Бунтарь Евгений Замятин (1884—1937)

Содержание

Слайд 2

Писательское кредо Замятина «Настоящая литература может быть только там, где ее

Писательское кредо Замятина

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают

не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным… тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло…»
Слайд 3

Роман «Мы» (1920 г.) - художественное воплощение. Он был с большевиками:

Роман «Мы» (1920 г.) - художественное воплощение.
Он был с большевиками:

«В те годы быть большевиком — значило идти по линии наибольшего сопротивления…»
Слайд 4

в России не опубликован как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество

в России не опубликован
как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество

будущего.
Джордж Оруэлл в рецензии на "Мы", "в 20-е годы в стране ещё не было тех проявлений тоталитарного государства, которые позволили бы цензуре провести некие параллели".
кампания травли «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя». Как это было похоже на его роман: «мы» можем вполне обойтись без неповторимого, индивидуального «я»!
Слайд 5

Максим Горький говорил: "Мы" — отчаянно плохая, неоплодотворённая вещь, гнев её

Максим Горький говорил: "Мы" — отчаянно плохая, неоплодотворённая вещь, гнев её

холоден и сух".
А Корней Чуковский сравнил "Мы" с "Бесами" Достоевского и заявил: "В одной строке Достоевского больше ума и гнева, чем во всём романе Замятина".
Зато через несколько лет Александр Солженицын назвал роман сверкающей талантом вещью. "...Среди фантастической литературы редкость тем, что люди — живые и судьба их очень волнует", — говорил он о романе.
Слайд 6

1931 г. с письмом к Сталину : «…я прошу разрешить мне

1931 г. с письмом к Сталину : «…я прошу разрешить мне

выехать за границу — с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова».
1931 г. Замятин покинул Советский Союз
Франция. «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможности вернуться домой».
только в 1988 году
Слайд 7

Утопия — это вымышленная картина идеального жизненного устройства. Антиутопия — жанр,

Утопия — это вымышленная картина идеального жизненного устройства.
Антиутопия — жанр, который

еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.
Слайд 8

записи-конспект строителя космического корабля период жизни, какой? 40 записей заголовок, состоящий

записи-конспект строителя космического корабля
период жизни, какой?
40 записей
заголовок, состоящий из

нескольких предложений.
первые предложения обозначают микротему главы, а последнее дает выход на ее идею.
Слайд 9

О чем этот роман? Как заявлена тема «мы» в начале романа?

О чем этот роман?
Как заявлена тема «мы» в начале романа?


Какое слово достаточно часто звучит в 1-й записи конспекта?
Слайд 10

Что же граждане («нумера») Единого Государства воспринимают как счастье? Как живется им под бдительным оком Благодетеля?

Что же граждане («нумера») Единого Государства воспринимают как счастье?
Как живется

им под бдительным оком Благодетеля?
Слайд 11

Героини O-90 I-330

Героини

O-90
I-330

Слайд 12

Главный герой «Человек как роман: до самой последней страницы не знаешь,

Главный герой

«Человек как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем

кончится. Иначе не стоило бы и читать…»
Каков он в начале романа?
Каким представляет себя читателю в первых записях конспекта?
В чем причины его «болезни»?
Как она начиналась? Каковы ее «симптомы»?
Слайд 13

«Села, заиграла. Дикое, судорожное, пестрое, как вся тогдашняя их жизнь, —

«Села, заиграла. Дикое, судорожное, пестрое, как вся тогдашняя их жизнь, —

ни тени разумной механичности. И, конечно, они, кругом меня, правы: все смеются. Только немногие… но почему же и я — я?»
Что произошло с героем? Почему не смеется?
Слайд 14

Поступки, которые Д сам себе объяснить не может.

Поступки, которые Д сам себе объяснить не может.

Слайд 15

Какое решение примет Д, устав мучиться?

Какое решение примет Д, устав мучиться?

Слайд 16

Кульминационное событие романа «…в точке — больше всего неизвестностей; стоит ей

Кульминационное событие романа
«…в точке — больше всего неизвестностей; стоит ей двинуться,

шевельнуться — и она может обратиться в тысячи разных кривых, сотни тел. Мне страшно шевельнуться: во что я обращусь завтра?»
«Я чувствовал себя над всеми, я — был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как все, и стал единицей».
Слайд 17

Единица! - Кому она нужна?! Голос единицы тоньше писка. Кто её

Единица! -
Кому она нужна?!
Голос единицы
тоньше писка.
Кто её услышит? -
Единица

- вздор,
единица - ноль,
один -
даже если
очень важный -
не подымет
простое
пятивершковое бревно,
тем более
дом пятиэтажный.
Слайд 18

Как Благодетель отреагирует на результаты выборов, на сбой в работе налаженного

Как Благодетель отреагирует на результаты выборов, на сбой в работе налаженного

механизма?
Д-503 окажется перед выбором:
Какой самый сильный аргумент приберег Благодетель напоследок, чтобы вернуть Д-503 под свое иго?
Слайд 19

Операция совершена. Нет фантазии, нет души, нет страданий. Теперь Д спокойно,

Операция совершена. Нет фантазии, нет души, нет страданий. Теперь Д спокойно,

отстраненно наблюдает за тем, как под Газовым Колоколом казнят «ту женщину». «…Я надеюсь — мы победим. Больше: я уверен — мы победим. Потому что разум должен победить».
Слайд 20

У человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление «я» в «мы»,

У человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление «я» в «мы»,

и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного.
Слайд 21

«Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше чем политический памфлет.

«Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше чем политический памфлет.

Это, конечно, неверно: этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства — все равно какого».