Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия Горе от ума

Содержание

Слайд 2

«Горе от ума»- комедия в стихах А.С.Грибоедова- произведение, сделавшее своего создателя

«Горе от ума»- комедия в стихах А.С.Грибоедова- произведение, сделавшее своего создателя

классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Она описывает светское общество времен крепостного права и показывает жизнь 1810-1820-х годов.
Комедия «Горе от ума»- сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века- одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты».
Слайд 3

История создания Замысел комедии возник в 1820 году( по некоторым данным

История создания

Замысел комедии возник в 1820 году( по некоторым данным уже

в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. К началу 1822 года написаны первые два действия, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства. Но и потом работа не прекращается; в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» (первоначально- «Горе уму»).
Грибоедов использовал в качестве образца для подражания классическую пьесу Мольера «Мизантроп».Главного героя этой пьесы, Альцеста, Грибоедов роднит с главным героем «Горя от ума» Чацким.
В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III действий комедии.
Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью вышла в свет лишь в 1861 году.
Слайд 4

Сюжет Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей

Сюжет

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной

Софье Павловне Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. София обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её и уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Павла Афанасьевича Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Её избранник- молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца, Чацкий не может понять, «кто мил» Софье. В Молчалине он видит только «жалчайшее созданье», не достойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за желание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной. Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество. Однако в обществе ходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные Софьей.
Слайд 5

В комедии соблюдены только два классицистических единства: места и времени( действие

В комедии соблюдены только два классицистических единства: места и времени( действие

происходит в доме Фамусова в течение суток); третье единство- действия- отсутствует, в произведении две сюжетные линии: любовь Чацкого и противостояние Чацкого и московского общества.
Основная идея: протест свободной личности «против гнусной российской действительности» (В.Г.Белинский)
«Горе от ума» - один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось предсказание Пушкина: «Половина стихов должна войти в пословицу». Многие фразы из пьесы, включая её название, стали крылатыми: «Счастливые часов не наблюдают», «С чувством, с толком, с расстановкой», «А судьи кто?» и другие
Слайд 6

Павел Афанасьевич Фамусов «-»: Способен на ложь и притворство, льстив перед

Павел Афанасьевич Фамусов

«-»: Способен на ложь и притворство, льстив перед теми,

от кого зависит, вспыльчив.
«+»: Гостеприимный хозяин, интересный рассказчик,
любящий и заботливый отец,
не лишён практического житейского ума.
Слайд 7

Софья Павловна Фамусова «-»: Своенравна, насмешлива, мстительна, лжива, нравственно слепа. «+»:

Софья Павловна Фамусова

«-»: Своенравна, насмешлива, мстительна, лжива, нравственно слепа.
«+»: Умна, наблюдательна,

с сильным характером, мечтательна.
Даёт точные характеристики гостям.
Слайд 8

Александр Андреевич Чацкий «+»: Искренность, прямота, не приемлет лицемерие. Борец за

Александр Андреевич Чацкий

«+»: Искренность, прямота, не приемлет лицемерие. Борец за

справедливость, патриот.
«-»: «В нем две слабости – заносчивость и нетерпимость»
/О.Сомов/. Бескомпромиссный.
Единственный положительный герой пьесы – оказывается одиноким и гонимым.
Слайд 9

Алексей Степанович Молчалин «-»: Лицемерие, умение подслужиться, делец. Не имеет никаких

Алексей Степанович Молчалин

«-»: Лицемерие, умение подслужиться, делец. Не имеет никаких

нравственных представлений о любви, верности, чести и долге гражданина.
Заветная цель – занять высокое положение в обществе и материальное благополучие. Готов на подлость ради достижения цели.
«+»: Имеет два таланта:
«умеренность и аккуратность».
Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.
Слайд 10

Лизанька умная, хитрая, душевная, может поддержать беседу, выслушать и даже предложить

Лизанька
умная, хитрая, душевная, может поддержать беседу, выслушать и даже

предложить дельный совет. Характер ее интересен, глубок и ярок. Сергей Сергеевич Скалозуб
В умственном отношении недалёкий человек, осуждает образование и просвещение, «созвездие манёвров и мазурок»,
офицер-карьерист, высокомерен.
Слайд 11

Особое место в комедии играют Репетилов и Загорецкий. Их можно отнести

Особое место в комедии играют Репетилов и Загорецкий. Их можно

отнести к фамусовскому обществу, но они не ярые его сторонники, они ничего плохого не делают Чацкому, но именно их «молчаливое согласие» нередко решает важные вопросы в жизни других людей. Остановимся подробнее на этих образах.  Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор». Образ этого персонажа вырисовывается в отзывах о нем Горича и Хлестовой. Говорит Загорецкий стремительно, с «жаром», имеет привычку все преувеличивать и делать из мухи слона. Если в его сторону звучат резкие отзывы, он не обижается, а сводит все к шутке. 
Слайд 12

Роль любовного конфликта в комедии В основе комедии «Горе от ума»

Роль любовного конфликта в комедии


В основе комедии «Горе от

ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения- общественная комедия. Поэтому конфликт любовный перерастает в общественный.
В основу социального конфликта легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего»- прогрессивного и консервативного дворянства.
Слайд 13