Основные образы поэмы 12

Содержание

Слайд 2

Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка

Система образов

Экспозиция

Старый мир

Катька

Писатель

Поп

Паршивый пёс

Старушка

Барыня в
каракуле

Новый мир

Будущее?

Иисус Христос

12, идущие


«державным шагом»
Слайд 3

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни…


Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

Винтовок чёрные ремни,
Кругом – огни,

огни, огни…
Слайд 4

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь…

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую Русь…

Слайд 5

Революционный отряд « Как пошли наши ребята В красной гвардии служить

Революционный отряд

« Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –


В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!»
Слайд 6

Слайд 7

Образ красноармейцев И опять идут двенадцать, За плечами – ружьеца.

Образ красноармейцев

И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.

Слайд 8

Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…»

Красногвардейский патруль в Петрограде.

«…ко всему готовы, ничего не жаль…»

Слайд 9

Характеристика двенадцати 2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз),

Характеристика двенадцати

2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие

религии; ими движет желание найти врага
3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.
11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.
12 глава – «идут державным шагом»
Слайд 10

В первой главе мы слышим многоголосие: «- Ох, Матушка Заступница! Ох,

В первой главе мы слышим
многоголосие:
«- Ох, Матушка Заступница!
Ох, большевики загонят

в гроб!..
Предатели!
Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали…»
Слайд 11

Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», Писатель

Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», Писатель

– вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».
Слайд 12

От здания к зданию Протянут канат. На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате – плакат:
«Вся власть Учредительному

Собранию!»
Слайд 13

В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»:

В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только
«двенадцати»:
«- Кто

еще там? Выходи!..
Кто в сугробе – выходи!..
Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..
Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще
в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка,
барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс
появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему.
После первой главы пес появится в девятой: «Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».
Слайд 14

Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес

Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес

и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Слайд 15

И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…

И буржуй на перекрестке
в воротник упрятал нос…

Слайд 16

Катька – Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча…


Катька

– Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле

правого плеча…
Слайд 17

– А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке!

– А Ванька с Катькой – в кабаке…
– У ей керенки

есть в чулке!
Слайд 18

Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический фонарик На оглобельках… Ах, ах, пади!..

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах,

ах, пади!..
Слайд 19

«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!» Что, Катька, рада?

«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!»

Что, Катька, рада? –

Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!..
Слайд 20

Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего,

Образ Христа

Появление Христа, может
быть, залог будущего
света, символ лучшего,


справедливости, любви,
знак веры. Он «и от пули
невредим», и он мертвый
– «в белом венчике из
роз».
«Двенадцать стреляют в
него, пусть «невидимого».
Слайд 21

Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни,

Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни,

стихию революции.
Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.
Слайд 22

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры,

а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
(А. Горелов).

«…почему Христос?»

Слайд 23

Изобразительно-выразительные средства 12

Изобразительно-выразительные средства

12

Слайд 24

Изобразительно-выразительные средства

Изобразительно-выразительные средства

Слайд 25

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская

революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.
Слайд 26

«Музыка революции» «Слушайте музыку революции», − призывал Блок. В поэме и

«Музыка революции»

«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок.
В поэме и звучит

эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у
Блока – метафора, выражение
«духа», звучание стихии
жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.
Слайд 27

В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Есть интонация плача.

В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Есть интонация плача.
Часто встречается частушечный

мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»

«Музыка революции»