Античное искусство и литература Предшествующие культуры – Финикия и Крито-микенская культура Древняя Греция Эллинизм Э

Содержание

Слайд 2

ФИНИКИЯ Алфавит ремесла боги ритуалы праздники календарь

ФИНИКИЯ

Алфавит
ремесла
боги
ритуалы
праздники
календарь

Слайд 3

Слайд 4

Алфавит ремесла боги ритуалы праздники календарь Финикийское стекло Горгиппия (ок. Анапы)

Алфавит
ремесла
боги
ритуалы
праздники
календарь

Финикийское стекло

Горгиппия (ок. Анапы)

Слайд 5

Древняя Иудея Ветхий Завет Библейские герои – сочетание силы и слабости

Древняя Иудея Ветхий Завет

Библейские герои – сочетание силы и слабости
Моисей,
Левша Аод,
Дебора,


Самсон,
разбойник Йоффай.
Слайд 6

Античная культура Древняя Греция Архитектура Ценилась меньше, чем чистая наука и

Античная культура Древняя Греция

Архитектура
Ценилась меньше, чем чистая наука и искусство – за

близость к практике, но была воплощением эстетических идеалов.
Ордер – система опорно-балочных перекрытий. Стили:
дорический,
ионический,
коринфский.

Ионический ордер
волюта

Слайд 7

Античная культура Древняя Греция Дорийский ордер Коринфский ордер

Античная культура Древняя Греция

Дорийский ордер

Коринфский ордер

Слайд 8

Афины. Акрополь. Парфенон Поленов Вас.

Афины. Акрополь. Парфенон

Поленов Вас.

Слайд 9

«Илиада» и «Одиссея» Гомер - «Омер» - «он сказал», т.е. сказитель

«Илиада» и «Одиссея»

Гомер - «Омер» - «он сказал», т.е. сказитель

Слайд 10

Древнегреческий театр Берет начало от ритуалов и религиозных представлений – мистерий

Древнегреческий театр

Берет начало от ритуалов и религиозных представлений – мистерий (от

сем. «мисторин» – таинство). Праздник Великие Дионисии – постановки, изображающие смерть и воскресение Диониса. Персонажи – сатиры, козлоподобные существа. Отсюда: «песни козлов» – трагедия (известна с VII в. до н.э.).
Драма – постановка, когда один актер ведет диалог с хором. Эсхил добавил в действие второго актера (V в. до н.э.), Софокл – третьего.
Комедия – «песня комоса», т.е. праздничного деревенского шествия – с 425 г. до н.э. (Аристофан).
Слайд 11

Эсхил и Софокл Тема судьбы («фатум»): надо героически встретить свою неотвратимую

Эсхил и Софокл

Тема судьбы («фатум»): надо героически встретить свою неотвратимую судьбу.

Тиберий – слепой предсказатель.
Софокл «Царь Эдип»
Лай, царь Афин
Иоакаста, его жена, дочь старого царя Афин
Эдип, из сын и муж Иокасты
Слайд 12

Софокл «Антигона» Дети царя Эдипа: Этеокл, царь Фив Полиник, его брат

Софокл «Антигона»
Дети царя Эдипа:
Этеокл, царь Фив
Полиник, его брат
Исмена, их сестра
Антигона, их

сестра
Креонт, «министр», друг и советник Эдипа и Этеокла
Эвридика, его жена
Гелон, их сын
Слайд 13

Эллинизм эллинистические государства

Эллинизм эллинистические государства

Слайд 14

Эллинизм Эллинизм (с IV в. до н.э.) – выход греческой культуры

Эллинизм

Эллинизм (с IV в. до н.э.) – выход греческой культуры за

границы эллинского мира и смешение с восточными культурами. Для самой Греции – это период упадка, для восточных стран – время заимствований и расцвета.
Синкретизм, эклектика – смешение классической греческой культуры с местной (африканской или азиатской)
Роскошь и чрезмерность – против аскетизма и рациональности греческой культуры
Торжествуют индивидуализм и космополитизм. Соответственно, самый популярный жанр – лирика, в т.ч. и женская (Сафо, Коринна). В эпоху эллинизма добродетельными считаются «новые» качества – прожить спокойно и незаметно в условиях нестабильности.
На смену героям приходит обыватель
Слайд 15

Эллинизм в Северной Африке Фаюмские портреты Большаков В.А. Фаюмские портреты. Феномен

Эллинизм в Северной Африке Фаюмские портреты

Большаков В.А. Фаюмские портреты. Феномен слияния римской

и древнеегипетской культур //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/45715
Слайд 16

Фаюмские портреты

Фаюмские портреты

Слайд 17

Эллинизм в Северном Причерноморье Херсонес, Фанагориа, Горгиппиа

Эллинизм в Северном Причерноморье Херсонес, Фанагориа, Горгиппиа

Слайд 18

Эллинизм на Востоке

Эллинизм на Востоке

Слайд 19

Этруски, «туски» Изобразительное искусство: плоскостность и условность изображения, но выразительное движение

Этруски, «туски»

Изобразительное искусство: плоскостность и условность изображения, но выразительное движение и

отличная композиция.
Этрусские портреты – связаны с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего.

С 8 по 4 в. до н.э. – римляне находились под властью царей-этрусков.

Слайд 20

Этруски Саркофаг

Этруски

Саркофаг

Слайд 21

Этруски Гражданское строительство Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам

Этруски

Гражданское строительство
Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была

введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н. э.
Древнейшим типом жилых построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. Более позднее сельское италийское здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода.
Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок.
Слайд 22

Этруски. Архитектура Свод из клиновидных балок. Этрусский храм помещался на высоком

Этруски. Архитектура

Свод из клиновидных балок.
Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме);

в отличие от греческого периптера одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком.

Пантео́н – «храм всех богов» в Риме, построен во II веке н. э.

Слайд 23

Пантеон Окулюс,кессоны

Пантеон

Окулюс,кессоны

Слайд 24

Римская литература Примитивная лирика: рабочая песенка, культовый гимн, магическое заклинание, свадебная

Римская литература

Примитивная лирика: рабочая песенка, культовый гимн, магическое заклинание, свадебная песня,

плач по умершим. Ритмизованная речь – в такт движениям.
Сатурнов стих. Эпические песни – из застольных песен.
Эллинизированная поэзия – Ливий Андроник [Livius Andronicus, ок. 284—204]. Стих поэм Гомера — гекзаметр.
Слайд 25

Римская литература Пьесы Плавта [Т. Maccius Plautus, ок. 254-184 до н.э.].

Римская литература

Пьесы Плавта [Т. Maccius Plautus, ок. 254-184 до н.э.]. Типажи

заимствованы из греческих пьес, но с оттенками– сварливая жена, жадная гетера, влюбленный юноша, раб-пройдоха, парасит (сотрапезник, помощник при исполнении религиозных культов). Расчет на зрителя – городской римский плебс. Живой и богатый словесными фигурами диалог, не стесняющийся грубой шутки и опирающийся на римские формы словесного искусства. В отличие от греческих пьес не преследовал дидактических целей, ставил задачу развлечения не слишком взыскательной публики.
Италийский дух сюжетов – путаница вследствие преднамеренного обмана или случайной ошибки.
Слайд 26

Век Августа – золотой век Римской литературы Вергилий [Р. Vergilius Maro,

Век Августа – золотой век Римской литературы

Вергилий [Р. Vergilius Maro, 70-19

до н.э.]
Гораций [Q. Horatius Flaccus, 65-8 до н.э.]
Овидий [полное имя Публий Овидий Назон, 43 до н.э. — 17 н.э.]