200 - летие Фёдора Михайловича Достоевского

Содержание

Слайд 2

Чему стоит поучиться у Достоевского, празднуя его юбилей Федор Михайлович оставил

Чему стоит поучиться у Достоевского, празднуя его юбилей

Федор Михайлович оставил множество

загадок и пророчеств. Сколько бы о нем ни спорили, а что ни написал - сбылось, сбывается. Может, еще сбудется...
Многим писатель казался и кажется мрачным - и в школе он часто кажется мучительным, как нескончаемый невроз. Конечно, нелегко: душа обязана трудиться. А если нет привычки? Прислушаться, вчитаться, вдуматься. Вот несколько уроков и пророчеств Достоевского, замеченных умными людьми.
Слайд 3

1. Благородство не деньгами измеряется Критик Виссарион Белинский, прочитав роман "Бедные люди " Достоевского, сказал:

1. Благородство не деньгами измеряется

Критик Виссарион Белинский, прочитав роман "Бедные люди

" Достоевского, сказал:
Слайд 4

"Если богач, ежедневно проедающий сто, двести и больше рублей, бросит нищему

"Если богач, ежедневно проедающий сто, двести и больше рублей, бросит нищему

двадцать пять рублей, все замечают это и, в чаянии получить от него больше, умиляются душою от его великодушного поступка. Но бедняк, отдающий такому же бедняку, как и он сам, свои последние двадцать копеек медью, как отдал их Девушкин Горшкову, - такой бедняк не всех тронет и в повести, мастерски написанной, а в действительности в его поступке не захотели бы увидеть ничего, кроме смешного. Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: "Ведь это тоже люди, ваши братья!"
Слайд 5

2. Мнимое счастье человечества не стоит слезинки ребенка Писатель Альбер Камю

2. Мнимое счастье человечества не стоит слезинки ребенка

Писатель Альбер Камю ,посмотрев

спектакль "Бесы" в театре "Антуан»,:
"Именно Достоевский ввел меня в тему, запечатленную огненными литерами... Так вот в чем проблема Ивана Карамазова: он бунтует, поскольку не может вынести, чтобы дети в созданном Богом мире были несчастны. То есть, если он принимает этот сотворенный мир, он должен принять и горе, и истязания детей. Поэтому он отказывается от подобного "подарка". Ставрогин же в "Бесах" переворачивает вопрос так, что ответ на него неизбежно дискредитирует и его самого, и его поступки".
Слайд 6

3. Если Бога нет, то все позволено Федор Достоевский (из "Дневника

3. Если Бога нет, то все позволено

Федор Достоевский (из "Дневника

писателя", 1881 г.):
"Представьте себе, что нет Бога и бессмертия души... Скажите, для чего мне тогда жить хорошо, делать добро, если я умру на земле совсем? Без бессмертия-то ведь все дело в том, чтоб только достигнуть мой срок, а там хоть все гори. А если так, то почему мне и не зарезать другого, не ограбить, не обворовать, или почему мне, если уж не резать, так прямо жить на счет других, в одну свою утробу? Ведь я умру, и все умрем, ничего не будет..."
Эту же мысль у Достоевского обсуждали, не формулируя буквально так, герои "Братьев Карамазовых".
Слайд 7

4. Всемирная отзывчивость - главное в русском человеке Философ Сергей Хоружий

4. Всемирная отзывчивость - главное в русском человеке

Философ Сергей Хоружий (из

лекции "Эсхатология Достоевского"):
"По Достоевскому, русский человек наделен уникальным свойством всечеловечности - способностью полного проникновения в душу и характер любого народа и больше того, он сполна актуализует, воплощает себя самого, собственную природу, лишь когда осуществляет это проникновение, постижение всех других. И важно притом, что речь здесь не о бесстрастном познании других, но о глубоком сближении и братском единении с ними. "Стать настоящим русским ... значит стать братом всех людей, всечеловеком... Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей".
Слайд 8

5. Главные пандемии человечества - в головах Федор Достоевский (третий сон

5. Главные пандемии человечества - в головах

Федор Достоевский (третий сон Раскольникова

в "Преступлении и наказании"):
"Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей... Никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные...
Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе...".
Слайд 9

Словарь понятий Достоевского и его героев

Словарь понятий Достоевского и его героев

Слайд 10

Тварь я дрожащая или право имею? "И не деньги, главное, нужны

Тварь я дрожащая или право имею?

"И не деньги, главное, нужны мне

были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею..."
("Преступление и наказание")
Слайд 11

Свету ли провалиться, или мне чаю не пить? "На деле мне

Свету ли провалиться, или мне чаю не пить?

"На деле мне надо,

знаешь чего: чтоб вы провалились, вот чего! Мне надо спокойствия. Да я за то, чтоб меня не беспокоили, весь свет сейчас же за копейку продам. Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить".
("Записки из подполья")
Слайд 12

Идеальная женщина - Татьяна Ларина "Может быть, Пушкин даже лучше бы

Идеальная женщина - Татьяна Ларина

"Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал,

если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы...
Я вот как думаю: если бы Татьяна даже стала свободною, если б умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы она не пошла за Онегиным. Надобно же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит, кто он такой...
(Пушкинская речь 1880 года).