Что такое эпос? Лекция 1

Содержание

Слайд 2

Что не относится к эпосу. Эпос, лирика и драма?

Что не относится к эпосу.
Эпос, лирика и драма?

Слайд 3

Что не относится к эпосу. Эпос, лирика и драма

Что не относится к эпосу.
Эпос, лирика и драма

Слайд 4

Что не относится к эпосу. Эпопеи?

Что не относится к эпосу.
Эпопеи?

Слайд 5

Что не относится к эпосу.

Что не относится к эпосу.

Слайд 6

Когда создавали эпос? Античность + Средневековье

Когда создавали эпос?
Античность + Средневековье

Слайд 7

Когда создавали эпос? Примерные границы средних веков: 476 – отречение последнего

Когда создавали эпос?
Примерные границы средних веков: 476 – отречение последнего императора Западной

Римской Империи 1453 – Падение Константинополя (и др. ключевые даты ок. 1500 года)
Слайд 8

Античные эпосы шумеро-аккадский («Эпос о Гильгамеше») древнеиндийский («Махабхарата», «Рамаяна» древнегреческий («Илиада»

Античные эпосы

шумеро-аккадский («Эпос о Гильгамеше») древнеиндийский («Махабхарата», «Рамаяна» древнегреческий («Илиада» и «Одиссея» Гомера) древнеримский

(«Энеида» Вергилия)
Слайд 9

Эпосы средневековой Европы скандинавский («Старшая Эдда») английский («Беовульф») французский («Песнь о

Эпосы средневековой Европы

скандинавский («Старшая Эдда») английский («Беовульф») французский («Песнь о Роланде») испанский («Песнь о

моём Сиде») германский («Песнь о Хильдебранде», «Песнь о Нибелунгах») кельтские скелы («Похищение быка из Куальнге» и др.)
Слайд 10

Зачем?! - Зачем современная литература? - Развлечь, научить, и т.д.

Зачем?!
- Зачем современная литература? - Развлечь, научить, и т.д.

Слайд 11

Зачем?! Зачем эпос?

Зачем?!
Зачем эпос?

Слайд 12

Второе Мерзебургское заклинание текст из древнегерманской рукописи 10-го века Пфол и

Второе Мерзебургское заклинание текст из древнегерманской рукописи 10-го века

Пфол и Водан выехали

в рощу. Тут Бальдеров жеребчик вывихнул бабку. Заклинала Синтгунт с Сунною-сестрицей; Заклинала Фрия с Фоллою-сестрицей; Заклинал и Водан; заговор он ведал От полома кости, от потока крови, от вывиха членов. Склейся кость с костью, слейся кровь с кровью, К суставу сустав, как слепленный, пристань.
Слайд 13

Мифологическое / мифопоэтическое сознание - моделирование ситуации - синкретизм ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА

Мифологическое / мифопоэтическое сознание

- моделирование ситуации - синкретизм ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА

Слайд 14

Мифологическое / мифопоэтическое сознание обожествление природы - вера в сверхъественных духов

Мифологическое / мифопоэтическое сознание

обожествление природы - вера в сверхъественных духов => произведения о

богах, драконах и др.
Драконы для людей средневековья – реальны.
Слайд 15

Мифологическое сознание: пример Ничто {по словам Чемберса}, не иллюстрирует так наглядно

Мифологическое сознание: пример

Ничто {по словам Чемберса}, не иллюстрирует так наглядно дисбаланс

«Беовульфа», в котором «неважное ставится в центр, а серьезные вещи выносятся на периферию», чем отсылка мимоходом к истории Ингельда. Этот конфликт между заключенной помолвкой и необходимостью мести — излюбленное положение древних героических поэтов, которое они не променяли бы и на целую пустошь драконов. (цит. По Дж. Р.Р. Толкин, «Беовульф»: чудовища и критики»)
Слайд 16

У поэта были веские основания выбрать дракона (или понять его значимость

У поэта были веские основания выбрать дракона (или понять его значимость

для того сюжета, который был у него в распоряжении).

В северной литературе есть только два сколько–нибудь значимых дракона: дракон Вёльсунгов Фафнир да убийца Беовульфа.
(Дж. Р.Р. Толкин, «Беовульф»: чудовища и критики»)

Слайд 17

Пей на пиру, но меру блюди и дельно беседуй; не прослывешь

Пей на пиру, но меру блюди и дельно беседуй; не прослывешь меж людей неучтивым, коль спать

рано ляжешь.
(Старшая Эдда, Речи Высокого)
Слайд 18

Один [сказал:] "Второй дай ответ, если светел твой ум и все

Один [сказал:] "Второй дай ответ, если светел твой ум и все знаешь, Вафтруднир: луна как

возникла во тьме для людей, как создано солнце?"
Вафтруднир [сказал:] "Мундильфёри зовется отец солнца с луною; небо обходят они каждый день, то времени мера".
(Старшая Эдда, Речи Вафтруднира)
Слайд 19

Долго правил твердыней данов Беовульф датский, народоводитель Скильдинг, наследник единодержца, пока

Долго правил    твердыней данов Беовульф датский,    народоводитель Скильдинг, наследник    единодержца, пока не сменил его    сын его, Хальфдан славный, что

властил    до самой смерти. - и в старости Скильдинг    бойцом был отменным. Родилось на землю    от Хальфдана четверо: Херогар, Хродгар,    Хальга Добрый и дочь, которая,    слышал я, стала подругой Онелы    в опочивальне, супругой Скильвинга,    конунга шведского.
(Песнь о Беовульфе)
Слайд 20

Традиционное сознание. Функция литературы – сохранение: Полезные сведения Информации о мироустройстве

Традиционное сознание.

Функция литературы – сохранение: Полезные сведения
Информации о мироустройстве
Информации об истории

всего племени (короли, важные битвы)
Слайд 21

Тематика эпических произведений Прошлое. Илиада (ок. IX – VIII вв. д.нэ.)

Тематика эпических произведений

Прошлое. Илиада (ок. IX – VIII вв. д.нэ.) события Троянской войны:

рубеж XIII-XIIв. до н.э
Слайд 22

Тематика эпических произведений Прошлое. Беовульф. Древнеанглийский эпос, но первые строки: «Истинно!

Тематика эпических произведений

Прошлое. Беовульф. Древнеанглийский эпос, но первые строки: «Истинно! исстари слово мы

слышим о доблести данов, о конунгах датских»
Эпоха Великого переселения народов (Эдда, ирландские скелы, Беовульф, Песнь и Нибелунгах…)
Слайд 23

Эпическая архаизация «Песнь о Роланде» В поэме: грандиозная битва Карла Великого

Эпическая архаизация

«Песнь о Роланде»
В поэме: грандиозная битва Карла Великого с маврами Историческая

основа: маленькая стычка с басками
Слайд 24

Эпическая архаизация Искажение реальных личностей. Пример: Марко Королевич (сербские эпические песни)

Эпическая архаизация

Искажение реальных личностей. Пример: Марко Королевич (сербские эпические песни)
В песнях: народный

герой, борец с турками Историческая основа: мелкий князь, турецкий вассал
Слайд 25

Коллективность эпоса, безличность эпическое «мы» Пример из «Беовульфа»: Истинно! исстари слово

Коллективность эпоса, безличность эпическое «мы»

Пример из «Беовульфа»: Истинно! исстари
слово мы слышим
о доблести данов,
о

конунгах датских,
чья слава в битвах
была добыта!
Слайд 26

стихотворение «Вульф и Эадвакер» (отрывок) Врознь наши судьбы. Вульфа я призывала,

стихотворение «Вульф и Эадвакер» (отрывок)

Врознь наши судьбы.
Вульфа я призывала,
истосковалась в надежде,
когда

лила я слезы
дождливыми днями,
когда обнимал меня
муж-воитель, —
то было мне счастьем
и печалью было.
Вульф, мой Вульф,
по тебе изнывая,
плоть моя ослабла
в разлуке с тобою,
хуже голода горе
гложет душу.
Слайд 27

Эпос НЕ общенародный

Эпос НЕ общенародный

Слайд 28

Мир эпоса Мир вождей и дружинников, битв, поединков Основные топосы и

Мир эпоса

Мир вождей и дружинников, битв, поединков Основные топосы и темы: битва, пир

+ море, (морское) путешествие сватовство, месть
Действующие лица: боги, герои
Слайд 29

Кто автор? Вергилий, Гомер… А остальные? Автор неизвестен? Нет подписи?

Кто автор?

Вергилий, Гомер… А остальные?
Автор неизвестен? Нет подписи?

Слайд 30

Гомеровский вопрос Критический взгляд на личность Гомера (Ф.А. Вольф): поэму не

Гомеровский вопрос

Критический взгляд на личность Гомера (Ф.А. Вольф): поэму не мог написать

один человек.
Пример: в 5 песне «Илиады» героя Пилемена убили (V.78) в 13 песне - он снова участник действия (XIII. 658).
И это не флэшбэк! ;)
Слайд 31

Были ли эти произведения вообще написаны? Тексты очень древние. Записи 11

Были ли эти произведения вообще написаны?

Тексты очень древние.
Записи 11 –

12 вв
Содержание: 5 вв (Великое переселение народов) Бесписьменные общества. Всё исполнялось и передавалось устно (сказители, аэды)
Слайд 32

Как до письменности сказители все это запоминали? (Нет, не так как тут пишут)

Как до письменности сказители все это запоминали? (Нет, не так как

тут пишут)
Слайд 33

Эксперименты в классической филологии Милман Перри и Альберт Лорд

Эксперименты в классической филологии


Милман Перри и Альберт Лорд

Слайд 34

Слайд 35

Экспедиция к сказителям на Балканы

Экспедиция к сказителям на Балканы

Слайд 36

Слайд 37

Зачем экспедиция? Что хотели найти? Сохранившаяся устная традиция на Балканах Гипотеза

Зачем экспедиция? Что хотели найти?

Сохранившаяся устная традиция на Балканах
Гипотеза Перри и

Лорда: Дело не в феноменальной памяти сказителей, а в особой технике исполнения и передачи песен.
Слайд 38

Наличие технических средств для записи!

Наличие технических средств для записи!

Слайд 39

Что нашли? Одна и та же песня от разных сказителей отличалась. Размером, деталями и т.д.

Что нашли?

Одна и та же песня от разных сказителей отличалась.
Размером, деталями

и т.д.
Слайд 40

Повторная экспедиция: Одна и та же песня от одного и того

Повторная экспедиция:

Одна и та же песня от одного и того же

сказителя… ОТЛИЧАЛАСЬ!
Сами сказители не видели проблемы и говорили, что песня та же самая.
Слайд 41

Как так?! Аналогично работают фольклор или анекдоты. Пример: история про Черную

Как так?!

Аналогично работают фольклор или анекдоты. Пример: история про Черную руку анекдот «один

сломал, другой потерял» Детали – отличаются. Сюжет – неизменен.
Слайд 42

Неосознанное авторство У эпоса нет автора (в современном понимании слова). Неосознанное

Неосознанное авторство

У эпоса нет автора (в современном понимании слова). Неосознанное авторство

- термин Стеблин-Каменского. Устный сказитель каждый раз создаёт песню заново, но считает себя только исполнителем. Нет фиксированного текста. Есть канва сюжета и определенная техника исполнения.
Слайд 43

Пример. Песня «Марко пьет в рамазан вино» Был указ султана Сулеймана

Пример. Песня «Марко пьет в рамазан вино»

Был указ султана Сулеймана
В рамазан

не бражничать народу,
Не носить зеленые кафтаны,
Не носить и кованые сабли,
Не кружиться с девушками в коло.
Марко водит с турчанками коло,
Марко носит кованую саблю,
Что ни день - в зеленом он кафтане,
В рамазан винище распивает,
Да еще муллам велит и ходжам,
Чтоб и турки с Марком пировали.
Бьют челом неверные султану:
"Сулейман, отец наш и владыка!
Разве ты не отдал повеленье
В рамазан не бражничать народу,
Не носить зеленые кафтаны,
Не носить и кованые сабли,
Не кружиться с девушками в коло?
Марко водит с турчанками коло,
Марко носит кованую саблю,
Что ни день - в зеленом он кафтане,
В рамазан винище распивает.
Мало что грешит он в одиночку,
Он еще муллам велит и ходжам,
Чтоб мы, турки, с Марком пировали
Слайд 44

Техника исполнения. Формулы – повторяющиеся кусочки, «кирпичики» Определение формулы (дал Пэрри,

Техника исполнения.

Формулы – повторяющиеся кусочки, «кирпичики»
Определение формулы (дал Пэрри, цитирует Лорд):

«группа слов, регулярно используемая в одних и тех же метрических условиях для выражения данной основной мысли». Примеры из Илиады: Агамемнон – «пастырь народов Атрид», Нестор – «конник геренский», «шлемоблещущий Гектор».
Слайд 45

Примеры из русских былин: Мы сведем Илью к собаке царю Калину,

Примеры из русских былин:

Мы сведем Илью к собаке царю Калину,
Что он

хочет, то над ним и сделает
реплика царя Калина:
Не служи-тко ты князю Владимиру,
А служи-тко ты собаке царю Калину.
Слайд 46

Инструментарий сказителя Сюжеты (!) Сюжеты существуют в традиции; все, кто внутри

Инструментарий сказителя

Сюжеты (!) Сюжеты существуют в традиции; все, кто внутри традиции, знают

их. Сюжетная канва каждой песни Формулы Набор топосов и личных имен Пример: Садко – Новгород, князь Владимир – Киев
Слайд 47

Устойчивость формул: Пример устойчивой формулы: встала из мрака младая с перстами

Устойчивость формул:

Пример устойчивой формулы: встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос

(Гомер)
вино пије Краљевићу Марко – Пьет вино королевич Марко (сербские песни)
Слайд 48

Пластичные формулы Примеры из песен о Балканской войне (песни 1930-х годов):

Пластичные формулы

Примеры из песен о Балканской войне (песни 1930-х годов):
Мисир

даше инглиској краљици ≪Египет дали английской королеве≫
По аналогии с московски краљица ≪московская царица≫ и багдатска краљица ≪багдадская царица≫. Ти начини сишне телиграфе ≪Ты приготовь короткие телеграммы≫
Образцом для строки служит: Ти начини ситне бујрунтије (бујрунтија - приказ паши).
Слайд 49

Ключевые факты об эпических текстах: - тексты эпической поэзии строятся из

Ключевые факты об эпических текстах:
- тексты эпической поэзии строятся из устойчивых

готовых блоков, но эти блоки не жесткие, а пластичные - существующие письменные тексты не писал отдельный автор, просто кто-то зафиксировал услышанное
Слайд 50

Зачем эпос стали записывать? «Пусть в трапезной священников звучат слова Господа;

Зачем эпос стали записывать?

«Пусть в трапезной священников звучат слова Господа; там

следует слушать чтеца, а не арфиста, проповеди отцов, а не песни язычников. Что общего у Ингельда и Христа? Дом узок: обоих ему не вместить». Из письма англосаксонского богослова Алкуина епископу Хигбальду, 797