Драма Гроза и её творческая история. Лекция №4

Содержание

Слайд 2

О «Грозе» “Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”,

О «Грозе»

“Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”, -

писал Тургенев Фету, прослушав драму в чтении автора.

И. С. Тургенев

Н. А. Добролюбов

«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны» пьесы Островского – «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».
«Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…»

Слайд 3

Смысл названия драмы «Гроза» Гроза – это стихийная сила природы, страшная

Смысл названия драмы «Гроза»

Гроза – это стихийная сила природы, страшная

и
до конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние
общества, гроза в душах людей.

Гроза – это угроза уходящему, но
еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза-это христианское поверье:
гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это зреющие
новые силы в борьбе со
старыми пережитками прошлого.

Слайд 4

Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре

Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре

1859 года
(напечатана в 1860 году).
В основу сюжета положены реальные события. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».


История создания драмы

Слайд 5

Драма "Гроза" и её творческая история Созданию самого знаменитого произведения Островского

Драма "Гроза" и её творческая история

Созданию самого знаменитого произведения

Островского –драмы "Гроза« предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношеские впечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, в приобретенную отцом усадьбу Щелыково. "

Ниминущий В.Н. Верхневолжский сюжет.

С Переяславля начинается Меря, земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку. Это земляки мои возлюбленные, с которыми я, кажется, сойдусь хорошо. Здесь уж не увидишь маленького согнутого мужика или бабу в костюме совы, которая поминутно кланяется и приговаривает: "а батюшка, а батюшка..." "И все идет кресчендо, и города, и виды, и погода, и деревенские постройки, и девки. Вот уж восемь красавиц попались нам на дороге.
Из дневника А.Н.Островского

Слайд 6

Волжские зарисовки К.И. Горбатов. Торжок А.Н.Островский Недолго нужно жить в Торжке,

Волжские зарисовки

К.И. Горбатов. Торжок

А.Н.Островский

Недолго нужно жить в Торжке, чтобы заметить в

обычаях и костюме его жителей некоторую разницу против обитателей других городов. Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом . Этот предмет впоследствии времени делается большею частью мужем девушки. В Торжке еще до сей поры существует обычай умыканья невест. Считается особым молодечеством увезти невесту потихоньку, хотя это делается почти всегда с согласия родителей. Молодые на другой день являются с повинной к разгневанным будто бы родителям, и тут уж начинается пир горой. Такой способ добывать себе жен не только не считается предосудительным, но, напротив, пользуется почетом. «Значит, уж очень любит, коли увез потихоньку», — говорят в Торжке. Не иметь предмета считается неприличным для девушки; такая девушка легко может засидеться в девках.
А.Н.Островский. Дневник 1856 года
Слайд 7

Художник Чернецов Н.Г. Кострома С драмой «Гроза» произошла удивительная история: сразу

Художник Чернецов Н.Г. Кострома

С драмой «Гроза» произошла удивительная история: сразу три

города - Торжок, Кострома и Кинешма - спорили о том, что именно их город изображен в пьесе, каждый из городов приводил свои доводы
Работу над "Грозой" Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала "Библиотека для чтения" за 1860 год. Первое представление "Грозы" на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины.

"Грозу" не Островский написал...
"Грозу" Волга написала… "

Б.Кустодиев. Купчихи в Кинешме

Слайд 8

Два исконных начала русского строя, русской жизни — „понизовая вольница“ и

Два исконных начала русского строя, русской
жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“».

Написанная

в предреформенный период, когда драматург был тесно связан с редакцией журнала «Современник», представлявший лагерь революционеров-демократов, драма «Гроза» определила новаторский путь А. Н. Островского в русской драматургии: во-первых, автор показывает героиню из народной среды, глубоко раскрывая основы ее характера; во-вторых, драматург стремится передать атмосферу той среды, в которой разворачивается действие; в-третьих, он вводит в свою пьесу пейзаж, который является живым действующим лицом. Действие драмы «Гроза» разворачивается в вымышленном городе Калинове      

Головин А. Я. «Берег Волги».
Эскиз декорации к драме А.Н.Островского «Гроза».1916

Трактовка драмы «Гроза» существенно обогащается в XX веке. Таиров длительное время вынашивал постановку «Грозы» и, ставя ее вровень с великими произведениями классической драматургии, трактовал ее как «трагедию русскую, народную». «Это подлинная трагедия, приближающаяся к лучшим пьесам Софокла и Шекспира. Она отвечает всем законам высокой трагедии. В этой пьесе бушует исконная для России тема: анархический бунт против вековых рабских устоев», — пишет в своих мемуарах А. Коонен. Исходный конфликт режиссер видел в том, что в пьесе «сталкиваются и вступают в борьбу два исконных начала русского строя, русской жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“».

Слайд 9

Домострой Домострой -Памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и

Домострой

Домострой -Памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и

наставлении, своеобразная энциклопедия русского патриархального домашнего быта. Наиболее известен в редакции середины XVI века на старославянском языке приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок
Слайд 10

«Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированным по следующим основным направлениям: О

«Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированным по следующим основным направлениям:

О

строении духовном (Как веровати)
О строении мирском (Как царя чтити)
Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
Кулинарная группа Послание и наказание ото отца к сыну.
Слайд 11

Памятник литературы допетровской Руси «Домострой» являлся специальным сводом правил поведения, который

Памятник литературы допетровской Руси «Домострой» являлся специальным сводом правил поведения, который

охватывал все стороны жизни древнерусской семьи.
В «Домострое» подробно излагались все наставления по ведению хозяйства, по приему гостей, по ведению торговли, здесь можно было найти массу полезных советов, начиная с того, как солить грибы, чинить ограду или кроить платье, и кончая строго определенной системой взаимоотношений между мужем и женой, хозяином и слугой, родителями и детьми.
Слайд 12

Рассмотрим некоторые главы из «Домостроя» более подробно. Женщина в «Домострое» –

Рассмотрим некоторые главы из «Домостроя» более подробно.

Женщина в «Домострое» – это

хозяйка дома, и в иерархии семейных отношений она занимает свое особое место.
Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества. Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств.
Слайд 13

Некоторые главы из «Домостроя» От женщины требовались чистота и послушание, умение

Некоторые главы из «Домостроя»

От женщины требовались чистота и послушание, умение

угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную.
Слайд 14

Кострома Торжок Кинешма С Костромой город Калинов связывает живописная местность, с

Кострома

Торжок

Кинешма

С Костромой город Калинов связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена

Страшного суда, запечатлённая на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщённый образ провинциальных городов России.

Прообраз города Калинова

Слайд 15

Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным

Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является

собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих. И все же устои «темного царства» постепенно рушатся.
Это чувствуют даже его «сторонники»:
Кабанова. И хуже этого, милая будет.
Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.
Кабанова. Может, и доживем.

Борьба «старого» и «нового» в калиновском мире

Слайд 16

1. Экспозиция - картины волжского простора и духоты калиновских нравов (Д.

1. Экспозиция - картины волжского простора и духоты калиновских нравов (Д.

I, явл. 1-4).
2. Завязка - на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: "Ты про меня, маменька это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю". Первое столкновение Катерины и Кабанихи (Д. I, явл. 5).
3. Развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса; пророчество старой барыни, отдаленный удар грома (конец Д. IV).
4. Первая кульминация- грозовая туча ползет, как живая; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе, падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.
5. Вторая кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" (Д. V, явл. 4).
6. Развязка - самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!.." (Д. V, явл. 7).

ГРОЗА в небе над городком

Композиция драмы «Гроза»

Слайд 17

Организация пространства и времени в драме «Гроза» Город Калинов («нулевой» уровень)

Организация пространства и времени в драме «Гроза»

Город Калинов («нулевой» уровень) остановившееся

в средневековье время «Домостроя»

Дом
замкнутое
(«душное»)
безопасное

За пределами дома разомкнутое опасное, т.к. требует выбора

Побег из города Кудряш и Варвара
За пределами города середина 19 века

Овраг (низкое место) место свиданий=измены
«падение», грех

Волга - символ хода(тока) времени

Омут (глубокое место на реке)

Крутой берег
(высокое место)
полёт, Бог

Кулигин - представитель эпохи Просвещения 18 в.

_

+

Катерина
падение=полет

Сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский превращает в исследование социальных условий жизни русского общества, взаимоотношений личности и среды. Контраст — основной принцип построения пьесы.

Слайд 18

Кудряш, Кулигин Феклуша (странница)

Кудряш,
Кулигин

Феклуша
(странница)

Слайд 19

«тёмное царство» «жертвы» власть униженные и угнетённые Катерина Тихон Варвара Кудряш Борис Кабаниха Дикой

«тёмное царство»

«жертвы»

власть

униженные и угнетённые

Катерина
Тихон
Варвара
Кудряш
Борис

Кабаниха
Дикой

Слайд 20

Значение имён в драме Катерина - чистая, благопристойная. Варвара - иноземка,

Значение имён в драме

Катерина - чистая, благопристойная.
Варвара - иноземка, чужестранка.
Марфа -

госпожа.
Борис - борьба.
Тихон - спокойный.
Слайд 21

«ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: КАБАНИХА Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) –

«ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: КАБАНИХА

Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель

устоев «темного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить», - говорит она своим детям.
Слайд 22

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова. Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних.

Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.

Кабаниха - В.Н.Пашенная в спектакле
Малого театра "Гроза" по пьесе А.Н.Островского. Постановка В.Н.Пашенной . 1962 г.

Слайд 23

«ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: ДИКОЙ Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в

«ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: ДИКОЙ

Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе

грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет».
Слайд 24

Дикой Савёл Прокофьевич - купец, значительное лицо в городе. Дикой -

Дикой Савёл Прокофьевич - купец, значительное лицо в городе.

Дикой - М.Жаров

вспектакле Малого театра "Гроза" по пьесе А.Н.Островского. Постановка В.Н.Пашенной . 1962 г.

Самодурство Дикого основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Откровенно обсчитывает мужиков. Сознает свою силу – это сила денежного мешка. Дорожит каждой копейкой и раздражается при встрече с Борисом, претендующим на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы. Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по сути он малодушен и труслив. Речь Дикого груба, насыщенна грубой просторечной лексикой и обилием ругательств: «Дармоед! Пропади ты пропадом!... Тьфу ты, проклятый! Что как столб стоишь-то!... Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу с иезуитом!)

Слайд 25

Кудряш Иван - натура песенная, одарён- ная и талантливая. В разговоре

Кудряш Иван -

натура песенная, одарён-
ная и талантливая.
В разговоре ведёт

себя развязно, смело, хвастает своей удалью. Внешне он противостоит «тёмному царству», а внутренне тесно связан с ним и пы-
тается приспособиться.
Слайд 26

Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. По натуре - это добрый и

Тихон -

безвольное, бесхарактерное существо. По натуре - это добрый и

великодушный человек. Но бедой Тихона является безволие и страх перед маменькой. У него нет смелости противостоять ей. Он спивается и станови-
тся ещё более безвольным и тихим.
Слайд 27

Борис – мягкий, добрый, образован- ный человек. Но он слаб, жалок,

Борис –

мягкий, добрый, образован- ный человек. Но он слаб, жалок,

забит. Не способен защитить ни себя, ни люби-
мую. Безволие Бориса, его желание получить часть наследства оказались силь-
нее, чем любовь. Борис вы-
бирает путь смирения.
Слайд 28

Варвара – в ней есть и воля, и сме- лость. Она

Варвара –

в ней есть и воля, и сме-
лость. Она не хочет

тер-
петь власть матери, не желает жить в неволе. Для неё ложь – норма жизни. Она хитрила и приспосабливалась.

Но когда её стали запирать на замок, она убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти матери.

Слайд 29

Термины Экспозиция – вступительная часть литературного произведения. Кульминация – наивысшая точка

Термины

Экспозиция – вступительная часть литературного произведения.
Кульминация – наивысшая точка развития

сюжета, конфликт.
Композиция – пространство произведения.
Слайд 30

Конфликт Катерины и «тёмного царства» Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Рассказ о

Конфликт Катерины и «тёмного царства»

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Развязка

Рассказ о городе Калинове и его жителях.

Жизнь

в доме Кабанихи.
Чувство к Борису.

Гроза в душе Катерины. Признание в страшном грехе.

Гибель Катерины.

Слайд 31

Конфликт между «тёмным царством и «жертвами» Экспозиция Завязка Кульминация Развязка Рассказ

Конфликт между «тёмным царством и «жертвами»

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Развязка

Рассказ о городе Калинове и его

жестоких нравах.

Жизнь в доме Кабанихи. Ожидание чего-то худшего.

Гроза в городе Калинове. Публичное признание Катерины в измене.

Самоубийство Катерины.

Слайд 32

Жанр пьесы характер конфликта чувство траги- ческой вины и гибель героя

Жанр пьесы

характер конфликта
чувство траги-
ческой вины и
гибель героя

героя с окружаю-
щим обществом

в

душе героя:
между долгом
и чувством

драма

трагедия

характер конфликта

Слайд 33

самоубийство в состоянии аффекта вызов рабству и произволу слабость Катерины сила Катерины драма перерастает в трагедию

самоубийство в
состоянии аффекта

вызов рабству и
произволу

слабость
Катерины

сила
Катерины

драма перерастает
в

трагедию