Мазня». Термин "импрессионизм" возник с "легкой руки" критика журнала "Шаривари" Луи Леруа, благодаря названию картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца» (фр. impression - впечатление).
Э. Мане никогда не участвовал в выставках импрессионистов.
Слайд 24

Цвет и объем предметов меняется в зависимости от освещения, времени суток,

Цвет и объем предметов меняется в зависимости от освещения, времени суток,

рядом стоящих вещей;
Перестали работать в закрытых студиях и вышли на природу - пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе»);
Отказались от тщательного рисунка, заменив его несколькими штрихами, работали быстро, передавая сиюминутную красоту окружающего мира, не смешивали краски на палитре;
Ввели в искусство новые темы, новых героев.
Слайд 25

Клод Моне (1840-1926) Французский живописец. Родился в семье бакалейщика. Был увлечен

Клод Моне
(1840-1926)

Французский живописец.
Родился в семье бакалейщика.
Был увлечен водной стихией. Построил лодку-мастерскую,

в которой плавал по Сене.
Был увлеченным садовником.
Писал серии полотен «Стога», «Тополя», «Руанский собор».

Творчество Клода Моне входит в ТОП-3 самых дорогих живописцев. Средняя цена картин  - $7,799 млн. самая дорогая из них («Водяные лилии», (1916) оценивается в $53,9 млн $. 

«Салон отверженных»

Слайд 26

Впечатление. Восход солнца.

Впечатление. Восход солнца.

Слайд 27

Серия «Руанский собор», 1890-ые Моне 2 года ездил в Руан и написал более 20 видов собора.

Серия «Руанский собор», 1890-ые

Моне 2 года ездил в Руан и написал

более 20 видов собора.
Слайд 28

Серия «Стога сена».

Серия «Стога сена».

Слайд 29

Слайд 30

Дама в саду

Дама в саду

Слайд 31

Водяные лилии

Водяные лилии

Слайд 32

Камиль Писсаро (1830-1903) Родился в семье успешного торговца в Вест-Индии. Верил

Камиль Писсаро
(1830-1903)

Родился в семье успешного торговца в Вест-Индии.
Верил в собственное призвание, продолжая

писать сельские пейзажи и в перерывах помогая жене копать огород, чтобы прокормить семью.
Писал серии полотен в разное время суток. Свет и воздух – главная тема в его творчестве.
К концу жизни приходит признание.

«Все в природе имеет свой цвет, а черного и белого не существует».

«Поэт Парижа»

Слайд 33

Писсарро пишет бульвар Монмартр днем, вечером, ночью, утром, в дождь, зимой,

Писсарро пишет бульвар Монмартр днем, вечером, ночью, утром, в дождь, зимой, весной, летом – из гостиничного

номера с тремя окнами (13 картин). «Бульвар Монмартр. Весеннее утро» на аукционе Sotheby's в 2014 году был продан за рекордную для Писсарро сумму – 32 млн. $. До Второй мировой войны принадлежал немецкому еврею, промышленнику Максу Зильбербергу. В конце 30-х дом коллекционера захватили солдаты СС, а его собрание картин было распродано. Зильберберг вместе с женой погибли в концентрационном лагере, а полотно после некоторых путешествий оказалось в музее Израиля в Иерусалиме. в 2000 году не состоялось справедливое возвращение полотна наследникам Зильберберга. Новый владелец не менее справедливо, в знак признательности музею за образцовое сохранение картины, позволил оставить ее в экспозиции до самой своей смерти. В 2013 году владелец «Бульвара Монмартр» умер.
Слайд 34

Огюст Ренуар (1841-1919) Родился в семье портного. Чаще всего пишет женщин

Огюст Ренуар
(1841-1919)

Родился в семье портного.
Чаще всего пишет женщин и детей, считая

их наиболее совершенными творениями природы – веселые и живые
(продавщицы, белошвейки, актрисы).
Один из самых позитивных художников.
К концу жизни был прикован к инвалидному креслу, но продолжал писать.

«Боль, которую я испытываю, пройдет, а красота, созданная мной – останется».

«Живописец счастья»

Слайд 35

Портрет актрисы Жанны Самари. 1877; 1878 (Эрмитаж) Жанна отказалась выкупать свой портрет, т.к. он остался незамеченным

Портрет актрисы Жанны Самари. 1877; 1878 (Эрмитаж)

Жанна отказалась выкупать свой портрет,

т.к. он остался незамеченным
Слайд 36

Жанна вышла замуж за сына богатого брокера. Родила двух девочек, которые

Жанна вышла замуж за сына богатого брокера. Родила двух девочек, которые

стали актрисами. Написала популярную книгу для детей. В 32 года заболела брюшным тифом и умерла через неделю.
Ее портрет в изумрудном платье висел в квартире мужа до его смерти.
Слайд 37

Поль Сезанн (1839-1906) Родился в семье банкира. Не стремился запечатлеть мгновения

Поль Сезанн
(1839-1906)

Родился в семье банкира.
Не стремился запечатлеть мгновения меняющейся природы. Мир

видел незыблемым, монументальным.
Любимый жанр – натюрморт. Использовал совмещение нескольких точек зрения при создании картины.
Стремился передать суть пейзажа или портрета, отбрасывая все детали.
Был признан к концу жизни.
Матисс, Пикассо, Гоген, Руссо – его боготворили, копировали и повторяли. Пикассо говорил о Сезанне: "Он был для всех нас как отец".

«В поисках собственного пути» - постимпрессионисты

«Мой метод - это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду».

Слайд 38

Натюрморт с яблоками и апельсинами

Натюрморт с яблоками и апельсинами

Слайд 39

В 2007 году его "Натюрморт с дынями" был продан за 25,5 млн. $.

В 2007 году его "Натюрморт с дынями" был продан за 25,5

млн. $. 
Слайд 40

Игроки в карты, 1893 Это полотно было продано за 250 млн

Игроки в карты, 1893

Это полотно было продано за 250 млн $,

став самым дорогим в истории произведением искусства.
Слайд 41

Поль Гоген (1848-1903) До 35 лет работал биржевым маклером. Оставил супругу

Поль Гоген
(1848-1903)

До 35 лет работал биржевым маклером. Оставил супругу и пятерых

детей и отправился в Полинезию на Таити, где нашел «первобытный рай» - великолепную природу и естественные чувства.
Его стиль: простота рисунка, граничащая с карикатурой; большие участки одного цвета; яркие краски, особенно много желтой, синей, красной; нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими; таинственность и фантастичность.
В его манере письма исчезает тень, большие цветовые плоскости окаймляет контур.

«В поисках собственного пути» - постимпрессионисты

Изучал местную культуру, обряды, мифологию. С каждым пароходом отправлял свои картины на «большую землю». Был признан после смерти.

Слайд 42

Поль Гоген. В ночном кафе. Ван Гог. Арлезианка. Нищета вынуждает Гогена

Поль Гоген. В ночном кафе.
Ван Гог. Арлезианка.

Нищета вынуждает Гогена жить и

совместно работать с  Ван Гогом. Они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Однажды, в пылу ссоры вспыльчивый Ван Гог едва не убил властного Гогена.
С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.

Гоген был агрессивным и высокомерным, портил отношения с окружающими и ссорил их друг с другом (иногда просто ради забавы). Он считал себя непризнанным гением и жил мечтой о том моменте, когда весь мир жестоко раскается в том, что не понимал его таланта.
Способный после долгих лет на флоте гнуть голыми руками подковы, Поль мог вдруг наброситься на нечаянного обидчика с кулаками и серьезно его покалечить. 
В Париже ему часто приходилось голодать и браться за самую низкооплачиваемую работу, чтобы хоть как-то себя прокормить.

Слайд 43

Девушка, держащая плод, Эрмитаж В России работ Гогена много. Все благодаря

Девушка, держащая плод,
Эрмитаж

В России работ Гогена много. Все благодаря дореволюционным

коллекционерам Ивану Морозову и Сергею Щукину. Они привезли на родину немало картин мастера.
Слайд 44

Дух мертвых не дремлет 13-летняя Техура. Гоген бросил её беременную, уехав

Дух мертвых не дремлет

13-летняя Техура. Гоген бросил её беременную, уехав во

Францию. От этой связи родился мальчик Эмиль. Воспитывал его местный мужчина, за которого Техура вышла замуж. Известно, что Эмиль дожил до 80 лет и умер в нищете.
Слайд 45

Критики и журналисты называли полотна Гогена «измышлениями больного мозга, надругательством над Искусством и Природой».

Критики и журналисты называли полотна Гогена «измышлениями больного мозга, надругательством над Искусством и Природой».

Слайд 46

Когда свадьба?; 1892 В феврале 2015 года картина Поля Гогена «Когда

Когда свадьба?; 1892

В феврале 2015 года картина Поля Гогена «Когда свадьба?» была

продана за 210 млн $, став вторым по стоимости в истории произведением искусства.
В волосы над ухом девушки вставлен цветок. Согласно местным традициям, таким образом юная таитянка дает понять, что находится в поисках мужа. 
Слайд 47

Винсент Ван Гог (1853-1890) Голландский художник-самоучка. Родился в семье министра. Черпал

Винсент Ван Гог
(1853-1890)

Голландский художник-самоучка. Родился в семье министра.
Черпал вдохновение в

природе Прованса.
После ссоры с Гогеном отрезал часть уха и подарил девушке из борделя. Попал в психиатрическую лечебницу, где написал лучшие из своих работ.
На создание одной картины мог потратить 2 часа.
Не было семьи и близких друзей. В 37 лет его жизнь оборвалась выстрелом (предположительно самоубийство).
Был признан после смерти.

«Неистовый художник»

Из предсмертного послания: «Я заплатил жизнью за свою работу».

Слайд 48

Едоки картофеля; 1885 Бедная семья ужинает при слабом свете лампы картофелем

Едоки картофеля; 1885

Бедная семья ужинает при слабом свете лампы картофелем и

кофе. Скудное убранство дома, сумрачная цветовая гамма и грубые лица героев картины производят гнетущее впечатление.
Слайд 49

Ночная терраса кафе, 1888

Ночная терраса кафе, 1888

Слайд 50

Звездная ночь, 1889

Звездная ночь, 1889