Карлос Чавес (1899-1978)

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КАРЛОСА ЧАВЕСА Мексиканский композитор, дирижёр, музыковед, хореограф и музыкальный

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КАРЛОСА ЧАВЕСА

Мексиканский композитор, дирижёр, музыковед, хореограф и музыкальный педагог.
Чавес

занимался игрой на фортепиано под руководством Асунсьон Парра, пианиста и композитора Мануэля Понсе и у Педро Луиса Огасона. Систематического образования в области композиции не получил.
Писал статьи о культуре в журналах «Гладиос», «Эль Универсаль»;
Первые сочинения: фортепианные пьесы, аранжировки народных песен, симфония, секстет для струнных и фортепиано и др. произведения
Слайд 4

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КАРЛОСА ЧАВЕСА В 1922-1923 г. Чавес совершил путешествие в

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КАРЛОСА ЧАВЕСА

В 1922-1923 г. Чавес совершил путешествие в Европу. Его Соната

№ 2 для фортепиано была принята для публикации в Берлине, а в Париже работу Чавеса одобрил и поддержал Поль Дюка.
По возвращению в Мексику организовал концерты новейшей музыки из сочинений А.Онеггера, Д.Мийо, Ф.Пуленка, Э.Сати, И.Стравинского.
В 1926—1928 гг. Чавес жил в Нью-Йорке, представляя вместе с художником Р.Тамайо новое мексиканское искусство; в этот период вместе с Э.Варезом и Г.Коуэлл основали Панамериканскую ассоциацию композиторов.
Слайд 5

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КАРЛОСА ЧАВЕСА Позже, в Мексике возглавил Национальную консерваторию и

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КАРЛОСА ЧАВЕСА

Позже, в Мексике возглавил Национальную консерваторию и стал

руководителем Мексиканского симфонического оркестра (дирижировал сочинениями Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и др.).
С середины 1930-х гг. стал смещаться от чистого авангарда (соч. «Энергия» и балет «Лошадиные силы») в сторону музыки, основанной на фольклорном материале (Индейская симфония (1935), пьеса «Хочипилли» для духовых и перкуссии, доколумбовой Америки.
Позднее читал лекции, возглавлял институт Изящных искусств, преподавал в университете Гарварда, сочинял симфонии.
 Последнее выступление Чавеса состоялось 8 мая 1978 года, когда он дирижировал премьерой своего Концерта для тромбона с оркестром в Вашингтоне.
Слайд 6

«ХОЧИПИЛЛИ» Оркестровая пьеса для духовых и перкуссии, в которой используются ударные

«ХОЧИПИЛЛИ»

Оркестровая пьеса для духовых и перкуссии, в которой используются ударные инструменты

доколумбовой Америки;
Вторая редакция была сделана в 1964г.
Эта пьеса была написана для концертной программы выставки мексиканского искусства в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1940 году; 
Ее название Xochipilli от имени ацтекского бога цветов, песен, танцев и спортивных игр.
Слайд 7

В пьесе претворены национальные фольклорные музыкальные истоки (как и в сочинении

В пьесе претворены национальные фольклорные музыкальные истоки (как и в сочинении

«Индейская симфония», балете «Четыре солнца», Токкате для ударных инструментов);
Фольклорные истоки тянутся из детства композитора . В штате Агуаскальентес, откуда родом Чавес, была развита культура коренных жителей Мексики индейцев. И в нем самом была индейская кровь – его мать была наполовину индеанкой. Юность Чавеса также была наполнена чувствами национального самосознания, охватившими всю Мексику. Он ощущал потребность в создании национальной музыкальной традиции, впитывал интонации индейского и креольского фольклора.
Структура – A – B – A:
Ч 1 Allegro animato (1-83),
Ч 2 Lento (84-134),
Ч 3 Vivo (135-269).

«ХОЧИПИЛЛИ»

Слайд 8

РОЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ: Инструментальный состав: Флейта пикколо (мелодия); Флейта (мелодия); Кларнет (мелодия);

РОЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ:

Инструментальный состав:
Флейта пикколо (мелодия);
Флейта (мелодия);
Кларнет (мелодия);
Тромбон (мелодия);
Ударные, доколумбовой Америки (ритм,

акценты);
Многие из ударных инструментов ацтекского происхождения: teponaztli (щелевой барабан-ксилофон),  huéhuetl (трубчатый барабанчик), omichicahuaztli (человеческая кость).
Флейта пикколо и обычная флейта замещают ацтекские флейты из кости или глины, кларнет реконструирует звучание глиняной окарины (флейта), тромбон используется в качестве замены ацтекской «ракушки-раструба».
Структура: ч.1 Allegro animato, 2 ч. Lento, 3ч. Vivo.
Колоритные мелодии написаны в натуральных ладах.
Ударные инструменты создают яркие ритмы.