Борис Пастернак Роман Доктор Живаго. Проблематика и художественное своеобразие

Слайд 2

Тема любви в романе

Тема любви в романе

Слайд 3

Какой показана любовь в романе? Антиромантической в повседневном, обыкновенном выражении в

Какой показана любовь в романе?

Антиромантической

в повседневном, обыкновенном выражении

в сугубо будничном виде,

при помощи бытовых деталей, зарисовок

облик Лары глазами Юрия Живаго

 “Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это
не высшая деятельность человека, а нечто простейшее... Точно она воду носит или чистит картошку”

 “И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда”

“…заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот,
за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более,
чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал,
ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках,
в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках”

Слайд 4

С чем связана любовь для Юрия Живаго? С жизнью дома, семьи,

С чем связана любовь для Юрия Живаго?

С жизнью дома, семьи, брачного

союза и с Тоней, и с Ларой

Каково отношение Живаго к дому?

Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни

“Первым истинным событием после долгого перерыва было
это головокружительное приближение в поезде к дому,
который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек.
Вот что было жизнью, вот что было переживанием,
вот за чем гонялись искатели приключений,
вот что имело в виду искусство — приезд к родным,
возвращение к себе,
возобновление существования”

Слайд 5

Юрий Живаго одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?

Юрий Живаго одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?

Жизнь

ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье.
Ю.Живаго (из стих-я № 11)

 Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни.

С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России,
о революции, природе.

Слайд 6

Что значила Лара для Юрия Живаго? “После второй мировой войны я

Что значила Лара для Юрия Живаго?

“После второй мировой войны я (Б.Пастернак)

познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме,
в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того,
чтобы погубить меня на суде.
Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы.
Она — Лара того романа, который я как раз начал писать в то время...
Она — олицетворение радости жизни и самоотдачи”.
Слайд 7

Ольга Ивинская и Борис Пастернак После возвращения Ольги Ивинской из лагеря

Ольга Ивинская и Борис Пастернак

После возвращения Ольги Ивинской из лагеря в

1954 году возобновились
её личные и деловые отношения с Пастернаком.
Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли,
развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».
Играй во всю клавиатуру боли,
И совесть пусть тебя не укорит
За то, что я, совсем не зная роли,
Играла всех Джульетт и Маргарит.
О.Ивинская

Как будто бы железом ,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
Б.Пастернак  

Слайд 8

Символика имени героини – Лара (Лариса Федоровна Гишар) Лариса — “Чайка”

Символика имени героини – Лара (Лариса Федоровна Гишар)

Лариса — “Чайка” (ассоциация с

чеховской чайкой),
Фёдор — “Божий дар”,
Гишар — “решётка” (франц.).
Имя поддерживает метафору “Лара — Россия”:
Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой

“А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” (Д.С.Лихачев)

“...Чистейшая, как хрусталь,
сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, —
Лара Гишар.
Очень вам удался её портрет, портрет чистоты,
которую никакая грязь «не очернит и не запачкает».
Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное” (В.Шаламов)