Драматургия Чехова

Содержание

Слайд 2

“Пусть на сцене все будет так же сложно и так же

“Пусть на сцене все будет так же сложно и так же

вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их сердца”. А.П.Чехов
Слайд 3

Место Чехова в русской художественной традиции — особое. Начав с юмористики

Место Чехова в русской художественной традиции — особое. Начав с

юмористики Антоши Чехонте, он никогда не представал ни «учителем жизни», ни «утопистом», ни «пророком». Его «объективность» есть форма диагноза. Его диагноз — разлом эпох. Человек на разломе эпох — тема, которая пронизала его драматургию, изнутри преобразила сценические каноны и обеспечила драме Чехова почетное место в репертуаре мирового театра. Она не столько завершала собою прошлое, сколько начинала новое.
Слайд 4

«Иванов» Осенью 1887 А.П. Чехов пишет комедию «Иванов». Поставленная в Московском

«Иванов»

Осенью 1887 А.П. Чехов пишет комедию «Иванов». Поставленная в Московском театре

Корша пьеса возбудила «всеобщее аплодисменто-шиканье» и вызвала разноречивые отзывы критики. В «Иванове» в центре пока один главный герой, но по характеру события, сюжета эта пьеса содержала уже черты нового театра. Событие, определившее судьбу Иванова, невидимо, но вполне определенно: это переход его из одного мировоззренческого состояния в другое. Иванов разлюбил жену, запутался в хозяйстве, устал от собственных затей и реформ. Прежняя система ориентации и поведения, в правильность которой еще за год до начала действия Иванов верил, теперь кажется ему ложной, он «готов уже отрицать» все, что вчера утверждал.
Слайд 5

В «Иванове» Чехов откликается на ситуацию, прямо подсказанную эпохой 80-х. Как

В «Иванове» Чехов откликается на ситуацию, прямо подсказанную эпохой 80-х.

Как герой его пьесы, Чехов считал, что все русское интеллигентное общество от «возбуждения» двух предшествующих десятилетий пришло в 80-е к «утомлению», утрате прежних верований. Через год Чехов переработал «Иванова» для постановки в Петербургском Александринском театре и дал пьесе, кончающейся самоубийством героя, подзаголовок «драма». Вступил в действие еще один, типично чеховский, принцип художественного мышления: то комическая, то драматическая трактовка одних и тех же явлений, единая основа комического и драматического.

Александринский театр (гравюра первой половины 19 века)

Слайд 6

«Чайка» С «Чайки» (1896) начинается большая чеховская драматургия. Сюжет здесь не

«Чайка»

С «Чайки» (1896) начинается большая чеховская драматургия. Сюжет здесь не

одноколейная тропа, но, скорее, лабиринт увлечений, роковых привязанностей, из него нет выхода. «Чайка» резко отличается от предыдущих пьес Чехова своим лиризмом, символикой и ярко очерченным столкновением различных концепций искусства, концепций жизни. «Чайка» - самая трагическая комедия в русской комедиографии.
Чехов начал работать над пьесой в Мелихове в 1895 году. «Местом» её рождения сам писатель называл мелиховский флигель. 5 мая 1895 года Чехов сообщал одному из корреспондентов: «Я напишу что-нибудь странное».
Слайд 7

«Чайка» — комедия в четырёх действиях, была впервые опубликована в журнале

«Чайка» — комедия в четырёх действиях, была впервые опубликована в

журнале «Русская мысль», в № 12 за 1896 год. Премьера состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра.
А 17 декабря 1898 года состоялась легендарная премьера чеховской «Чайки» в Московском Художественно-общедоступном театре.
Слайд 8

Чехов не без колебаний и сомнений согласился предоставить молодой, неизвестной труппе

Чехов не без колебаний и сомнений согласился предоставить молодой, неизвестной

труппе свою пьесу, еще не зная, что это не только определит судьбу театра, но и его собственную судьбу. Здесь же на репетициях, еще до открытия театра, Чехов познакомится со своей будущей женой Ольгой Леонардовной Книппер. Их переписке мы обязаны большей частью указаний Чехова к своим пьесам.
Слайд 9

Главная особенность чеховского конфликта в пьесе «Чайка» заключается в том, что

Главная особенность чеховского конфликта в пьесе «Чайка» заключается в том, что

на первый взгляд никакого конфликта в пьесе нет. Персонажи спорят, иногда ругаются между собой, но в итоге это никак не влияет на их отношения, потому что на протяжении всей пьесы главные герои борются с самими собой, своими сомнениями и желаниями.
Основной конфликт «Чайки» — столкновение мечты Нины и реальности: ее бездарности и ложной надежды на любовь с Тригориным.
Слайд 10

В качестве названия пьесы используется один из главных её символов –

В качестве названия пьесы используется один из главных её символов –

убитая чайка. Оно символизирует собой разрушение мечты, несбывшиеся надежды и одиночество человека, который не может найти себя в этом мире.
Слайд 11

«Дядя Ваня» Открытая в "Чайке" новая лирико-эпическая структура драматического произведения была

«Дядя Ваня»

Открытая в "Чайке" новая лирико-эпическая структура драматического произведения была

вскоре применена А.П.Чеховым в его пьесе "Дядя Ваня" (1897), которую он обозначил просто "сценами из деревенской жизни", выведя за пределы жанровых границ. Пьеса эта родилась в результате решительной переработки более раннего варианта под названием "Леший", написанного между "Ивановым" и "Чайкой".
Слайд 12

Смысл названия произведения указывает на простоту, обыденность, обыкновенность изображенной трагедии. Иван

Смысл названия произведения указывает на простоту, обыденность, обыкновенность изображенной трагедии.

Иван Петрович так и остался «дядей Ваней», реализовавшись лишь в качестве члена семьи и опекуна племянницы. Только для Сони он существовал, как личность. Все остальные видели его исключительно в качестве приказчика. Герой попросту не заслуживал в их глазах называться как-то иначе. В этом непризнании скрыта психологическая драма главного героя, разрешившаяся выстрелом, промахом и смирением на грани с отчаянием.
Слайд 13

«Для меня —это страшная вещь, ваш «Дядя Ваня», это совершенно новый

«Для меня —это страшная вещь, ваш «Дядя Ваня», это совершенно

новый род драматического искусства, молот, которым вы бьете по пустым башкам публики»
А. М. Горький
Слайд 14

«Три сестры» «Три сестры» — пьеса в четырёх действиях А. П.

«Три сестры»

«Три сестры» — пьеса в четырёх действиях А. П. Чехова,

написанная в 1900 году. Впервые была опубликована в журнале «Русская мысль», № 2 за 1901 год; с изменениями и поправками вышла отдельным изданием в том же году в издательстве А. Ф. Маркса.
Написанная по заказу Московского Художественного театра и впервые представленная публике 31 января 1901 года, пьеса Чехова уже более ста лет не сходит со сцены — как в России, так и за рубежом.
На протяжении всего XX века к «Трём сёстрам» обращались выдающиеся режиссёры, в их числе Вл. Немирович-Данченко и Георгий Товстоногов, Олег Ефремов и Юрий Любимов, Лоуренс Оливье и Эрвин Аксер, — всякий раз открывая в драме Чехова новые мысли, созвучные новой эпохе. Интерес к пьесе не ослабевает и в XXI веке.
Слайд 15

Пьеса сразу после постановки на сцене и первых публикаций вызвала множество

Пьеса сразу после постановки на сцене и первых публикаций вызвала множество

противоречивых откликов и оценок. Пожалуй, это единственная пьеса, породившая такое количество интерпретаций, споров, которые не прекращаются по сей день.
«Три сестры» — пьеса о счастье, недостижимом, далёком, об ожидании счастья, которым живут герои. О бесплодных мечтах, иллюзиях, в которых проходит вся жизнь, о будущем, которое так и не наступает, а вместо него продолжается настоящее, безрадостное и лишённое надежд.
Пьеса волнует, возвращает к собственным сокровенным мыслям, заставляет соучаствовать в происходящем, окрашивая исследование в субъективные тона.
Слайд 16

Сцена из IV акта: Ирина — А. Степанова, Тузенбах — Н.

Сцена из IV акта: Ирина — А. Степанова, Тузенбах — Н.

Хмелёв,
МХАТ, 1940

В центре внимания зрителя пьесы оказываются три сестры Прозоровы: Ольга, Маша и Ирина. Три героини с разными характерами, привычками, но все они одинаково воспитаны, образованны. Их жизнь — ожидание перемен, одна-единственная мечта: “В Москву!” Но ничего не меняется. Сёстры остаются в губернском городе. На место мечты приходит сожаление об утраченной молодости, способности мечтать и надеяться и осознание того, что ничего не изменится. Некоторые критики называли пьесу «Три сестры» апогеем чеховского пессимизма.

Слайд 17

«Вишневый сад» «Вишнёвый сад» — лирическая комедия в четырёх действиях Антона

«Вишневый сад»

«Вишнёвый сад» — лирическая комедия в четырёх действиях Антона Павловича

Чехова. Пьеса написана в 1903 году.
17 января 1904 года состоялась премьера пьесы в Московском художественном театре. Режиссёры Станиславский и Немирович-Данченко, художник В. А. Симов.
Станиславский в письме к Чехову писал: «Пьеса очень трудна. Её прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само собой, без насилия…»
Слайд 18

Когда К. С. Станиславский, прочитав пьесу впервые, направил Чехову восторженную телеграмму.

Когда К. С. Станиславский, прочитав пьесу впервые, направил Чехову восторженную телеграмму.

Антон Павлович тут же ответил: "…Он называет мою пьесу гениальной. Это значит перехвалить пьесу и отнять у нее добрую половину успеха, какой она при счастливых условиях, могла бы иметь" ...
И все же пьеса действительно гениальна, потому что она обозначила ключевые фигуры - символы русской истории XX века - века смут и трагедий России!
Слайд 19

Символическое название пьесы «Вишневый сад» несёт в себе особый смысл. Вишнёвый

Символическое название пьесы «Вишневый сад» несёт в себе особый смысл. Вишнёвый

сад в пьесе обозначает собой уходящую эпоху помещичьего дворянства. Выбранное автором название позволяет посредством языка символов выразить главную идею всей пьесы оригинально и не очевидно. Сад — это Россия, которая попадает в руки нового господствующего класса — купечества. Инфантильное и жалкое дворянство теряет страну и доживает свой век за рубежом. Таким образом, в заглавии отражена тревога автора за будущее страны. Буржуазия не считается с ностальгией дворянства и рубит прежние устои на корню, но что она сможет предложить взамен?
Слайд 20

Чехов оказал большое влияние на развитие русской и мировой литературы -

Чехов оказал большое влияние на развитие русской и мировой литературы -

прозы и драмы. Чеховская Чайка, ставшая эмблемой МХТ, вместе с другими пьесами Чехова вошла в репертуар мирового театра. О роли Чехова в искусстве 20-го века говорили крупнейшие драматурги Европы и Америки: Дж.Б.Шоу, Дж.Б.Пристли, С.Моэм, Т.Уильямс, Ю.О Нил и др.
Слайд 21

В Ростове-на-Дону Асмоловский театр.1883г

В Ростове-на-Дону

Асмоловский театр.1883г

Слайд 22

Слайд 23