Наш XVIII век Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин

Содержание

Слайд 2

План урока Историческая эпоха. Реформы Петра I. Новая русская литература. Понятие о классицизме.

План урока

Историческая эпоха. Реформы Петра I.
Новая русская литература.
Понятие о классицизме.

Слайд 3

Историческая эпоха

Историческая эпоха

Слайд 4

Реформы Петра I

Реформы Петра I

Слайд 5

Слайд 6

«Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил,

«Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил,

энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.»
А.Н.Толстой
Слайд 7

Дворянство Кто такой дворянин? Каковы обязанности дворянина? Как вы думаете, почему

Дворянство

Кто такой дворянин?
Каковы обязанности дворянина?
Как вы думаете, почему именно в XVIII

веке появилось новое сословие – дворянство?
Слайд 8

Новая русская литература Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания. О.Проскурин

Новая русская литература


Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи –

пафосом созидания.
О.Проскурин
Слайд 9

XVIII век Традиции Древнерусская литература Западноевропейская литература Русский фольклор Античная литература

XVIII век

Традиции
Древнерусская литература
Западноевропейская литература
Русский фольклор
Античная литература

Новаторство
Обличение пороков
Герой – русский,

православный человек
Новая русская сатира, драма, проза
Идеи государственности и просвещения
Слайд 10

Писатели XVIII века Д.И.Фонвизин Г.Р.Державин

Писатели XVIII века

Д.И.Фонвизин

Г.Р.Державин

Слайд 11

Писатели XVIII века Н.М.Карамзин А.Н.Радищев

Писатели XVIII века

Н.М.Карамзин

А.Н.Радищев

Слайд 12

Понятие о классицизме Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и

Понятие о классицизме

Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе

XVII – XVIII веков.
Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.
Слайд 13

Классицизм От лат. «classikus» – образцовый Абсолютная монархия Франция – Людовик

Классицизм

От лат. «classikus»
– образцовый

Абсолютная монархия

Франция – Людовик XIV

(XVII в.)

Россия – Пётр I (XVIII век)

Воспитание человека в духе верности государству

Культ разума, рационализм

Слайд 14

Эстетические принципы Принцип «подражания природе». Ориентация на античное искусство. Простота, стройность,

Эстетические принципы

Принцип «подражания природе».
Ориентация на античное искусство.
Простота, стройность, логичность композиции произведения.
Общественная,

гражданская проблематика.
Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.
Слайд 15

Эстетические принципы Строгая иерархия жанров. Теория «трёх штилей». Чёткое деление героев

Эстетические принципы

Строгая иерархия жанров.
Теория «трёх штилей».
Чёткое деление героев на положительных и

отрицательных.
Выделение одной ведущей черты в характере героя.
«Система амплуа».
Правило «трёх единств».
Слайд 16

Большой каменный театр. Б.Петерсон. 1806

Большой каменный театр.
Б.Петерсон. 1806

Слайд 17

г.Пушкин. Павильон Концертный зал. г.Пушкин. Камеронова галерея

г.Пушкин. Павильон Концертный зал.

г.Пушкин. Камеронова галерея

Слайд 18

Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1785

Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1785

Слайд 19

А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773

Слайд 20

Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763

Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763

Слайд 21

И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина. 1720-е А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764

И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина. 1720-е

А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764

Слайд 22

Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой. А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.

Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой.

А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.

Слайд 23

Жанры Высокие Средние Низкие трагедия ода эпопея научная поэзия элегия послание комедия басня сатира

Жанры

Высокие

Средние

Низкие

трагедия
ода
эпопея

научная поэзия
элегия
послание

комедия
басня
сатира

Слайд 24

Писать отточенно, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно, И шлифовать стихи,

Писать отточенно, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно, И шлифовать стихи, чтобы в

уме свой след Они оставили на много дней и лет, Вот в чем Трагедии высокая идея. Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите.
Никола Буало. Поэтическое искусство.
Слайд 25

Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова

Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова

Слайд 26

Слайд 27

Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. От недостойных

Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. От недостойных чувств

пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать.
Никола Буало. Поэтическое искусство.

Герои классицизма

Слайд 28

«Система амплуа»

«Система амплуа»

Слайд 29

Правило «трёх единств» Время – 1 день Место – 1 дом Действие – 1 конфликт

Правило «трёх единств»

Время –
1 день

Место –
1 дом

Действие


1 конфликт
Слайд 30

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки,

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином

месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет.
Н.Буало. Поэтическое искусство.
Слайд 31

Домашнее задание Письменно ответить на вопросы: Чем для тебя оказался интересен

Домашнее задание

Письменно ответить на вопросы:
Чем для тебя оказался интересен 18-й век?
Что

тебя удивило, заставило задуматься?
Какой вопрос ты, россиянин 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?