Былины.Образы богатырей

Содержание

Слайд 2

Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или

Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или

отдельные эпизоды древней русской истории.
Образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом.

Былина - от слова «быль», другое название былины - старина

Боевой наряд война русской дружины в Древней Руси

Слайд 3

Слайд 4

Певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей. Композиционную основу многих былин составляет

Певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей.

Композиционную основу многих былин составляет антитеза

«Илья Муромец и Калин-царь»
«Алёша Попович и Тугарин»
«Добрыня Никитич и Змей»
Слайд 5

Композиция былин зачин завязка действия развитие действия кульминация развязка

Композиция былин

зачин
завязка действия
развитие действия
кульминация
развязка

Слайд 6

Стольный град Древней Руси В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место

Стольный град Древней Руси

В зачине указывается, откуда выезжает богатырь, место действия

, или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы

Из того ли из города из Муромля,
Из того ли да с села Карачирова
Выезжал дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Слайд 7

Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво. В развёртывании сюжета обязательно присутствуют

Повествование в былине ведётся неторопливо, величаво.
В развёртывании сюжета обязательно присутствуют

разнообразные и многочисленные повторения.
Замедленность действия достигается путём утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев.
Слайд 8

В поэтический стиль былины включались повторения слов: черным-черно, много-множество, крепко-накрепко, скорым-скоро

В поэтический стиль былины включались повторения слов:
черным-черно,
много-множество,
крепко-накрепко,
скорым-скоро
и синонимы:
злодей-разбойник,
путь-дорога,
драться-ратиться,
дани-пошлины

Микула Селянинович
и

Вольга Всеславьевич
Слайд 9

Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха) Былины переносили

Важная особенность былины: изображение множественного в единичном обобщённом (синекдоха)

Былины переносили качество

массы на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных войнов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов.
Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Идолище, Соловей-разбойник, Тугарин)

Илья Муромец
и Идолище Поганое

Слайд 10

Гипербола – главный художественный приём в былине Гиперболы использовались для изображения

Гипербола – главный художественный приём в былине

Гиперболы использовались
для изображения
несметного вражеского

войска
силы богатыря
устрашающего крика врага
необычайной битвы;
для развенчания врагов

Алёша Попович и Тугарин

Добрыня Никитич и Змей

Слайд 11

Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине Чистое поле,

Эпитеты и сравнения – важные художественно-изобразительные средства в былине

Чистое поле, добрый

конь, палица булатная, стрела калёная, палаты белокаменные
Тугарин почернел, как осення ночь,
Алёша Попович стал, как светел месяц
Слайд 12

В.М. Васнецов «Три богатыря»

В.М. Васнецов «Три богатыря»

Слайд 13

Святогор

Святогор

Слайд 14

Волхв Всеславьевич

Волхв Всеславьевич

Слайд 15

Дунай-богатырь

Дунай-богатырь