Литература США XX века

Содержание

Слайд 2

Реализм (1860-1880) Жанры: социально-бытовой роман, психологический роман, социально – психологический (Г.Джеймс,

Реализм
(1860-1880)
Жанры: социально-бытовой роман, психологический роман, социально – психологический (Г.Джеймс, У.Д.Хоуэллс)
Характерно: Акцент

на обыденности, повседневности; типизация образов; реальность-средство познания себя и мира; правдивость деталей.
Истоки: Окончание гражданской войны
Модернизм
(1920-е – 1970-е)
Жанры: стихотворения, баллады, сонеты, роман "продолженный настоящий" (Гертруда Стайн)
Э.Паунд, Т.С.Элиот,.
Характерно: субъективизм, поток сознания, формализм.
Истоки: Теории Фрейда и Юнга
индустриализация; частая смена политических режимов

Авангард
с 20 -х - 30-х
Жанры: свободный стих, интеллектуальная проза
«Потерянное поколение»
(1920 – 1930-е)
Жанры: военный роман
Э.Хемингуэй, У.Фолкнер, Фицджеральд.
Характерно: трагическая тональность, самопознание, лирическое настроение
Истоки: Первая мировая война
«Бит-поколение» (сер.50-х–нач. 60-х)
Жанры: поэзия, романы
Д.Керуак, А.Гинзберг
Характерно: Отрицание морали; вызов общепринятому; героизация маргинальных слоёв
Истоки: модернизм; движение «За свободу США»; маккартизм (1950-1954-х гг.)

США XX век
Литературные направления

Имажизм
с начала 10-х -20-х

Слайд 3

Реализм (1860 – 1888 гг) направление в литературе и искусстве. Реализм

Реализм (1860 – 1888 гг)

направление в литературе и искусстве. Реализм исключает

подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощрённые формы новейшей поэзии.

Характерные черты:
Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Истоки и предпосылки:
1860-е гг.- Гражданская война между Севером и Югом.

Слайд 4

Натурализм (1890-1920 гг.) (фр. naturalisme; от лат. naturalism - природный, естественный)

Натурализм (1890-1920 гг.)

(фр. naturalisme; от лат. naturalism - природный, естественный)

- философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает человека как физический объект, управляемый биологическими импульсами и законами среды, одинаково ему не подвластными.

Характерные черты:
Биологическое и физиологическое начало человека
Перенос научных методов на литературное творчество.
Изображение тяжелых социальных условий.
Пессимистический взгляд на жизнь.
Направленность против литературы украшательского толка.
Цель: повернуть искусство лицом к правде.

Истоки и предпосылки:
Реализм
- 1890 – 1900 – позитивистское мировосприятие (позитивизм)
- Развитие естественных наук

Слайд 5

«Потерянное поколение» (20-е – 30-е гг.) сложилось в европейских и американской

«Потерянное поколение» (20-е – 30-е гг.)

сложилось в европейских и американской литературах

в течение десятилетия после окончания первой мировой войны.

«Потерянность» - следствие разрыва писателя и с системой ценностей, и с представлениями о тематике и стилистике текстов.
Жестокости и хаосу мира способна противостоять «ярость» творческого усилия

Характерные черты:
Творческая зависимость писателей США от их старших английских современников
Трагическая тональность
Самопознание
Лирическое напряжение
Присутствие черт реализма

Истоки и предпосылки:
- 1917 – 1918 – Первая Мировая война.
- 20-е годы – время резких контрастов.
- 20-е годы – популярным становится Зигмунд Фрейд.
Изменение системы ценностей.
- Октябрь 1929 год – «ВЕЛИКАЯ депрессия»

Слайд 6

Модернизм (20-е – 70-е гг.) направление в искусстве и литературе, противостоящее

Модернизм (20-е – 70-е гг.)

направление в искусстве и литературе, противостоящее

реализму и характеризующееся стремлением к нетрадиционным формам, к условности стиля.

Характерные черты:
Отсутствие декадентской предыстории
Пропаганда культа «чистого искусства»
Формализм
Техника потока сознания
Субъективизм

Истоки и предпосылки:
Теории Фрейда и Юнга
Ускорение темпов индустриализации
Постоянная смена политических режимов

Слайд 7

Бит-поколение (сер. 50-х — нач. 60-х) термин, используемый для обозначения группы

Бит-поколение (сер. 50-х — нач. 60-х)

термин, используемый для обозначения группы американских

писателей и деятелей искусства середины 50-х — начала 60-х годов, а также порождённое ими культурное движение, иногда называющееся «битниками».

Характерные черты:
Отрицание морали
Бунтарство, вызов общепринятому
Героизация маргинальных слоёв

Истоки и предпосылки:
• Литература «потерянного поколения», модернизм
• «Холодная война» с СССР(1945 – 1991); движение «За свободу США»
• Маккартизм (1950-1954-х гг.)
• Конформистское единодушие нации;
• Нуворишеская кичливость своим материальным благополучием;

Слайд 8

«Черные юмористы» с конца 60-х одна из современных постмодернистских школ, по

«Черные юмористы» с конца 60-х

одна из современных постмодернистских школ, по способу

видения и отражения жизни примыкающая к литературе абсурда. Базовый принцип: восприятие мира как хаоса.

Характерные черты: • пародирование всех мифов и стереотипов;
• сквозной гротеск, смех над страшным и отталкивающим;
• обилие аллюзий;
• условные персонажи-марионетки;
усложнённый, вычурный язык

Истоки и предпосылки:
- Постмодернизм, экзистенциалистские концепции бытия.
1965 – Военные действия продолжаются.
1965 – Кровавые распри. Чёрные против белых.
1965 – Бунт чернокожих, борьба за права.
1965 – Ку-клукс-клан в действии.

Слайд 9

Постмодернизм (с 1960-х) протест против дурной бесконечности в представлении об истории

Постмодернизм (с 1960-х)

протест против дурной бесконечности в представлении об истории культуры,

располагающей один этап после другого, выстраивающей единую линию развития

Характерные черты:
внутренняя свобода автора
намеренная затрудненность повествования
Интертекстуальность
Герои лишены характеристик
отрицание тотальности, абсолютов

Истоки и предпосылки: - модернизм (его отрицание)
Авангардизм
Социальный реализм

Слайд 10

Театр абсурда (с 1950-х) одно из модернистских направлений в драматургии и

Театр абсурда (с 1950-х)

одно из модернистских направлений в драматургии

и театре XX века.

Характерные черты:
крайняя натуралистичность
пародия
гротеск
черный юмор
отрицание реалистичных ситуаций и персонажей

Истоки и предпосылки:
1958 - Ядерные вооружения и протест общества.
Философия дадаизма
Авангардистское искусство 20-х годов

Слайд 11

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее

из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Декадентство (франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 — начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм.

Маккартизм - политика административных и судебных репрессий в США в 1950гг., создающая атмосферу запугивания, шантажа и угроз, направленных против левых деятелей и организаций.
Д.Маккарти - американский конгрессмен.