Жизнь творческого коллектива советских художников Кукрыниксы

Содержание

Слайд 2

БИОГРАФИЯ КОЛЛЕКТИВА Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и

БИОГРАФИЯ КОЛЛЕКТИВА

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова,

а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс».
Слайд 3

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально —

над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Слайд 4

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических

мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАС а как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)
Слайд 5

В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из

В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из

авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:
Слайд 6

Кукрыниксы, — те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни

Кукрыниксы, — те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни

разу не были! Я не помню случая. Только был один раз Соколов, а Крылова я не видел, Куприянова тоже никогда не видел. Но я работал с 1965 года, поэтому может до меня и были, но на нашем этаже я никогда их не видел.
Слайд 7

— Герман Огородников на Boo!Фест 13 марта 2011 Этапными работами для

— Герман Огородников на Boo!Фест 13 марта 2011
Этапными работами для Кукрыниксов

были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).
Слайд 8

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим

врага!». Он появился на июньских улицах  Моск­вы  одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».
Слайд 9

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы

с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и других.
Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа.
Слайд 10

РАБОТЫ И ВЫСТАВКИ Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана

РАБОТЫ И ВЫСТАВКИ

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в

частной коллекции семьи Мамонтовых.
Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928—1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»
Слайд 11

Фото 1940-х годов

Фото 1940-х годов

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15