Джозеф Редьярд Киплинг

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

«За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя». Именно

«За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя». Именно

с такой формулировкой Редьярд Киплинг получил Нобелевскую премию по литературе 1907 года. Но сколько лауреатов литературной премии остались лишь на страницах исторической хроники, так и не сумев обрести подлинной известности?
А Редьярд Киплинг из тех авторов, кто преуспел не только среди критиков.
«Книга Джунглей», «Ким», «Три солдата», «Сталки и компания», «Сказки Старой Англии», «Баллада о Востоке и Западе»… Эти и многие другие произведения Киплинга до сих пор читают, образы из них стали нарицательными, а выражения взяты на цитаты.
Слайд 5

Редьярд Киплинг в детстве Родился Джозеф Редьярд Киплинг 30 декабря 1865

Редьярд Киплинг в детстве

Родился Джозеф Редьярд Киплинг 30 декабря 1865 года

в индийском городе Бомбее. Мальчика назвали в честь одного из индийских озер, где когда-то состоялось знакомство его родителей. Отец – Джон Локвуд Киплинг, профессор местной школы искусств. Мама – Алиса (Макдональд) Киплинг, автор очерков, которые печатали местные СМИ. Раннее детство Редьярда прошли среди экзотических индийских пейзажей. Мальчик рос в дружной любящей семье, был абсолютно счастлив. Его воспитывала няня-португалка и домашние слуги индусы, которые ласково звали его Ридди.
Слайд 6

Редьярд Киплинг в молодости С раннего детства Редьярд слушал на ночь

Редьярд Киплинг в молодости

С раннего детства Редьярд слушал на ночь сказки

слуг на индийском языке, поэтому говорить на нем стал раньше, чем на английском. Родители строго наказали ему общаться в течение дня чисто по-английски. В такие моменты Киплинг быстро перестраивал в уме местные наречия и обращался к родным так, как они хотели.
Но вскоре в его биографии наступили большие перемены. Мальчику было всего пять лет, а его сестре три, и, несмотря на столь юный возраст, родители отправили малышей на учебу в Англию. Все дети англо-индийских семей должны были учиться на родине, чтобы получить достойное воспитание и избавиться от индийского акцента. Однако родители мальчика ошиблись с выбором места обучения своих детей.
На протяжении следующих шести лет домом для Киплинга стал частный пансион. Это были не самые лучшие годы в его жизни, владельцы учебного заведения не жаловали мальчика, достаточно часто наказывали его.. Детские стрессы не прошли для писателя бесследно, всю свою жизнь он страдал бессонницей.
Слайд 7

Через два года после начала обучения, мама приехала навестить сына и

Через два года после начала обучения, мама приехала навестить сына и

дочь. Она пришла в ужас от состояния Редьярда, нервные потрясения привели его к катастрофической потере зрения. Алиса привезла детей домой, в Индию, однако дома мальчик был недолго.
В будущем Редьярд должен был стать курсантом престижной военной академии, и для того, чтобы поступить, двенадцатилетнего мальчишку отправляют на учебу в Девонское училище «Вествард-Хо». Директором этого учебного заведения был Кормелл Прайс, давнишний друг отца Редьярда. Он первым заметил, что мальчик интересуется литературой, и всячески поощрял это увлечение.
В училище приветствовалось насилие и муштра. Киплинг страдал не только от невежественных учителей, но и от учеников, зачастую примитивных и грубых подростков. В свои 12 лет Редьярд не отличался высоким ростом, к тому же ходил в очках, что стало еще одной причиной для издевательств над ним. Годы, проведенные в «Вествард-Хо» оказались сложным периодом в его биографии, но никак не повлияли на становление его личности. Будущий писатель пробыл там пять лет, сумел притерпеться и привыкнуть к достаточно грубым розыгрышам.
Юноша сумел поверить, что уроки подчинения необходимы, и благодаря этому ему удалось сохранить уважение к себе, как к личности. Жестокость воспитания теперь казалась Киплингу целесообразной, он понял, что существует некий закон, состоящий из разрешений и запретов. Пребывание в этом учебном заведении стало решающим в формировании принципов и взглядов писателя, впрочем, как и идеалов, и личности в целом.
Слайд 8

Плохое зрение не позволило Редьярду продолжать карьеру военного. Он так и

Плохое зрение не позволило Редьярду продолжать карьеру военного. Он так и

не доучился в «Вествард-Хо», ушел без диплома об образовании. Документа, дающего право на поступление в Кембридж или Оксфорд, у Киплинга не было, поэтому вопрос о дальнейшем образовании закрылся сам по себе.
К тому времени молодой человек уже начал писать небольшие рассказы. Его первым читателем стал отец, который и помог ему найти работу в редакции издания «Гражданская и военная газета» в Лахоре. Спустя некоторое время Редьярд стал членом масонской ложи, и это сыграло огромную роль на формирование его мировосприятия. Киплинг нашел там все, что казалось ему самым важным в жизни – обряды, дух, полное подчинение законам.
Слайд 9

Редьярд Киплинг в творческом процессе Киплинг понял, что нашел свое призвание,

Редьярд Киплинг в творческом процессе

Киплинг понял, что нашел свое призвание, и

оно в литературе. Он пишет «Школьную лирику», в стиле поэтов того времени. Спустя три года Редьярд издал сборник «Отзвуки», который уже написан в совершенно другом стиле. Он пародировал именитых поэтов, подчеркивал искусственность и условность их манер.
К концу 1882-го Киплинг вернулся домой и устроился работать в газету на должность журналиста. Свободные часы писатель посвящал творческой работе, писал стихи, рассказы, которые печатал в том же издании. Он работал журналистом на протяжении семи лет, объездил всю страну, увидел противоречия в жизни народа, тесное переплетение массового невежества и высокой духовности. Благодаря репортерскому ремеслу, развивалась природная общительность и наблюдательность Редьярда.
Слайд 10

Киплинг быстро научился писать короткие рассказы, всех поражала его ранняя писательская

Киплинг быстро научился писать короткие рассказы, всех поражала его ранняя писательская

плодовитость и зрелость. Перед созданием каждого произведения, Редьярд ставил себе жесткое правило – уложиться в 1200 слов. Его лучшие произведения потом вышли в сборнике под названием «Простые рассказы с гор». Многие рассказы так называемого «индийского» периода вышли из печати небольшими томиками с мягкой обложкой.
Редактор газеты, выходящей в Аллахабаде, предложил писателю поработать над серией очерков о жизни людей в разных странах. Восторгу Киплинга не было предела, он с удовольствием отправился в Америку и Азию. Редьярд получил массу впечатлений от прикосновения к непохожим культурам, которые нашли свое отражение на страницах шести его книг. Литературный мир принял Киплинга с восторгом, критики писали хвалебные отзывы о самобытности и оригинальности его произведений.
Слайд 11

После Англии писатель побывал в Китае, Японии, Бирме, Северной Америке. Имя

После Англии писатель побывал в Китае, Японии, Бирме, Северной Америке. Имя

Киплинга стало известным в его родной Индии, потом он прославился на весь мир. Нагруженный впечатлениями от поездок, писатель возвращается в Лондон, и начинает воплощать их в своих новых произведениях.
Рассказы Киплинга разлетались быстрее, чем горячие пирожки, он трудится над развитием индийской тематики. Яркость впечатлений подогревалась значительным расстоянием между домом и самим писателем. Кроме творческой деятельности, Киплинг принимает самое активное участие в литературной жизни Лондона. Критикам пришлось по душе произведение Редьярда «Библиотека Индейской железной дороги», а вот следующий роман – «Свет погас», не удостоился хвалебных отзывов.
Популярность Киплинга можно сравнить только с известностью всеобщего любимца Чарльза Диккенса. Успех молодому литератору гарантировали мера и характер его новаторских идей. Писатель появился в литературном мире как раз тогда, когда он требовал перемен, новых идей и интересных героев.Киплинг сделал своими героями простых людей, оказавшихся в экстремальных условиях, способных пролить свет на саму сущность человека, глубину его души. В те времена, когда царило всеобщее уныние и апатия, Киплинг пел гимн труду, восхвалял героизм повседневного созидания.
Литературный язык и стиль поэтического слова Киплинга поражали своим демократизмом. В этом и заключалась художественная революция. На страницах его произведений была отражена неприкрашенная жизнь, мир, во всем его многообразии и естестве.
Спустя некоторое время Киплинг принялся писать детские рассказы. Критикам понравились труды писателя, и он становится все более популярным во всем мире. В 1907-м Киплинг был награжден Нобелевской премией по литературе, и стал не только самым молодым из претендентов на эту награду, но и первым в мире англичанином, удостоенным ее. Киплинг присутствовал на церемонии вручения премии, но традиционную торжественную речь так и не произнес. Через некоторое время его творческая активность начала снижаться.
Слайд 12

Памятник Редьярду Киплингу Киплинг продолжал сочинять свои произведения вплоть до 1930-х

Памятник Редьярду Киплингу

Киплинг продолжал сочинять свои произведения вплоть до 1930-х годов,

но успехом они почти не пользовались. Когда в Германии к власти пришел Гитлер, писатель убрал из обложек своих книг собственный логотип. Этот символ разработал еще его отец, взявший за основу знак индийского торговца. Логотип выглядел в виде свастики с головой слона, который держит в своем хоботе цветок лотоса.
Писатель умер 18 января 1936 года в Лондоне. Прах его погребли в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Рядом с ним покоятся известные личности – Томас Харди и Чарльз Диккенс.
По мнению критиков, писательская слава Киплинга пошла на закат из-за его консервативных и великодержавных взглядов. Возможно, этому посодействовала и общедоступность его произведений. Модернисты выразили мнение, что Киплинг отказался освещать эстетические принципы и темы, которым они следуют.
Однако с годами интерес к творчеству Киплинга не ослабевает. Еще в начале 40-х годов прошлого века критики начали переосмысливать его произведения. После того, как из печати повторно вышел сборник его стихотворений, интерес к творческому наследию литератора возродился с новой силой.
Слайд 13

Есть у Киплинга только детские истории — сказки для самых маленьких.

Есть у Киплинга только детские истории — сказки для самых маленьких.

Естественно, с назидательным оттенком — истории, которые не только развлекают детей, но и преподают им моральные уроки. Впрочем, среди милых, но довольно простеньких сказок «Откуда у верблюда горб» или «Слонёнок» ,есть и две настоящие жемчужины. Это «Кошка, гулявшая сама по себе» и, конечно же, «Рикки-тикки-тави».
«Кошка» — сказка с двойным дном. Причём обнаружить второе дно маленький ребёнок вряд ли сумеет. Это очень тонкий, лиричный рассказ о взаимоотношениях мужчины и женщины.
Слайд 14

«Рикки-тикки-тави» в смысловом отношении чуть проще, но сюжетно не в пример

«Рикки-тикки-тави» в смысловом отношении чуть проще, но сюжетно не в пример

увлекательнее — не зря этот рассказ (или точнее, маленькая повесть) входит в «Книгу джунглей». Ну а главный герой, отважный мангуст, бросивший вызов парочке жутких кобр, — ещё один знаковый персонаж Киплинга.
Слайд 15

«Сказки Старой Англии» по жанру неоднородны — изрядную часть произведений можно

«Сказки Старой Англии» по жанру неоднородны — изрядную часть произведений можно

назвать предтечами фэнтези, однако среди рассказов встречаются и достаточно реалистические истории из английского прошлого. Есть тут и нечто вроде сквозного сюжета — в центре его двое детей, Дан и Уна, которые приехали на лето в деревню. Там детишки подружились с проказливым эльфом Пэком, он же Робин Добрый Малый, известный персонаж английского фольклора. Пэк рассказывает детям о Старой Англии, о феях, магии и забытых богах. А ещё он приводит из прошлого тени живших когда-то людей — например, римского центуриона или самой королевы Глорианы, чтобы те поведали собственные истории.
И, как обычно у Киплинга, «Сказки», хотя формально нацелены на детей, вполне сгодятся и взрослым читателям. Особенно, тем, кто интересуется английской мифологией и историей.
Слайд 16

«Маугли» — самое известное у нас произведение Киплинга. Не так уж

«Маугли» — самое известное у нас произведение Киплинга. Не так уж

много литературных сказок с таким увлекательным сюжетом и настолько тщательно проработанными героями. Добродушный медведь Балу, отважная пантера Багира, мудрый удав Каа, жестокий тигр-убийца Шерхан, трусливый шакал Табаки… Все они остаются в памяти на многие. Сам Маугли показан в разные периоды своей жизни — и от рассказа к рассказу он меняется и взрослеет. Усваивая жизненные уроки, он становится более стойким, мудрым, терпимым, проницательным, учится прислушиваться к чужому мнению. Причём «Маугли» нацелен на читателей практически любого возраста — даже достаточно взрослые люди, перечитав книгу, могут совершенно иначе взглянуть на многие её события. Ведь не только Маугли усваивает уроки — каждая история «человеческого детёныша» учит чему-то и своих читателей.
Бессмертная классика мировой литературы. Напиши Киплинг одну только историю Маугли, ему уже было бы обеспечено место на литературном Олимпе.
Слайд 17

Экранизации Киплинга В разных странах вышло более тридцати игровых картин, мультфильмов

Экранизации Киплинга

В разных странах вышло более тридцати игровых картин, мультфильмов и

сериалов, основанных на произведениях Редьярда Киплинга. Вне конкуренции, конечно же, «Книги джунглей». Только студия Диснея в разные годы выпустила два фильма, два полнометражных мультфильма и два анимационных телесериала, где рассказано о приключениях Маугли. Первый из них вышел в 1967-м (мультфильм Вольфганга Рейтермана «Книга джунглей»), последний на данный момент — игровая лента Джона Фавро под тем же названием — появится нынешней весной. А на 2017-й анонсирована британская «Книга джунглей», режиссером которой числится Энди Серкис, известный миру по ролям Голлума и Кинг Конга. В 1998 году на канале Fox Kids выходил и игровой телесериал для подростков «Маугли». Ну, и конечно, нельзя забывать советские экранизации, в основном мультфильмы (если не считать игровую ленту Александра Згуриди «РиккиТикки-Тави»). Самый известный из них — «Маугли» Романа Давыдова, составленный из пяти двадцатиминутных частей, которые снимались на протяжении пяти лет (1967—1971). Отдельно стоит отметить картину «Они» (1993) — американо-французский телефильм Джона Кортни, основанный на ранних мистических рассказах Киплинга о призраках. Это единственная экранизация «взрослой» фантастики Киплинга.