Фоносемантика. Принцип детерминизма

Содержание

Слайд 2

Фоносемантика – это область знания,изучающая звукоизобразительную систему языка. Фоносемантика позволяет определить

Фоносемантика – это область знания,изучающая звукоизобразительную систему языка. Фоносемантика позволяет определить

смысл по звучанию слова. 

Цель фоносемантики – изучение звукоизобразительной системы

Слайд 3

Фоносемантика–это теория, в которой все звуки языка обладают закрепленной семантикой. звук

Фоносемантика–это теория, в которой все звуки языка обладают закрепленной семантикой.


звук [р] считается
«могучим, сильным, мужественным и грубым» 

Слайд 4

Древнегреческий философ Платон считал, что люди вольны в выборе имени предмета,

Древнегреческий философ Платон считал, что люди вольны в выборе имени

предмета, но свобода выбора ограничена свойствами предмета и свойствами звуковой речи. 
Слайд 5

М. В. Ломоносов считал, что звуки речи обладают некоторой содержательностью и

М. В. Ломоносов считал, что звуки речи обладают некоторой содержательностью и

даже рекомендовал использовать эти свойства звуков для придания художественным произведениям большей выразительности
Слайд 6

ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ Подробное толкование значений отдельных звуков предложил Велимир Хлебников в

ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ

Подробное толкование значений отдельных звуков предложил Велимир Хлебников в

статьях «Наша основа» и «Художники мира!»
Слайд 7

А.П. ЖУРАВЛЕВ – ОСНОВНОЙ АВТОР ТЕОРИИ ФОНОСЕМАНТИКИ В НАШЕ ВРЕМЯ. Звук

А.П. ЖУРАВЛЕВ – ОСНОВНОЙ АВТОР ТЕОРИИ ФОНОСЕМАНТИКИ В НАШЕ ВРЕМЯ.

Звук Ф -плохой,

грубый, тёмный, пассивный, отталкивающий, шероховатый, тяжёлый, грустный, страшный, тусклый, печальный
Слайд 8

«ЗВУК И СМЫСЛ» Фонетическая значимость слова - туманный, расплывчатый ореол вокруг

«ЗВУК И СМЫСЛ»

Фонетическая значимость слова - туманный, расплывчатый ореол

вокруг признаковой оболочки, который мы не осознаём, но он оказывает влияние на восприятие слова и его жизнь в языке

понятийное ядро - основная часть слова, её мы четко осознаем, можем описать, истолковать;

признаковый аспект - аспект значения слова, который мы осознаём не достаточно чётко, но его можно охарактеризовать путем перечисления признаков;

Слайд 9

25 ШКАЛ А.П.ЖУРАВЛЕВА хороший - плохой, красивый -отталкивающий, радостный - печальный,

25 ШКАЛ А.П.ЖУРАВЛЕВА

хороший - плохой,
красивый -отталкивающий,
радостный - печальный,
светлый

- темный,
легкий - тяжелый,
безопасный -страшный,
добрый - злой,
простой - сложный,
гладкий - шероховатый,
округлый -угловатый

большой - маленький,
грубый -нежный,
мужественный - женственный,
сильный - слабый,
холодный - горячий,
величественный - низменный,
громкий - тихий,
могучий - хилый,
веселый - грустный,
яркий - тусклый,
подвижный - медлительный,
быстрый - медленный,
активный – пассивный , громкий - тихий, могучий - хилый, веселый - грустный,

Слайд 10

ПРИНЦИП НЕПРОИЗВОЛЬНОСТИ ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА Первый и основной методологический принцип фоносемантики Этот

ПРИНЦИП НЕПРОИЗВОЛЬНОСТИ ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА

Первый и основной методологический принцип фоносемантики

Этот

принцип противопоставляется принципу произвольности языкового знака

Этот принцип противопоставляется принципу произвольности языкового знака

Декларирет произвольность
(немотивированность) знака как произвольность отношения между означающим и означаемым внутри языкового знака, т.е. в пределах языка

выводил «произвольность» за пределы языкового знака и за пределы языка.

Слайд 11

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА Учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА

Учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов

этот

принцип предполагает обусловленность знакового облика слова значением этого слова

Является объектом фоносемантики

Слайд 12

ПРИНЦИП ОТРАЖЕНИЯ Форма отражения – языковой знак (материальная оболочка слова). Содержание

 ПРИНЦИП ОТРАЖЕНИЯ

Форма отражения – языковой знак (материальная оболочка слова).

Содержание отражения

– это значение слова (как образ или как сущность, однородная с понятием)
Слайд 13

ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ Акцент делается именно на целостности свойств объектов Каждый элемент

  ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ

Акцент делается именно на целостности свойств объектов

Каждый элемент в системе

связан с другими элементами системы

описание каждого элемента не носит самодовлеющего характера, ибо элемент описывается не «как таковой», а с учетом его «места» в целом, с учетом его связей с другими элементами системы как целого.

Слайд 14

ПРИНЦИП МНОГОПЛАНОВОСТИ И ЕГО СЛЕДСТВИЯ обращенное «вовне» описание целостной системы в

ПРИНЦИП МНОГОПЛАНОВОСТИ И ЕГО СЛЕДСТВИЯ

обращенное «вовне» описание целостной системы в плане

ее связи со «средой».

Он предполагает обращенное «вовнутрь» максимально полное трехмерное, «объемное» описание звукоизобразительной системы

Слайд 15

ВОРОНИН СТАНИСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ ( 1935-2001 ) Книга "Основы фоносемантики", в которой

ВОРОНИН СТАНИСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ ( 1935-2001 )

Книга "Основы фоносемантики", в которой впервые были сформулированы принципы этой

языковедческой дисциплины.Огромный вклад в развитие фоносемантической традиции в нашей стране и в мире вообще внес С.В.Воронин своим фундаментальным трудом «Основы фоносемантики» В этой книге он не только подытожил достигнутые за многие столетия результаты, но и научно обосновал основные постулаты самостоятельной лингвистической дисциплины - фоносемантики, предметом которой является звукоизобразительность языка (т.е. звукоподражание и звукосимволизм)