Ф. М. Достоевский роман Игрок

Содержание

Слайд 2

Содержание Связь событий романа с жизнью писателя; Сопоставление персонажей; Азарт Достоевского,

Содержание

Связь событий романа с жизнью писателя;
Сопоставление персонажей;
Азарт Достоевского, игры в казино;
Личность

Алексея Ивановича;
Личность  Антониды Васильевны;
Описание азарта и зависимости.
Слайд 3

Связь событий романа с жизнью писателя 1866 год был одним из

Связь событий романа с жизнью писателя

1866 год был одним из

сложных в жизни Достоевского. Неустроенная личная жизнь, серьезные финансовые проблемы и недавняя гибель первой жены и брата.  Писатель остро нуждался в деньгах, и, чтобы несколько умерить пыл кредиторов, подписал контракт с известным предпринимателем тех лет, издателем Федором Стелловским. По этому документу Достоевский обязуется напечатать роман, не менее 12-ти печатных листов, иначе в продолжении 9 лет произведения будут издаваться даром. Летом он начинает делать наброски будущего произведения.

«Стелловский беспокоит меня до мучения, даже вижу во сне», - признавался Федор Михайлович.

Слайд 4

Роман за 26 дней В начале октября Достоевский еще не приступил

Роман за 26 дней

В начале октября Достоевский еще не приступил

к роману. Понимая отчаянность ситуации,  Милюков настоятельно советовал ему прибегнуть к услугам стенографа, писатель попросил профессора стенографии Ольхина прислать ему лучшую свою ученицу. Ею стала 20-летняя Анна Сниткина, благодаря которой Достоевский смог выполнить обязательства перед Стелловским. Они подготовили роман, существовавший только на черновиках, за 26 дней. Совместная работа сблизила Анну с Достоевским и 15 февраля 1867 года в Измайловском Троицком соборе Санкт-Петербурга они обвенчались.
Слайд 5

Полина Александровна Прототипом главной героини романа «Игрок» Полины Александровны стала Аполлинария

Полина Александровна

Прототипом главной героини романа «Игрок» Полины Александровны стала Аполлинария Суслова.
Молодая

девушка была ярой поклонницей творчества Достоевского. Полина отправила ему лиричное письмо с признанием в любви, писатель был тронут этим объяснением, между ними завязался роман.
Однако эти отношения были очень непростыми: Аполлинария хотела быть единственной женщиной в его жизни и настаивала, чтобы он расстался со «своей чахоточной женой». После смерти жены Достоевский предложил ей выйти за него, но Полина отказала.
Характер непростых отношений с Сусловой он выплеснул на страницы «Игрока», передав мучительность связи Алексея Ивановича и Полины Александровны.
Слайд 6

«Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она

«Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует

от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям», - писал о ней Федор Михайлович.

Аполлинария Суслова

Слайд 7

Определения Азарт — это способность человека входить в эмоциональное состояние, которое

Определения

Азарт — это способность человека входить в эмоциональное состояние, которое отличает сильный

интерес к происходящему и желание продолжать.
Зависимость – непреодолимое влечение к веществам, объектам, выражающееся в совершении определенных действий, при отсутствии которых, испытывается дискомфорт.
Слайд 8

Азарт Достоевского События, описанные в романе, были прочувствованы Достоевским на собственной

Азарт Достоевского

События, описанные в романе, были прочувствованы Достоевским на собственной

жизни. Он знал какова страсть азарта, которая полностью владела человеком, заставляя даже совершать неблаговидные поступки. Отдыхая в 1863 году в Баден-Бадене, Достоевский проиграл не только свои деньги, но и средства возлюбленной Аполлинарии Сусловой. Годы спустя, путешествуя по Швейцарии со своей второй женой Анной, Достоевский вновь поддался искушению. Выиграв в Бадене в рулетку 4 тысячи франков, он поверил, что возможен шальной выигрыш, который избавит его многих проблем.
В итоге он проиграл все, что мог, даже ювелирные украшения молодой жены.
Слайд 9

Личность Алексея Михайловича Алексей Иванович был человеком умным и деятельным, но

Личность Алексея Михайловича

Алексей Иванович был человеком умным и деятельным, но он

не в то русло направлял свою энергию, страстно играя в рулетку. Товарищ Астлей считал, что друг, работая учителем, мог больше приносить пользы обществу, а он тратит свои силы на игру. К сожалению, для главного героя это страсть, которая сильнее даже взаимной любви с Полиной. Когда Алексей дотрагивался к игорному столу, он забывал обо всём. Его интересовали только деньги. Ранее, ради любимой Алексей мог совершить безумные поступки и даже покончить с собой.
Слайд 10

Личность Антониды Васильевны Неожиданно приехавшая в Рулетенбург «больная бабушка», вспомнив молодость,

Личность  Антониды Васильевны

Неожиданно приехавшая в Рулетенбург «больная бабушка», вспомнив молодость, проигрывает

в рулетку большую часть своего богатства, оставляя без наследства генерала и Полину. Неожиданная для читателей страсть, которая вдруг охватывает богатую и самоуверенную старушку ярко описано в романе. Состоятельная российская помещица «затряслась в исступлении». Как часто и бывает, старушка неожиданно выиграла много денег. Потом, что тоже естественно, их проиграла. В конце концов оставшаяся без денег бабуля на следующий же день возвращается в Россию.
Слайд 11

Азарт и зависимость в романе В романе описано превращение вполне себе

Азарт и зависимость в романе

В романе описано превращение вполне себе нормального

человека, мыслящего, понимающего, со стремлениями и своими особенностями в зависимого игромана, который считает каждую победную ставку в рулетке как самое главное достижение в жизни.  Азарт присутствовал как со стороны Алексея Ивановича, так и со стороны «бабуленьки». Антонида Васильевна не могла остановится, а Алексей Иванович просто не смог на это повлиять. В своей же истории у учителя теряется здравый взгляд на жизнь из-за большего выигрыша, что, в последствии, приводит его к непонятной разгульной жизни и вечным играм.
Из событий, повоцирующих Алексея Ивановича к игре, можно выделить события такого типа, когда кто-либо даёт ему денег, причём, как случается чаще, именно на игру (так делала Полина, но и мистер Астлей с m-lle Blanche выручали его с пониманием, что эти деньги будут спущены на рулетке). Интересно отметить, что герой играл с самого начала в одиночку, даже если был шанс (как с бабушкой), от игры в компании он всегда воздерживался.
Слайд 12

Зависимость от рулетки неединственная составляющая романа. Отношения Полины Александровны и Алексея

Зависимость от рулетки неединственная составляющая романа. Отношения Полины Александровны и Алексея

Михайловича были зависимыми. Он поддавался всем её упрекам и прихотям и, в принципе, из-за неё Алексей Михайлович идёт в ту роковую ночь в казино. Его преданность была нездоровой, Полина играет с ним, как с игрушкой, играет с его чувствами. Её обращение с влюбленным Алексеем Ивановичем полно насмешек и презрения к своему поклоннику. Не один раз выпады Полины звучат оскорбительно.
Также в романе многие игроки, которые, на первый взгляд, гонятся всего лишь за деньгами, на самом деле преследуют другие цели. Ярким примером является генерал. Он полностью разорен и, казалось бы, его спасение лишь в деньгах. Генерал уже заложил все свое имение французу, постоянно живет в долг, его единственная надежда – наследство бабушки. Его шаги вполне логичны: он не доверяет рулетке, смерть старой женщины – лишь вопрос времени, его доля в наследстве несомненна.
Слайд 13

Мадмуазель Бланш - алчная аферистка, вульгарная и наглая, подозрительная и хитрая,

Мадмуазель Бланш - алчная аферистка, вульгарная и наглая, подозрительная и хитрая, всегда

напомаженная, пахнущая мускусом, вызывает у автора чувство страха. M-lle Blanche – единственная из всех игроков - не скрывает ни своих целей, ни страсти к игре.   Бланш, не вызывающая поначалу у читателя симпатии, не желающая особенно скрывать своих целей, играет откровенно и по-своему честно, неуклонно идет к своей цели. Парадокс в том, что именно Бланш – единственная, кто остается в конечном итоге в выигрыше. Она единственная, кто не проигрался в казино Рулетенбурга; получив деньги от Алексея Ивановича, Бланш уезжает в Париж, чтобы стать «на приличную ногу раз навсегда» и наконец-то становится «madame la générale». Ее своеобразная честность, честность перед самой собой, приводит к успеху.
Слайд 14

В творческой лаборатории «Игрока» Ф.М. Достоевским впервые были опробованы личные мотивы

В творческой лаборатории «Игрока» Ф.М. Достоевским впервые были опробованы личные мотивы

и характеры будущих фундаментальных произведений.
По роману «Игрок» написана одноименная опера С.С. Прокофьева (первая редакция — 1916-1917 гг., вторая — 1927), Примечательные экранизации этого произведения были осуществлены режиссерами Г. Лампрехтом (Германия, 1938 г.) и К. Отан-Лара (Франция, 1958 г.).