А.Н. Островский. Драма Гроза. Быт и нравы города Калинова

Содержание

Слайд 2

Быт и нравы города Калинова А. Головин. Берег Волги. «Общественный сад

Быт и нравы города Калинова

А. Головин. Берег Волги.

«Общественный сад на высоком

берегу Волги; за Волгой — сельский вид».
Слайд 3

Мещанин - 1) В царской России представитель сословия, состоящего из мелких

Мещанин -

1) В царской России представитель сословия, состоящего из мелких

домовладельцев, торговцев, ремесленников.

2) Человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличный к интересам общества.

Слайд 4

Вымышленный город Калинов является типичным и обобщённым образом русского купеческого города

Вымышленный город Калинов является типичным и обобщённым образом русского купеческого города

середины 19 века.
В основе композиции пьесы – принцип контраста (резкой противоположности). Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости, несправедливости человеческой жизни.
Слайд 5

В Калинове деньги решают всё, а власть принадлежит тем, у кого

В Калинове деньги решают всё, а власть принадлежит тем, у кого

больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу.

Калинов веками живёт по давно устоявшимся законам и традициям. Жителей Калинова не интересуют новые идеи и мысли. Горожане страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве.

Слайд 6

Н.А. Добролюбов В статье «Луч света в тёмном царстве» критик Н.А.Добролюбов

Н.А. Добролюбов

В статье «Луч света в тёмном царстве» критик Н.А.Добролюбов «тёмным

царством» называет образ жизни, присущий мещанству и купечеству, при котором в обществе властвуют богатые и грубые купцы. Они заставляют всех жить по своим законам, подавляют лучшие человеческие чувства и стремления, лишают людей всяческой свободы.
Слайд 7

Представителями «тёмного царства» являются Дикой и Кабаниха. Самодур – человек, который

Представителями «тёмного царства» являются Дикой и Кабаниха.

Самодур – человек, который

действует по своей прихоти, по своему произволу, унижая достоинство других.

Ханжа – лицемер, прикрывающийся показной добродетелью, набожностью.

Слайд 8

«Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Дикой груб, жаден,

«Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

Дикой груб, жаден, бесцеремонен

и нагл. Он издевается над домашними, потому что те слабее его, может не доплачивать мужикам за работу, потому что у него из этого «тысячи составляются». Дикой, не смущаясь, грабит людей. В его системе ценностей деньги важнее всего.
Слайд 9

Но всё-таки прямолинейность и грубость Дикого не так страшны, как лицемерие

Но всё-таки прямолинейность и грубость Дикого не так страшны, как лицемерие

и расчётливость Кабанихи, которая скрывает свою истинную суть по маской праведности.

Кабаниха – ханжа. На людях она добродетельна и набожна, но в своей семье – бесчеловечный деспот тиран, который хочет убить в домашних волю, точит их, как «ржа железо».

«Ханжа...! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.»

Слайд 10

Защищая вековые традиции, Кабаниха убеждена, что она следует закону, по которому

Защищая вековые традиции, Кабаниха убеждена, что она следует закону, по которому

всегда жила русская семья.
Эти традиции описаны в древней книге «Домострой». Но они уродливо поняты Кабанихой.

Домострой – патриархально-суровый и косный семейный быт (по названию старинного русского свода житейских правил).

Слайд 11

Для Кабанихи главное не любовь и уважение, а власть. Она не

Для Кабанихи главное не любовь и уважение, а власть. Она не

понимает, что использует добро во имя зла. Ей нужно не только внешнее подчинение, как Дикому, но и власть над человеческими душами.

«...сделай так, как я тебе приказывала.»