Гипотеза лингвистической относительности

Содержание

Слайд 2

Американский языковед и этнолог. Основные его работы посвящены вопросам общего языкознания

Американский языковед и этнолог. Основные его работы посвящены вопросам общего языкознания

и языкам американских индейцев. Его гипотеза о воздействии языка на формирование системы представлений человека об окружающем мире затем получила развитие у Б. Уорфа.

Эдуард Сепи́р

(англ. Edward Sapir)

Слайд 3

Американский лингвист. Его исследования в области лингвистики связаны с соотношением языка

Американский лингвист. Его исследования в области лингвистики связаны с соотношением языка

и мышления. Под влиянием идей Э. Сепира и в результате наблюдений над языками индейцев (особенно хопи) сформулировал гипотезу лингвистической относительности.

Бенджамин Ли Уо́рф

(англ. Benjamin Lee Whorf)

Слайд 4

Суть гипотезы лингвистической относительности Гипотеза лингвистической относительности (Сепира – Уорфа) —

Суть гипотезы лингвистической относительности

Гипотеза лингвистической относительности (Сепира – Уорфа) — это

научная концепция, высказанная американскими антропологами. В её основе стоят следующие положения:
Язык заставляет нас видеть вещи именно такими,
а не другими.
Человек, выросший в той или иной языковой среде, воспринимает мир и интерпретирует свой опыт восприятия в рамках, определенных этим языком.
Слайд 5

Строгая формулировка Мягкая Язык определяет мышление, в результате чего лингвистические категории

Строгая формулировка

Мягкая

Язык определяет мышление, в результате чего лингвистические категории определяют и

ограничивают когнитивные (то есть, познавательные).

Мышление совместно с категориями лингвистики являются определяющими факторами воздействия влияния традиций и некоторых форм невербального поведения.

Слайд 6

Немного истории Истоки идей о лингвистической относительности уходят корнями в далекий

Немного истории

Истоки идей о лингвистической относительности уходят корнями в далекий XIX

век. Еще тогда немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт считал, что язык — это дух нации.
Но уже в начале XX столетия американские исследователи-антропологи пытались приблизиться к этой теории. Группу ученых возглавляли Эдвард Сепир и Франц Боас.
Сепир в ту пору относился весьма критически к лингвистическому детерминизму. Его точка зрения прослеживается, естественно, в его научных трудах. В то время у ученого был студент, который его всячески поддерживал. Имя его впоследствии стало известным, это Бенджамин Уорф.

Гумбольдт

Боас

Слайд 7

Немного истории На тот момент Бенджамин Уорф, кроме того, что являлся

Немного истории

На тот момент Бенджамин Уорф, кроме того, что являлся сторонником

теории релятивизма, еще
изучал языки американских индейцев.
Он успешно публиковал свои работы, где речь шла о воздействии лингвистических различий на когнитивные способности и особенности поведения разных людей.
Другой же студент Сепира, Гарри Хойджер, ввел в научное общество понятие «гипотеза Сепира-Уорфа».
Строгая версия лингвистической релятивистской теории была разработана в начале 1920-х годов немецким лингвистом Лео Вайсгербером.
Слайд 8

Известно, что у эскимосов существует около тридцати терминов для обозначения цвета

Известно, что у эскимосов существует около тридцати терминов для обозначения цвета

снега, мы не в состоянии различить столько оттенков белого.
В арабском языке, например, существует более шести тысяч слов для обозначения верблюда, частей его тела и снаряжения.
Для промыслового зверя индейцы в словаре имели огромный запас существительных, каждое со своим значением, указывающим возраст животного, масть, пол, время рождения.

Не только лексика, но и грамматика языка указывают на существенные моменты понимания и толкования реальности в рамках определенной культуры. Именно в грамматике как наиболее устойчивой части языковой системы закрепляются те значения, которые должны быть выражены обязательно.

В языке хопи существовал лишь один глагол для обозначения всех находящихся в воздухе предметов.
Его употребляли по отношению к летящему самолету, птице, падающему с дерева листу, брошенной вверх палке.
При этом имелась грамматическая форма — глагольный суффикс, используемый для обозначения движения на плоскости.
Нам необходимо четыре слова, чтобы сказать, что поезд ехал в западном направлении. Хопи могут добавить к глаголу «ехал» суффикс, и будет ясно, куда направлялся поезд.

Язык как отражение
культуры народа

В лексике фиксируется то, что в культуре считается значимым, и не находит отражения то, что в объективной действительности игнорируется. В языке просто нет слов для тех объектов реальности, которые не замечаются культурой или попросту не имеют значения для нее.

Грамматика

Лексика

Слайд 9

Подтверждение теории Опровержение Исследование детей племен навахо, англоговорящих детей, детей из

Подтверждение теории

Опровержение

Исследование детей племен навахо, англоговорящих детей, детей из англоговорящих семей

афро-американского происхождения и группы англоговорящих американских детей.

Исследование 78 языков, в результате которого обнаружилось, что люди, говорящие на разных языках и относящиеся к различным культурам, воспринимают цвета практически одинаково.

Слайд 10

Судьба гипотезы сегодня Ученые до сих пор не могут прийти к

Судьба гипотезы сегодня

Ученые до сих пор не могут прийти к единому

мнению относительно правдивости гипотезы Сепира-Уорфа. Также на сегодняшний момент не существует доказательств, способных эту гипотезу подтвердить или опровергнуть на 100%.
Было проведено множество исследований по данному вопросу. Однако результаты этих работ могут иметь множество трактовок и восприниматься с разных точек зрения. Этот факт может объяснить, почему у данной теории нет постоянных последователей, являющихся профессионалами в своем деле.
Теория Сепира и Уорфа так же, как и взаимодействие языка и мышления, довольно часто становилась объектом интереса для представителей всевозможных направлений науки.