Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966)

Содержание

Слайд 2

Имя Мне дали имя при крещенье – Анна, Сладчайшее для губ

Имя

Мне дали имя при крещенье –
Анна,
Сладчайшее

для губ людских
и слуха
1913
Татарское, дремучее
Пришло из никуда,
К любой беде липучее,
Само оно – беда.
1958

Аня Горенко – гимназистка Мариинской женской гимназии.
Царское Село 1904 г.

Слайд 3

Семья Анна Горенко с братьями Андреем (стоит рядом), Виктором и сестрой

Семья

Анна Горенко с братьями Андреем (стоит рядом), Виктором и сестрой Ией.


В центре – мать Инна Эразмовна. Киев. 1909 г.

И женщина с прозрачными глазами
(Такой глубокой синевы, что море
Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),
С редчайшим именем и белой ручкой,
И добротой, которую в наследство
Я от нее как будто получила, -
Ненужный дар моей жестокой жизни…

6

Слайд 4

Царское Село Здесь столько лир повешено на ветки… Но и моей как будто место есть… 7

Царское Село

Здесь столько лир повешено на ветки… Но и моей

как будто место есть…

7

Слайд 5

Псевдоним По настоянию отца юная Анна Горенко взяла своим литературным именем

Псевдоним

По настоянию отца юная Анна Горенко взяла своим литературным именем фамилию

прабабушки по материнской линии – татарской княжны Ахматовой.

З.Е.Серебрякова. Портрет А.Ахматовой. 1922

Мне от бабушки-татарки
Были редкостью подарки;
И зачем я крещена,
Горько гневалась она.
А пред смертью подобрела
И впервые пожалела,
И вздохнула: «Ах, года!
Вот и внучка молода»…

8

Слайд 6

Начало поэтического творчества Первый сборник «Вечер» (1912) с посвящением Н.Гумилеву Н.Альтман.

Начало поэтического творчества

Первый сборник «Вечер» (1912) с посвящением Н.Гумилеву

Н.Альтман. Портрет А.Ахматовой.

1914

…новый женский голос, отличный от других и слышимый, несмотря на очевидную, как бы желаемую обладателем его слабость тона, присоединился к общему хору русских поэтов… Итак, судари и сударыни, к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэт. А зовут его Анна Ахматова.
М.Кузмин. Предисловие к книге «Вечер»

9

Слайд 7

Встреча с Н.Гумилевым Годом знакомства с Гумилевым, сразу же перешедшим у

Встреча с Н.Гумилевым

Годом знакомства с Гумилевым, сразу же перешедшим у него

в пылкую влюбленность, Ахматова называла 1903, когда ей, следовательно, было 14, а ему 17 лет, то есть они находились в возрасте Джульетты и Ромео

Анна Ахматова и Николай Гумилев с сыном Львом. 1915

Анна Андреевна Ахматова с сыном Львом Николаевичем Гумилевым. 1960-е гг.

11

Слайд 8

Признание поэта Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и

Признание поэта

Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое

богатство русского романа девятнадцатого века… Генезис Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу.
О.Мандельштам, 1922

Ты не только лучшая русская поэтесса, но и просто крупный поэт… Н.Гумилев

12

Слайд 9

Основные темы лирики заявлены уже в первых сборниках: Любовь Тема творчества

Основные темы лирики заявлены уже в первых сборниках:

Любовь
Тема творчества
Гражданская лирика
Философская лирика

При

общем охвате всех впечатлений, даваемых лирикой Ахматовой, получается переживание очень яркой и очень напряженной жизни. Прекрасные движения души, разнообразные и сильные волнения, муки, которым впору завидовать, гордые и свободные соотношения людей, и все это в осиянии и в пении творчества
Н.В.Недоброво
Слайд 10

Тема любви Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется

Тема любви

Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется

драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». В центре внимания поэта – чувства женщины, которая томится, радуется, печалится, молится и страдает…

Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?
1912

14

Слайд 11

Я научилась просто, мудро жить… Я научилась просто, мудро жить, Смотреть


Я научилась просто, мудро жить…
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо

и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.
Май 1912, Флоренция
Слайд 12

Тема поэтического творчества Многое еще, наверно, хочет, Быть воспетым голосом моим:

Тема поэтического творчества

Многое еще, наверно, хочет,
Быть воспетым голосом моим:
То, что,

бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым
Ташкент, 1942

Поэзия Ахматовой – вся исповедь, обращенная к людям, исполненная стремления поделиться с ними своим душевным богатством, своей песенной силой.

К.Петров-Водкин. Портрет А.А.Ахматовой, 1922

15

Слайд 13

Мне ни к чему одические рати... Мне ни к чему одические

Мне ни к чему одические рати...
Мне ни к чему одические рати
И

прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
21 января 1940
Слайд 14

Ахматова и Пушкин Есть одна черта у Ахматовой, ставящая ее далеко

Ахматова и Пушкин

Есть одна черта у Ахматовой, ставящая ее далеко от

многих современных поэтов и ближе всего подводящая к Пушкину: любовь и верность сердца людям…
В.С.Срезневская

О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911, Царское Село

16

Слайд 15

В царском селе I По аллее проводят лошадок. Длинны волны расчесанных

В царском селе

I
По аллее проводят лошадок. Длинны волны расчесанных грив. О,

пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.
Странно вспомнить: душа тосковала,
Задыхалась в предсмертном бреду. А теперь я игрушечной стала,
Как мой розовый друг какаду. Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь, в глаза погляди.
Не люблю только час пред закатом,
Ветер с моря и слово «уйди»

II
...А там мой мраморный двойник, Поверженный под старым кленом, Озерным водам отдал лик, Внимает шорохам зеленым. И моют светлые дожди Его запекшуюся рану... Холодный, белый, подожди, Я тоже мраморною стану.
III
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни... Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.
1911

Слайд 16

Современники Александр Блок (1880-1921) Осип Мандельштам (1891-1938) Марина Цветаева (1892-1941) Борис Пастернак (1890-1960) 17

Современники

Александр Блок
(1880-1921)

Осип Мандельштам (1891-1938)

Марина Цветаева
(1892-1941)

Борис Пастернак (1890-1960)

17

Слайд 17

Слайд 18

Первая мировая война Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих

Первая мировая война

Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.


Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат.
20 июля 1914
Слайд 19

Молитва Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и

Молитва
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и

друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей
1915 г.
Слайд 20

Революция. Отказ от эмиграции Мне голос был. Он звал утешно, Он

Революция. Отказ от эмиграции
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди

сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…
…Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Осень 1917
Ахматова права – это недостойная речь. Бежать от русской революции – позор.
А.Блок
Слайд 21

Не с теми я, кто бросил землю... Не с теми я,

Не с теми я, кто бросил землю...
Не с теми я, кто

бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Июль 1922, Петербург
Слайд 22

«Я была тогда с моим народом…» «Реквием» 1935-1940 Ю.Анненков. Портрет Анны

«Я была тогда с моим народом…»

«Реквием» 1935-1940

Ю.Анненков. Портрет Анны Ахматовой

Муж в

могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…
1938 г.
Слайд 23

Великая Отечественная война Любовь к Родине у Анны Ахматовой не предмет

Великая Отечественная война

Любовь к Родине у Анны Ахматовой не предмет анализа,

размышлений или расчетливых прикидок. Будет она – будет жизнь, дети, стихи. Нет ее – ничего нет

А.Ахматова и О.Берггольц. 1945

У Ахматовой сознание судьбы, доли рождает прежде всего готовность вытерпеть и выстоять; не от упадка сил идет оно, а от пробуждения их
Н.Скатов

Слайд 24

Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается

Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.


Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
23 февраля 1942, Ташкент
Слайд 25

1946 год. Новые испытания Другие уводят любимых, - Я с завистью

1946 год. Новые испытания

Другие уводят любимых, -
Я с завистью вслед

не гляжу.
Одна на скамье подсудимых
Я скоро полвека сижу...
…Я глохну от зычных проклятий,
Я ватник сносила дотла.
Неужто я всех виноватей
На этой планете была?
1960

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении А.Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему.

Я всем прощение дарую
И в Воскресение Христа
Меня предавших в лоб целую,
А не предавшего – в уста.
1948 (на Пасху)

Слайд 26

Философская лирика *** Что войны, что чума? – конец им виден

Философская лирика
***
Что войны, что чума?
– конец им виден скорый,
Им

приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса,
который
Был бегом времени когда-то наречен?
(1961)
***
О своем я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе. (1962)

Анна Ахматова. 1965

Слайд 27

«Поэма без героя» 1940-1965 ...«Поэма без героя» — нечто несравненно большее,

«Поэма без героя» 1940-1965

...«Поэма без героя» — нечто несравненно большее,

чем только одно лирическое излияние, как бы страстно оно ни было. Поэма одновременно и величественный эпос — правда, не героический, эпос «без героя»
В.Франк
Торжествами гражданской смерти
Я по горло сыта. Поверьте,
Вижу их, что ни ночь, во сне.
Отлучить от стола и ложа –
Это вздор еще, но негоже
Выносить, что досталось мне
«Поэма без героя»
Слайд 28

Бессмертие Церемония вручения Анне Ахматовой Международной литературной премии «Этна-Таормина». Италия. 1964

Бессмертие

Церемония вручения Анне Ахматовой Международной литературной премии «Этна-Таормина». Италия. 1964

Ржавеет

золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное Слово..
1945

И лесть, и клевета - какие это крохи
В сравненье с бременем святого ремесла,
Для той, что на ветру под грозами эпохи
Честь наших русских муз так высоко несла
Н. Рыленков

Слайд 29

Великий поэт, говоря о своем я, говорит об общем – о

Великий поэт, говоря о своем я, говорит об общем – о

человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живо человечество. И потому в его грусти всякий узнаёт и свою и видит в нём не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству
В.Г.Белинский
Слайд 30

И лесть, и клевета – какие это крохи В сравненье с

И лесть, и клевета – какие это крохи
В сравненье с

бременем святого ремесла,
Для той, что на ветру под грозами эпохи
Честь наших русских муз так высоко несла
Н. Рыленков
Слайд 31

Кого когда-то называли люди Цаpeм в насмешку, Богом - в самом

Кого когда-то называли люди Цаpeм в насмешку, Богом - в самом деле, Кто

был убит - и чье орудье пытки Согрето теплотой моей груди... Познали смерть Свидетели Христовы, И сплетницы-старухи, и солдаты, И Прокуратор Рима - все прошли. Там, где когда-то возвышалась арка, Где море билось, где чернел утес, Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой И с запахом бессмертных роз. Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор - к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное слово.
1945. Фонтанный Дом