Анализ Путешествия из Петербурга в Москву А.Н. Радищева в специфике жанра

Содержание

Слайд 2

«Блажен писатель, если творением своим смог просветить хотя бы единого…» А.Н. Радищев

«Блажен писатель, если творением своим смог просветить хотя бы единого…» А.Н. Радищев

Слайд 3

Цель урока «Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в

Цель урока «Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в

специфике жанра»:

расширить представление учеников о характере литературного процесса;
помочь учащимся увидеть, как создается большая литературная форма с естественной, вполне обоснованной связью разнообразных художественных, политических и философских очерков и жанров, внешне объединенных сюжетом путешествия и личностью главного героя, а внутренне - идеей автора о необходимости борьбы с крепостничеством и абсолютизмом.

Слайд 4

Эпиграф «Книга человеческого достоинства» (В.Ю. Троицкий) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Эпиграф «Книга человеческого достоинства» (В.Ю. Троицкий)


«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.

Радищев
Слайд 5

Главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия. Жанр не был

Главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия.

Жанр не был

случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

Слайд 6

«Я взглянул окрест себя – душа моя страданиями человечества уязвлена…» Санк-Петербург

«Я взглянул окрест себя – душа моя страданиями человечества уязвлена…»

Санк-Петербург Тоска

Чудово
Спасская Полесть Подберезье Новгород
Бронницы Зайцово Крестьцы
Яжелбицы Валрач Едрово
Хотилов Вышний Волочок
Выдропуск Торжок Медное Тверь
Городня Завидово Клин Москва
Слайд 7

«Тут рассеивание заразы французской…» Екатерина II «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

«Тут рассеивание заразы французской…» Екатерина II

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Слайд 8

Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 1.Посвящение другу – товарищу детства и

Литературное путешествие. Требования жанрового канона.

1.Посвящение другу – товарищу детства и юности Алексею

Михайловичу Кутузову.
Произведение Радищева – полемический отклик на книгу немецкого писателя Г.В. Бериша «Путешествие добродетели», переведенную на русский язык А.М. Кутузовым, одним из руководителей русского масонства

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Слайд 9

Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 2. Объяснение причины создания и публикации

Литературное путешествие. Требования жанрового канона.

2. Объяснение причины создания и публикации книги.
Писатель ставил

перед собой цель:
разбудить дремлющие силы «сочувственников»,
сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа,
привлечь на свою сторону колеблющихся,
заставить задуматься равнодушных,
бросить вызов «жестокосердным».

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Слайд 10

Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 3. Традиционные мотивы и приемы: культ

Литературное путешествие. Требования жанрового канона.

3. Традиционные мотивы и приемы:
культ дружбы,
приём

«найденной рукописи»,
описание разговора с несчастной
девушкой, встречи с нищим,
посещение крестьянской избы и т.п.
Каждое описанное событие – факт современной писателю русской жизни, который становится звеном общей системы антинародной политики «верхов».

«Путешествие из Петербурга в Москву»
А.Н. Радищев

Слайд 11

Литературное путешествие. Требования жанрового канона. 4. Огромный и пестрый мир, ощущение

Литературное путешествие. Требования жанрового канона.

4. Огромный и пестрый мир, ощущение сложности, мозаичности

картины которого усиливает включение в книгу различных жанров:
фольклора,
древнерусской литературы,
новой русской литературы XVIII века,
а также жанров деловой и научно-публицистической прозы.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Слайд 12

Предварительное задание к уроку-семинару «Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева

Предварительное задание к уроку-семинару «Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева в

специфике жанра»

Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров:
а). фольклора;
б) .древнерусской литературы;
в) .новой русской литературы;
г). деловой и научно-публицистической прозы.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Слайд 13

«Я оглянулся окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала…»

«Я оглянулся окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала…»

Это

ключ ко всему радищевскому произведению, это как бы первоначально выраженный пафос русской литературы XIX века, искавшей пути к человеческому счастью.
Потому что у неё была вера и убежденность в высокое достоинство и Божественное начало человека.
(Эпиграф к уроку)

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Слайд 14

Гл. «Черная грязь» - «Слово о Ломоносове» …Человек, рожденный с нежными

Гл. «Черная грязь» - «Слово о Ломоносове»

…Человек, рожденный с
нежными

чувствами,
сильным воображением,
побуждаемый любочести-
ем, исторгается из среды
народныя. Восходит на
лобное место.
Слайд 15

В ряду русских литературных «путешествий» XVIII столетия книга Александра Радищева занимает

В ряду русских литературных «путешествий» XVIII столетия книга Александра Радищева занимает

особое место:

с одной стороны, она завершает многовековую историю жанра путевых записок,
с другой – разрушает каноны жанра и выходит за границы собственно путевой литературы.
Вот почему книга Радищева лежит на стыке традиций путевой литературы и традиций романа повествования, без неё нельзя представить себе историю русского реалистического романа.