Достоевский. Взгляд сквозь время

Содержание

Слайд 2

Фёдор Михайлович Достоевский. Классик мировой литературы. Автор «великого пятикнижия», в которое

Фёдор Михайлович Достоевский. Классик мировой литературы. Автор «великого пятикнижия», в которое

входят культовые романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». В произведениях он изображал человека в запутанных политических, социальных и духовных обстоятельствах, а также поднимал множество философских и религиозных вопросов. Его работы переведены более чем на 170 языков. Ими зачитывались Марсель Пруст, Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Жан Поль Сартр, Иосиф Бродский и другие.
Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди» - первый роман Федора Михайловича Достоевского,

Произведения Ф.М. Достоевского

«Бедные люди» - первый роман Федора Михайловича

Достоевского, который занимает в его творчестве особое место. В основе повествования - история несчастной любви мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой. Развивая извечно российскую тему - тему "маленького человека", не способного переломить обстоятельства, автор искренне сочувствует своим обездоленным героям, чья внутренняя красота и благородство души безмерны, но это никак не может помочь им в мире, наполненном страданиями и жестокостью. В.Г.Белинский писал об этом: "Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому".

Достоевский, Ф. М. Бедные люди : повести / Ф. М. Достоевский. - Л. : Худож. лит., 1983. - 326 с.. - (Классики и современники. Рус. классич. лит.) ББК 84(Рос=Рус)1

Слайд 7

Роман , написанный в эпоху подъема общественной жизни, обратил внимание читателя

Роман , написанный в эпоху подъема общественной жизни, обратил внимание читателя

на новую проблему - проблему эгоизма и оторванности русской интеллигенции от простого народа — "униженных и оскорбленных", чье достоинство писатель страстно защищал и отстаивал. Свойственная прозе Достоевского необычайная психологическая глубина и знание сокровенных тайн человеческой души соседствуют в этом романе с лиризмом и увлекательным, интригующим сюжетом, в котором главный персонаж — князь Валковский — развивает свою аморальную, эгоистическую "философию жизни". Именно Валковский стал первым в творчестве писателя героем-"идеологом".

Достоевский, Ф. М. Униженные и оскорбленные : роман в 4ч. с эпилогом / Ф. М. Достоевский ; вступ. ст. В. Ветловской. - Л. : Худож. лит., 1981. - 375 с. - (Классики и современники. Рус. классич. лит.) ББК 84(2Рос=Рус)1

Слайд 8

"Преступление и наказание" - известнейшее произведение Достоевского, глубокое художественно-философское исследование человеческой

"Преступление и наказание" - известнейшее произведение Достоевского, глубокое художественно-философское исследование человеческой

природы, в котором нашла яркое отражение социальная жизнь России 60-х годов XIX века. Замысел его Достоевский вынашивал много лет, создав в итоге поистине эталонный образец социально-психологического романа, по праву вошедший в золотой фонд мировой литературы.
Это роман-детектив со всеми необходимыми атрибутами: "хождение по мукам" нищего студента Родиона Раскольникова, убийство старухи-процентщицы, последовавшее за ним расследование, наказание и, конечно же, любовь... Достоевский гениально показал бунт-преступление "гордого человека", его внутренний мир, подняв вечные вопросы: Что есть человек? В чем его спасение?

Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание : роман / Ф. М. Достоевский. - М. : АСТ, 2009. - 541 с. - (Русская классика) ББК 84(2Рос=Рус)1-44

Слайд 9

Роману "Игрок" присущи сильные автобиографические мотивы, ведь азартным игроком был сам

Роману "Игрок" присущи сильные автобиографические мотивы, ведь азартным игроком был

сам Достоевский.
Примечательна история создания этой книги: проигравшийся до последнего гроша в Висбадене, отчаянно нуждающийся в деньгах писатель заключил с издательством контракт, согласно которому должен был написать роман... за 26 дней. Эти совершенно неправдоподобные сроки вынудили Достоевского, впервые в жизни, воспользоваться услугами секретаря-стенографистки, которой он надиктовывал текст. Так в жизнь гения вошла молодая Анна Сниткина — женщина, которой суждено было стать его женой и музой...

Достоевский, Ф. М. Игрок : [роман] / Федор Михайлович Достоевский. - Москва : РИПОЛ классик, 2013. - 256 с.

Слайд 10

Роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а

Роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а

удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета. Яркая и почти болезненно талантливая история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны, много раз экранизированная и поставленная на сцене, и сейчас завораживает читателя...

Достоевский, Ф. М. Идиот : роман / Ф. М. Достоевский. - Москва : АСТ, 2011. - 621 с. - (Русская классика) ББК 84(2)5-44

Слайд 11

Один из наиболее политизированных романов Достоевского был написан им под впечатлением

Один из наиболее политизированных романов Достоевского был написан им под впечатлением

от ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих.
Непосредственным прообразом сюжета романа стало вызвавшее большой резонанс в обществе дело об убийстве студента Ивана Иванова, задуманное
С. Г. Нечаевым с целью укрепления своей власти в революционном террористическом кружке.
«Бесы» — это роман об одержимых мыслью людей, о тех, кого «съела идея». Ведь сострадание униженным и оскорбленным и борьба с несправедливостью — святое дело. Но когда эта борьба ведется, презирая нравственность и человечность, начинается «бесовщина».

Достоевский, Ф.М . Бесы : роман в 3-х ч. / Ф. М. Достоевский. - М : Славянка, 1994. - 416 с. ББК 84(2Рос=Рус)1

Слайд 12

Достоевский, Ф. М. Подросток : [роман] / Федор Достоевский. - Москва

Достоевский, Ф. М. Подросток : [роман] / Федор Достоевский. - Москва

: Эксмо, 2019. - 540, [2] с.-(Русская классика). ББК 84(2Рос=Рус)1 

В романе писатель затрагивает проблему «отцов и детей», рассматривая её через взаимоотношения главного героя, подростка Аркадия Макаровича Долгорукого, со своим отцом Андреем Петровичем Версиловым. С помощью «Подростка» автор показывает, как сквозь алчность, жажду наживы и разврат формируется личность главного героя. Писатель противопоставляет дворянина Версилова, отца Аркадия, и дворового человека Макара Долгорукого — формального отца. Второй для автора становится символом понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия», одной из основных идей романа.

Слайд 13

Достоевский, Ф.М . Братья Карамазовы : роман / Ф. М. Достоевский.

Достоевский, Ф.М . Братья Карамазовы : роман / Ф. М. Достоевский.

- М. : АСТ, 2009. - 782 с. - (Русская классика) ББК 84(2Рос=Рус)1

Главные события романа происходят в заштатном провинциальном городке Скотопригоньевске. Роман включает в себя сложную, отлично выстроенную и психологически выверенную детективную историю, при этом в канве детективного сюжета обыкновенное (на первый взгляд) уголовное происшествие не только сплетается с историей любовного соперничества, но и встраивается в общую картину современного Достоевскому общества.
Преступление, о котором идёт речь — убийство Фёдора Павловича Карамазова, человека пожилого и весьма состоятельного. Почву для этого преступления подготовило соперничество между Фёдором Павловичем и его сыном Дмитрием из-за Грушеньки Светловой.

Слайд 14

В произведении Фёдор Михайлович затрагивает вопрос об обособлении и разобщении людей,

В произведении Фёдор Михайлович затрагивает вопрос об обособлении и разобщении людей,

его ненормальность. Он критикует то, насколько шатким является положение личности в мире, показывая это на примере главного героя – Якова Петровича Голядкина. Его душевное расстройство вызвано рядом социальных проблем в окружающем его обществе, в котором человеческие ценности выброшены на свалку, не имеют значения и попросту заменены. Автор показывает всю схожесть чиновников, которые похожи друг на друга. Наглядно демонстрирует, что их значение определяется лишь положением и должностью, а не достоинством. Отношения же между людьми механизированы и отдельная личность мало что значит.

Достоевский, Ф.М . Двойник / Ф. М. Достоевский. - Кемерово : Кемер. кн. изд-во, 1983. - 286 с. ББК 84(2Рос=Рус)1

Слайд 15

Достоевский, Ф. М. Белые ночи : роман и повести / Ф.

Достоевский, Ф. М.  Белые ночи :  роман и повести /  Ф. М. Достоевский. - 

Мн. :  Юнацтва,  1988. -  320 с. - ( Библиотека отечественной и зарубежной классики) .

В «Белых ночах» молодой и мечтательный мелкий петербургский чиновник однажды возле решетки канала случайно спасает от пьяницы несчастную девушку Настеньку. Так начинается история любви типичного героя романтической и сентименталистской прозы, для которого «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного»...
«Белые ночи» неоднократно экранизировали и ставили в театрах. Среди почти трех десятков постановок выделяются итальянская драма Лукино Висконти и советская лента Ивана Пырьева, которая наиболее близка к оригиналу.

Слайд 16

Достоевский, Ф. М. Записки из Мертвого дома : рассказы / Ф.

Достоевский, Ф. М. Записки из Мертвого дома : рассказы / Ф.

М. Достоевский. - М. : Современник, 1983. - 414 с.

«Записки из Мёртвого дома» — произведение Фёдора Достоевского, состоящее из одноимённой повести в двух частях, а также нескольких рассказов.
Повесть носит документальный характер и знакомит читателя с бытом заключённых преступников в Сибири второй половины XIX века. Писатель художественно осмыслил всё увиденное и пережитое за четыре года каторги в Омске (с 1850 по 1854 годы), будучи сосланным туда по делу петрашевцев.

Слайд 17

Достоевский, Ф.М. Дядюшкин сон: повести, рассказ / Ф. М. Достоевский. -

Достоевский, Ф.М. Дядюшкин сон: повести, рассказ / Ф. М. Достоевский. -

Л. : Лениздат, 1982. - 443 с. ББК 84(2Рос=Рус)1

«Дядюшкин сон» - повесть сатирическая, полная гоголевскго гротеска, комедийности, с элементами подлинной трагедии.
Князь, получивший богатое наследство, прибыл в провинциальный городишко, где за ним начинается настоящая охота. В прошлом он прославился своими скандальными похождениями, промотал состояние, выжил из ума и превратился в сущую развалину. Но прежних привычек лорнировать дам и заигрывать с молоденькими девушками не утратил. Этим и воспользовалась разбитная мамаша Мария Александровна Москалева, стремящаяся выдать замуж свою дочь Зину как можно более выгодно. Девушка противится такому повороту событий, но противостоять общественной традиции не в силах и, в конце концов, уступает материнской настойчивости.

Слайд 18

Достоевский, Ф.М. Записки из подполья: роман, повести / Ф. М. Достоевский.

Достоевский, Ф.М. Записки из подполья: роман, повести / Ф. М. Достоевский.

- Мн. : Маст. літ., 2011. - 310 с. ББК 84(2Рос=Рус)1

Повесть представляет собой отрывок из бессвязных мемуаров ожесточённого, одинокого, безымянного рассказчика (обычно называемого критиками «подпольщиком»), отставного государственного служащего, живущего в Санкт-Петербурге. Первая часть рассказа рассказана в монологической форме через дневник подпольщика и «нападает» на современную русскую философию, особенно на «Что делать?» Николая Чернышевского. Вторая часть книги называется «По поводу мокрого снега» и описывает некоторые события, которые, как представляется, разрушают, а иногда и обновляют «подпольного человека», выступающего от первого лица, ненадежного рассказчика и антигероя.

Слайд 19

Достоевский, Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели : Из записок неизвестного

Достоевский, Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели : Из записок неизвестного

/ Ф.М. Достоевский. - Петрозаводск : Карелия, 1981. - 214с. ББК 84(2Рос=Рус)1

Фома Фомич Опискин, главный персонаж этой повести, который "молится за весь род человеческий". Вот такая краткая фраза Фёдора Михайловича Достоевского как нельзя лучше характеризует этого персонажа. Своенравный герой, некий деспот держит всех "обитателей" села Степанчикова в своих руках, это человек, севший на шею своих благодетелей...
В романе Ф. М. Достоевского много комичных, ироничных моментов, которые в сущности полны трагизма, особенно в отношении семейных ценностей. Богатство всегда перевешивало и настоящую любовь, и красоту и даже глупость, и бестактность...

Слайд 20

В основу сюжета произведения легли воспоминания Достоевского о романе друга, писателя

В основу сюжета произведения легли воспоминания Достоевского о романе друга, писателя

А. Е. Врангеля с Екатериной Иосифовной Гернгросс, женою начальника Алтайского горного округа А. Р. Гернгросса, а также собственные жизненные впечатления.
А. Г. Достоевская писала, что «в лице семейства Захлебининых Фёдор Михайлович изобразил семью своей родной сестры Веры Михайловны Ивановой».

Достоевский, Ф. М. Вечный муж. Кроткая / Федор Достоевский. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2018. - 256 с. - (Азбука-классика) ББК 84(2)5-44

Слайд 21

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников «Наружность незначительная: немного сутуловат, волосы

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников

«Наружность незначительная: немного сутуловат, волосы и

борода рыжеваты, лицо худое, с выдавшимися скулами; на правой щеке бородавка. Глаза угрюмые, временами мелькает в них подозрительность и недоверчивость, но большею частью видна какая-то дума и будто печаль»
. Е. Н. Опочинин.

«Удивительный то был человек. Утешающий одних и раздражающий других. Все алчущие и жаждущие правды стремились за этой правдой к нему».
Е. А. Штакеншнейдер.

«До такой степени он был доверчивым человеком, что к нему можно было прямо прийти и сказать: “Фёдор Михайлович, я вас ценю и уважаю потому-то и потому-то”. Он непременно дружески протянет руку и ответит: “Спасибо! и я люблю вас, потому что уж если вы пришли и сказали это мне так просто и чистосердечно, то, стало быть, вы человек добрый и прямодушный”».
Л. Х. Симонова-Хохрякова

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников

Слайд 22

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников «Ф. М. Достоевский очень любил

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников

«Ф. М. Достоевский очень любил музыку,

он почти всегда что-нибудь напевал про себя, и это лучше всего обозначало хорошее настроение его духа… Он превыше всего ставил музыку Моцарта и Бетховена, а из русских композиторов очень любил произведения Глинки и Серова» Н. Фон-Фохт

«Как все нервные люди, он испытывал досадливую конфузливость, когда попадал в незнакомое общество, и чем глупее, несимпатичнее ему, ничтожнее это общество, тем острее конфузливость. Возбуждаемую этим чувством досаду он, видимо, желал сорвать на ком-нибудь». С. В. Ковалевская

«Отец добросовестно исполнял религиозные обязанности, постился, дважды в день ходил в церковь и откладывал все литературные дела. Он любил также наши чудные богослужения Страстной недели, особенно пасхальную службу с её излучающими радость песнопениями». Л. Ф. Достоевская

«Если у Достоевского были деньги, он покупал у Балле, в лучшей кондитерской Петербурга, коробку конфет или выбирал виноград и груши в лучшем гастрономическом магазине города. Он всегда покупал самое лучшее и ненавидел случайные или дешёвые покупки». А. Г. Достоевская

Слайд 23

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников «Что меня всегда поражало в

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников

«Что меня всегда поражало в Достоевском,

– это его полнейшее в то время [в 1850-е годы] безразличие к картинам природы – они не трогали, не волновали его. Он весь был поглощён изучением человека, со всеми его достоинствами, слабостями и страстями. Всё остальное было для него второстепенным» . А. Е. Врангель

«Он часто говорил с своим собеседником вполголоса, почти шёпотом, пока что-нибудь его особенно не возбуждало; тогда он воодушевлялся и круто возвышал голос». Н. Н. Страхов

«Фёдор Михайлович принадлежал к тем личностям, около которых живётся всем хорошо, но которые сами постоянно нуждаются. Его обкрадывали немилосердно. Но при своей доверчивости и доброте, он не хотел вникать в дело и обличать прислугу и её приживалок, пользовавшихся его беспечностью». А. Е. Ризенкампф

«Фёдор Михайлович всегда откладывал свой труд до крайнего срока, до последней возможности; он принимался за работу только тогда, когда оставалось уже в обрез столько времени, сколько сделать её, делая усердно». Н. Н. Страхов