Антон Павлович Чехов

Содержание

Слайд 2

Л. Н. Толстой писал: «Он создал новые, совершенно новые, по-моему, для

Л. Н. Толстой писал:
«Он создал новые, совершенно
новые, по-моему,
для всего

мира формы
письма, подобных которым
я не встречал нигде...
Отбрасывая всякую
ложную скромность,
утверждаю, что
по технике он, Чехов,
гораздо выше меня».

А.П. Чехов и Л.Н. Толстой в Гаспре. Фотография С.А. Толстой 1901 года.

Слайд 3

Детство, отрочество и юность А. П. Чехов родился 17 (29) января

Детство, отрочество и юность

А. П. Чехов родился 17 (29) января в Таганроге,

небольшом городе на юге России, крупном центре Приазовья.
Слайд 4

Отец Антона Павловича Чехова, Павел Егорович, до 16 лет был крепостным,

Отец Антона Павловича Чехова, Павел Егорович, до 16 лет был крепостным, затем

служил в магазине купца Кобылина: «мальчиком», приказчиком, конторщиком.
Мать, Евгения Яковлевна Морозова, вышла из семьи купца-суконщика. Вскоре после женитьбы Павел Егорович открыл свое дело ‒ бакалейную лавку и был причислен к купеческому званию ‒ стал таганрогским купцом 3-й гильдии. Бывшему крепостному стоило больших усилий попасть в купеческое сословие.
Слайд 5

Вскоре после женитьбы Павел Егорович открыл свое дело ‒ бакалейную лавку

Вскоре после женитьбы Павел Егорович открыл свое дело ‒ бакалейную лавку

и был причислен к купеческому званию ‒ стал таганрогским купцом 3-й гильдии. Бывшему крепостному стоило больших усилий попасть в купеческое сословие.
Слайд 6

Антон Павлович был третьим ребенком в семье. Дети росли в обстановке

Антон Павлович был третьим ребенком в семье. Дети росли в обстановке

строгости, граничившей с деспотизмом. Жизнь текла по установленному отцом порядку: домашние богослужения, церковный и домашний хор, в котором пели все дети Чеховых; работа в лавке, где дети трудились целый день и где зачастую выполняли уроки.
Слайд 7

По воспоминаниям Михаила Чехова, в семье «день начинался и заканчивался трудом.

По воспоминаниям Михаила Чехова, в семье
«день начинался и заканчивался трудом.

Все в доме вставали рано.
Мальчики шли в гимназию, возвращались домой, учили уроки; как только выпадал свободный час, каждый из них занимался тем, к чему имел способность: старший, Александр, устраивал электрические батареи, Николай рисовал, Иван переплетал книги, а будущий писатель сочинял...
Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором: отец любил петь по нотам и приучал к этому детей...
Мать, вечно занятая, суетилась в это время по хозяйству или обшивала на швейной машинке детей».
Слайд 8

Любимыми развлечениями детей были купание в море, рыбалка, встречи и проводы

Любимыми развлечениями детей были купание в море, рыбалка, встречи и проводы

пароходов в порту.
Антон увлекался ловлей певчих птиц, держал дома голубей.
По бескрайней южной степи братья ездили в гости к деду Егору Михайловичу.
Впечатления от этих поездок позже нашли отражение в повести «Степь».
Слайд 9

В 1876 году семья переехала в Москву, а Антон Павлович остался

В 1876 году семья переехала в Москву, а Антон Павлович остался в

Таганроге и начал самостоятельно зарабатывать на жизнь уроками.
Полученных денег ему едва хватало, но даже из этой малой суммы он посылал часть в Москву, чтобы помочь родителям.
Когда в Таганроге открылась библиотека, то Чехов стал одним из самых активных ее читателей.
Что он читал? Список разнообразный: романы Гюго, Борна, Сервантеса, Бичер-Стоу, Тургенева, Гончарова, статьи Белинского, Добролюбова, Писарева...
Слайд 10

Одной из достопримечательностей Таганрога являлся театр. Чехов к 16 годам стал

Одной из достопримечательностей Таганрога являлся театр. Чехов к 16 годам стал завзятым

театралом.
Благодаря театру юный Чехов приобщился к культуре, искусству.
В театре он впервые познакомился с пьесами Шекспира, Грибоедова, Гоголя, Островского.
«Когда мы шли в театр, ‒ вспоминал брат писателя Иван, ‒ мы не знали, что там будут играть, мы не имели понятия о том, что такое драма, опера или оперетка ‒ нам все было одинаково интересно... Идя из театра, мы всю дорогу, не замечая ни погоды, ни неудобной мостовой, шли по улице и оживленно вспоминали, что делалось в театре».
Книги, театр, музыка пробуждали у юного Антона стремление к творчеству.
Слайд 11

15 июня 1879 года Чехов получил аттестат зрелости, а 8 августа

15 июня 1879 года Чехов получил аттестат зрелости, а 8 августа приехал в Москву,

где поступил на медицинский факультет Московского университета как стипендиат таганрогской гимназии.
В Москве Антон Павлович взял заботу о семье на себя.
Слайд 12

Чехов-врач После окончания университета Чехов работал заведующим больницей в Звенигороде. Современники

Чехов-врач

После окончания университета Чехов работал заведующим больницей в Звенигороде.
Современники вспоминали,

что Антон Павлович был внимательным врачом.
«Он любил давать врачебные советы и следил за научной и практической медициной по периодической литературе.
Отношение его к больным отличалось трогательной заботливостью и мягкостью: видно было, что в нем, враче, человеческое достигло высокой степени, что способность сострадать, переживать вместе с больным его страдания была присуща не только ему как человеку, но еще более как врачу-человеку», ‒
писал его современник Г. И. Россолимо.
Слайд 13

Врачебная практика расширила впечатления Антона Павловича, обогатила материалом, которым он позднее

Врачебная практика расширила впечатления Антона Павловича, обогатила материалом, которым он позднее

воспользовался.
«Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели самое серьезное влияние на мою литературную деятельность;
они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач;
они имели также и направляющее влияние...» ‒
писал Чехов в автобиографии.
Слайд 14

Раннее творчество А. П. Чехова (1880‒1885) Сотрудничая в журналах «Будильник», «Стрекоза»,

Раннее творчество А. П. Чехова (1880‒1885)

Сотрудничая в журналах «Будильник», «Стрекоза», «Зритель», «Осколки»,

молодой писатель обращался к темам и жанрам, которые не были характерны для этих сатирических журналов.
Первый из юмористических рассказов «Письмо к ученому соседу» был опубликован в журнале «Стрекоза» в 1880 году.
Начинающий литератор избрал себе псевдоним Антоша Чехонте.
Однако вариантов псевдонима было несколько ‒ «Антоша», «Ан. Ч.», «Антоша Ч.», «Чехонте», «Дон Антонио Чехонте»...
Под некоторыми произведениями стояли подписи: «Человек без селезенки», «Г. Балдастов», «Прозаический поэт».
Слайд 15

Чехова интересовали темы: «барин и мужик» («Письмо к ученому соседу», «За

Чехова интересовали темы:
«барин и мужик» («Письмо к ученому соседу», «За двумя

зайцами погонишься» и др.),
«буржуазная пошлость» («Встреча весны», «Который из трех» и т. д.).
Уже в ранних рассказах проявилось мастерство А. П. Чехова в раскрытии характера и в изображении судьбы человека («Темпераменты», «Свадебный сезон»).
Слайд 16

Особенности ранней прозы А. П. Чехова Короткий юмористический рассказ ‒ один

Особенности ранней прозы А. П. Чехова

Короткий юмористический рассказ ‒ один из главных

жанров молодого Чехова.
Основой этого жанра часто служил анекдотический случай.
В этих рассказах преобладали внешний комизм и неожиданная развязка, часто юмор перерастал в сатиру.
Слайд 17

Наряду с фельетонами он создал в этот период целую серию блестящих

Наряду с фельетонами он создал в этот период целую серию блестящих

рассказов («Толстый и тонкий» (1883), «Унтер Пришибеев» (1885), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Хамелеон» (1884) и др.).
В раннем творчестве А. П. Чехов использовал традиционные формы рассказа-сценки и рассказа-анекдота.
Каковы его герои? Чаще всего невзрачные, без ярких индивидуальных особенностей, представители среднего класса. Такие герои уже не раз появлялись на страницах русской литературы.
Слайд 18

В чем же новаторство Чехова? Он дал новый взгляд на своих

В чем же новаторство Чехова? Он дал новый взгляд на своих

героев, на их повседневную жизнь.
«В характерах каждого из них писатель сумел увидеть воплощение существенных особенностей господствующих нравов, в первую очередь принципа господства и подчинения.
Рассказы о треволнениях его ничтожных героев ‒ рабов и деспотов, часто деспотов и рабов одновременно ‒ оказываются рассказами о противоестественности этих нравов...
С особой силой обличает Чехов добровольное холопство, холопство по убеждению...» ‒
так определил одну из особенностей ранней прозы А. П. Чехова литературовед Г. Бердников.
Слайд 19

Особенности раннего творчества А. П. Чехова четко обозначил М. Горький: «Антон

Особенности раннего творчества А. П. Чехова четко обозначил М. Горький:
«Антон Чехов уже

в ранних рассказах своих умел открыть в тусклом мире пошлости ее трагические, мрачные шутки».
Слайд 20

Общественно-литературная позиция А. П. Чехова В 1880-е годы Чехов в своем

Общественно-литературная позиция А. П. Чехова

В 1880-е годы Чехов в своем творчестве руководствовался

в основном нравственными критериями, пытался понять и объяснить читателю, что такое свобода и счастье.
Важную роль в укреплении демократических убеждений А. П. Чехова сыграл Московский университет.
Слайд 21

Одним из первых талант А. П. Чехова отметил уважаемый и почитаемый

Одним из первых талант А. П. Чехова отметил уважаемый и почитаемый Чеховым

писатель Д. В. Григорович.
«...У Вас настоящий талант, талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения», ‒ писал он А. П. Чехову.
Вскоре вышли сборники А. П. Чехова «Пестрые рассказы», «В сумерках».
Официальное признание последовало в 1888 году: за сборник рассказов «В сумерках» Антон Павлович Чехов был удостоен Пушкинской премии Академии наук.
Слайд 22

Новаторство А. П. Чехова в поисках жанровых форм. Герои Чехова В

Новаторство А. П. Чехова в поисках жанровых форм. Герои Чехова

В середине 1880-х

годов у Чехова появились рассказы, новые по тону, структуре, характеру действующих лиц.
Теперь его герои уже не были механизмами; наоборот, писатель стремился выявить и показать нравственное начало в человеке.
В лирических драмах А. П. Чехова все чаще отражалось пробуждение самосознания человека.
Героями его становились простые люди, чаще всего мужики («Горе»).
Несмотря на то что эти персонажи традиционны в русской литературе, Чехов изобразил их по-своему ‒ его герои непривлекательны внешне, но душевно богаты («Счастье»).
Слайд 23

Дальнейшее развитие в творчестве А. П. Чехова получил жанр лирического рассказа.

Дальнейшее развитие в творчестве А. П. Чехова получил жанр лирического рассказа.
В

нем отсутствовал событийный сюжет, зато налицо был лирический способ раскрытия характера, лирический подтекст; композиционно ‒ это рассказ «без конца» («Ведьма», «Верочка» и др.).
Слайд 24

В этот период отмечался интерес А. П. Чехова к некоторым сторонам

В этот период отмечался интерес А. П. Чехова к некоторым сторонам этического

учения Л. Н. Толстого.
Рассказы «Именины» и «Несчастье» А. П. Чехова ‒ оригинальная трактовка конфликта романа Л. H. Толстого «Анна Каренина».
«Скучная история» А. П. Чехова похожа на ситуацию повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича».
Чехов учился у Л. H. Толстого, пытался понять его художественную систему, в частности то, как показана диалектика человеческой души.
Слайд 25

Во второй половине 1880-х годов А. П. Чехова привлекла тема детства

Во второй половине 1880-х годов А. П. Чехова привлекла тема детства («Гриша»,

«Мальчики», «Детвора», «Ванька», «Спать хочется», «Степь» и др.).
С одной стороны, он поэтизировал детское сознание, чистоту, искренность, непосредственность чувств, а с другой ‒ обличал обездоленное детство («Ванька», «Спать хочется»), нравственно оскверняемое детство в буржуазной среде («Детвора», «Житейские мелочи», «Володя»).
Цикл чеховских рассказов о детях также перекликается с толстовскими мотивами.
Слайд 26

1888 год стал переломным в творчестве А. П. Чехова. Во-первых, кончилось

1888 год стал переломным в творчестве А. П. Чехова.
Во-первых, кончилось «многописание».
Если

в 1887 году он написал 64 произведения, то в 1888 году ‒ лишь 10, в том числе первые крупные вещи: «Степь», «Огни», «Именины», «Припадок».
Во-вторых, усилилось стилевое и жанровое разнообразие произведений.
Так, в «Именинах» и «Припадке» преобладает «протестующий элемент», а в повести «Степь» лирическое настроение сочетается с эпической широтой изображения.
«Без заглавия» и «Пари» ‒ произведения аллегорического характера; рассказ «Спать хочется» содержит натуралистические элементы.
Слайд 27

Творчество писателя в 1890-х годах В 1890-е годы углубилось представление А.

Творчество писателя в 1890-х годах

В 1890-е годы углубилось представление А. П. Чехова

о драматизме человеческого бытия, в его творчестве этого периода явно прослеживаются социально-исторические мотивы («Мужики», «Моя жизнь» и др.).
Слайд 28

Идея всеобщей любви овладевала Чеховым все сильнее. В 1889 году его

Идея всеобщей любви овладевала Чеховым все сильнее.
В 1889 году его избрали

членом комитета Общества русских драматических писателей.
Он увлекся этой работой, поскольку театр занимал важное место в его жизни.
Постановка водевилей и пьесы «Иванов» еще больше приблизила его к театральной жизни, он подробнее познакомился с состоянием дел в театре, узнал его недостатки.
Слайд 29

Каторжный остров Чехов серьезно готовился к поездке на Сахалин: изучил историю

Каторжный остров

Чехов серьезно готовился к поездке на Сахалин: изучил историю освоения

острова, его экономику, географию, природу.
В 1890 году Антон Павлович писал:
«Я сижу безвыходно дома и читаю о том, сколько стоил сахалинский уголь за тонну в 1863 году и сколько стоил шанхайский; читаю об олимпиадах и NO, NW, SO (обозначение ветров: норд-ост, норд-вест, зюйд-ост) и прочих ветрах, которые будут дуть на меня, когда я буду наблюдать свою собственную морскую болезнь у берегов Сахалина...»
Слайд 30

В пути А. П. Чехов вел дневник, делился впечатлениями о поездке

В пути А. П. Чехов вел дневник, делился впечатлениями о поездке в

письмах.
В заметках «Из Сибири» он размышлял:
«Вот около сосен плетется беглый с котомкой и котелком на спине.
Какими маленькими, ничтожными представляются в сравнении с громадной тайгой его злодейства, страдания и он сам!
Пропадет он здесь в тайге, и ничего в этом не будет ни мудреного, ни ужасного, как в гибели комара...»
Слайд 31

Дорожные впечатления от поездки из Москвы на Сахалин легли в основу

Дорожные впечатления от поездки из Москвы на Сахалин легли в основу

путевых очерков «Из Сибири»:
«К Сахалину подошли вечером. Когда в девятом часу бросали якорь, на берегу в пяти местах большими кострами горела сахалинская тайга.
<...> Страшная картина, грубо скроенная из потемок, силуэтов гор, дыма, пламени и огненных искр, казалась фантастическою...»
Слайд 32

Изучение жизни, быта, природы острова Сахалина отнимало много сил и здоровья.

Изучение жизни, быта, природы острова Сахалина отнимало много сил и здоровья.


А. П. Чехов встречался с правителями острова, знакомился с жителями; проводил перепись населения; изучал каторжные тюрьмы; условия жизни каторжан и ссыльных; условия жизни, быт, нравы, культуры коренных жителей острова (гиляков, орочей и др.).

Пикник
японского
консула

Слайд 33

Чехов сделал перепись населения Сахалина. Сохранилось около 8000 карточек-анкет, в которые

Чехов сделал перепись населения Сахалина.
Сохранилось около 8000 карточек-анкет, в которые заносились

основные сведения о его собеседниках.
Путешествие на остров Сахалин ухудшило состояние здоровья А. П. Чехова, обострилась чахотка, от которой писатель впоследствии умер.
Слайд 34

Итогом поездки явилась книга «Остров Сахалин» (1894), которая была научным трактатом,

Итогом поездки явилась книга «Остров Сахалин» (1894), которая была научным трактатом,

но обладала и высокими художественными достоинствами.
Эта поездка помогла Чехову глубже понять современную действительность, во многом пересмотреть свои взгляды.
«Остров Сахалин» А. П. Чехова занял важное место среди этнографических произведений и исследований о жизни тюрем, мест ссылки, например, таких, как «Сибирь и каторга» С. В. Максимова, «Остров Сахалин» Я. Н. Бутковского и др.
В этом же ряду стоят и «Записки из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского.
Слайд 35

А. П. Чехов в Мелихове. Основные мотивы творчества А. П. Чехова

А. П. Чехов в Мелихове. Основные мотивы творчества А. П. Чехова в 1890-х

годах

В феврале 1892 года Чехов купил небольшое имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губернии и переехал туда с семьей.
Антон Павлович с увлечением принялся за благоустройство своего владения, одновременно вел большую общественную работу по оказанию помощи голодающим Воронежской губернии и борьбе с холерой.
В своей усадьбе он бесплатно лечил крестьян, выезжал по вызову к больным в дальние деревни.

Слайд 36

В это время он много писал. В мелиховский период писатель создал

В это время он много писал. В мелиховский период писатель создал

такие шедевры, как «Палата № 6», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч».
В Мелихове были написаны пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».
Слайд 37

«Футлярная» трилогия (1898) Вслед за Салтыковым-Щедриным Чехов разоблачал героя-интеллигента. В одном

«Футлярная» трилогия (1898)

Вслед за Салтыковым-Щедриным Чехов разоблачал героя-интеллигента.
В одном из

писем 1899 года Чехов писал:
«...Вся интеллигенция виновата, вся...
Пока это еще студентки и курсистки ‒ это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студенткам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-дачевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».
Слайд 38

Это письмо может многое дать для понимания «маленькой трилогии» А. П.

Это письмо может многое дать для понимания «маленькой трилогии» А. П. Чехова.


В трилогию вошли рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Герои рассказов ‒ учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Чимша-Гималайский, помещик Алехин ‒ рассказывают каждый свою историю, имеющую отношение к теме «футлярности».
Слайд 39

Понятие «футляр» ‒ ключевое в трилогии А. П. Чехова. Первый рассказ

Понятие «футляр» ‒ ключевое в трилогии А. П. Чехова.
Первый рассказ из цикла

так и называется ‒ «Человек в футляре» и звучит как сигнал о бедствии.
Название заключает в себе нелогичное на первый взгляд обстоятельство: в футляре, где хранят вещь, оказывается человек.
Так автор показывает, что человек является «неодушевленным».
Слайд 40

События рассказа происходят в городе, погруженном в страх. В газетах публикуются

События рассказа происходят в городе, погруженном в страх. В газетах публикуются

запреты на все.
Тщедушный гимназический учитель Беликов, по словам очевидца, «угнетал нас своей осторожностью», «давил на всех», люди «стали бояться всего», «подчинялись, терпели».
В городе разгул шпионства, подглядывания, доносов.
Беликов боится всех и вся, сам «скучен, бледен», не спит по ночам.
Он живет по принципу «как бы чего не вышло», сам создает себе «футляр» (калоши, зонтик, очки, теплое пальто на вате) и ведет «футлярный» образ жизни. Так А. П. Чехов художественно изобразил эпоху Александра III.
Слайд 41

И вдруг в сюжете рассказа происходит неожиданное событие! Беликов решает жениться

И вдруг в сюжете рассказа происходит неожиданное событие! Беликов решает жениться

на Вареньке.
Ее появление в художественной системе рассказа напоминает о другой жизни, вольной, радостной. Варенька любит жизнь, поет, смеется, ездит на велосипеде.
Для А. П. Чехова важным является противопоставление «футлярного» образа жизни Беликова и «открытого» образа жизни Вареньки и ее брата Михаила Саввича Коваленко.
История несостоявшейся женитьбы завершается смертью Беликова.
«...Когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!»
Слайд 42

Если «футляр» Беликова очевиден ‒ калоши, зонтик, теплое пальто, темные очки,

Если «футляр» Беликова очевиден ‒ калоши, зонтик, теплое пальто, темные очки,

то «футляр» героя рассказа «Крыжовник» внутренний ‒ идея приобрести усадьбу с «уточками» и «крыжовником».
Ради нее Николай Иванович Чимша-Гималайский отказался от подлинной жизни, счастья:
«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк», думал о том времени, когда он будет «есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть... за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес».
Слайд 43

В третьем рассказе трилогии ‒ «О любви» ‒ помещик Алехин поставил

В третьем рассказе трилогии ‒ «О любви» ‒ помещик Алехин поставил

цель уплатить долги отца «потому, что много тратил на мое образование», и вполне осознанно превратил себя в собственного батрака.
«Образованный... знающий языки, вместо того чтобы заниматься наукой или литературным трудом», он безвыездно жил в деревне, «много работал, но был всегда без гроша».
После встречи с Анной Алексеевной существование Алехина стало осмысленным и значительным, но он отступил от своей любви.
Слайд 44

Тема любви в творчестве А. П. Чехова В 1898 году по

Тема любви в творчестве А. П. Чехова

В 1898 году по решительному настоянию врачей

Чехов перебрался на юг.
Он продал Мелихово и поселился во вновь построенном доме в Ялте.
К этому времени А. П. Чехов уже известный писатель, драматург и общественный деятель.
В 1900 году он был избран почетным членом Российской академии наук «по разряду изящной словесности».
Слайд 45

В Ялте уже тяжелобольной писатель провел последние несколько лет жизни, но

В Ялте уже тяжелобольной писатель провел последние несколько лет жизни, но

продолжал много работать.
В его произведениях по-прежнему звучит «нота бодрости и любви к жизни» (М. Горький).
Первые рассказы, которые А. П. Чехов опубликовал после переезда в Ялту, ‒ «Душечка» и «Дама с собачкой».
Слайд 46

М. Горький принял рассказ восторженно, о чем писал Чехову: «Читал “Даму”

М. Горький принял рассказ восторженно, о чем писал Чехову:
«Читал “Даму” вашу...

никто не может писать так просто о таких простых вещах, как вы это умеете.
После самого незначительного вашего рассказа все кажется грубым, написанным не пером, а точно поленом...
Огромное вы делаете дело вашими маленькими рассказиками, возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни ‒ черт бы ее побрал!»
Слайд 47

А. П. Чехов ‒ драматург А. П. Чехов создал новую драматургию,

А. П. Чехов ‒ драматург

А. П. Чехов создал новую драматургию, театр настроений.
В

его пьесах нет исключительных событий, нет явных столкновений, он изнутри показывает повседневное состояние человека, порождающее конфликт между ним и условиями его жизни.
В его пьесах нет «ни святых, ни подлецов», ни злодеев, ни ангелов. Чехов никого не обвиняет, никого не оправдывает, его герои просто люди, «как в жизни».
Слайд 48

Новая драматургия А. П. Чехова не сразу была принята зрителями. Первая

Новая драматургия А. П. Чехова не сразу была принята зрителями.
Первая постановка

пьесы «Чайка» в Александрийском театре в Петербурге провалилась, но затем пьесы А. П. Чехова прочно утвердились на российской сцене. Успех Чехова тесно связан с работой Московского Художественного театра, во главе которого стояли К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко.
Труппа этого театра не только уловила особенности чеховской драматургии, но и сумела передать их на сцене, показала, как надо играть Чехова.
Слайд 49

«Вишневый сад» (1904) Эту комедию Чехов писал в Ялте, будучи уже

«Вишневый сад» (1904)

Эту комедию Чехов писал в Ялте, будучи уже тяжелобольным.


«Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями», ‒ жаловался он друзьям.
Чехов мечтал написать пьесу смешную, легкомысленную, веселую.
Тема пьесы ‒ продажа разорившимися дворянами, которые бездумно прожили свое состояние, имения с молотка все более крепнущему третьему сословию.
Содержательным центром последней драмы Чехов сделал символический образ ‒ вишневый сад, объединяющий очень разных героев, у каждого из которых свое о нем представление.
Слайд 50

Оно-то и разведет их в конце пьесы. Сад ‒ это не

Оно-то и разведет их в конце пьесы.
Сад ‒ это не

просто собственность, которую ее владельцам предстоит продать.
Образ сада символизирует прежде всего дом, его тепло, хранительные стены.
Пьеса была восторженно принята труппой Художественного театра.
«Я плакал как женщина, ‒
писал Станиславский Чехову, ‒ хотел, но не мог сдержаться...»
Станиславский считал, что это никакая не комедия:
«Это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте».
Слайд 51

В пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехов передал состояние русского общества

В пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехов передал состояние русского общества в

начале XX века ‒ всеобщую разобщенность, неумение слушать и слышать друг друга.
Чехов убежден, что человек не может жить, утратив старое и не обретя нового.
Вот почему он и назвал героев последней пьесы «недотепами», идущими мимо жизни, не знающими ее законов.
Чехов сомневался в правильном ответе на вопрос, что такое «норма» жизни, но он был уверен в том, что в жизнь необходимо всматриваться, следить за ее движением.
Это было принципиально важно прежде всего для него самого, писателя рубежа веков, прожившего в новом, XX столетии несколько лет, но навсегда в нем оставшегося.
Слайд 52

А. П. Чехов и МХТ. Последние годы жизни В МХТ Чехов

А. П. Чехов и МХТ. Последние годы жизни

В МХТ Чехов нашел и

свое счастье.
Здесь он познакомился с актрисой Ольгой Леонардовной Книппер, которая в «Чайке» играла Аркадину.
В 1901 году они обвенчались.
Слайд 53

17 января 1904 года в Художественном театре состоялась премьера комедии «Вишневый

17 января 1904 года в Художественном театре состоялась премьера комедии «Вишневый сад» ‒

последнего произведения А. П. Чехова.
Дата премьеры была выбрана неслучайно: она была приурочена ко дню рождения писателя и двадцатилетию его творческой деятельности.
Слайд 54

Коллектив Художественного театра устроил чествование драматурга. Чехов был тяжело болен. «Когда

Коллектив Художественного театра устроил чествование драматурга.
Чехов был тяжело болен.
«Когда

после третьего акта он, мертвенно бледный и худой, стоя на авансцене, не мог унять кашля, пока его приветствовали и адресами и подарками, у нас болезненно сжались сердца», ‒
вспоминал К. С. Станиславский.
Все понимали, что прощаются с Чеховым навсегда.
Слайд 55

Весной 1904 года болезнь писателя резко обострилась. Прикованный к постели, он

Весной 1904 года болезнь писателя резко обострилась.
Прикованный к постели, он продолжал

интересоваться работой Художественного театра, делился с актерами замыслом новой пьесы.
По требованию врачей Чехов вместе с женой 3 июня выехал в Беденвейлер (Германия).
Через месяц Чехова не стало.
Слайд 56

Он умер 2 (15) июля 1904 года спокойно, в сознании, за

Он умер 2 (15) июля 1904 года спокойно, в сознании, за несколько

часов до смерти рассмешил Ольгу Леонардовну юмористическим рассказом.
«Я сидела, прикорнувши на диване, после тревоги последних дней, и от души смеялась.
И в голову не могло прийти, что через несколько часов я буду стоять перед телом Чехова!» ‒
вспоминала Ольга Леонардовна.
Слайд 57

Антон Павлович Чехов был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Антон Павлович Чехов был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.