Федор Иванович Тютчев. Биография и гражданская лирика

Содержание

Слайд 2

Ранние годы Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803

Ранние годы

Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года

в усадьбе Овстуг Орловской губернии. В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности. Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел.
Слайд 3

В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей

В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей

22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.
Слайд 4

Начало литературного пути Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820

Начало литературного пути

Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820

года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.
Слайд 5

В 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает

В 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает

должность старшего цензора в министерстве иностранных дел. Вместе с тем принимает активное участие в кружке Белинского, участниками которого также были Иван Тургенев, Николай Некрасов, Иван Гончаров и другие.
Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.
Слайд 6

Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор

Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор

Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений.
Слайд 7

«14-е декабря 1825» Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения

«14-е декабря 1825»

Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора.

Монархия и православие, по мнению Тютчева, — основа российской государственности, гарант ее развития и процветания.
Произведение написано в форме обращения, адресатами которого становятся декабристы. Герой заявляет, что лирическое «вы» «развратило» безоглядное стремление к власти, подкрепленное дерзостью и самоуверенностью. Утверждается справедливость беспристрастного приговора, под впечатлением которого создан стихотворный текст.
Слайд 8

Решение, явленное законом, поддерживает народ. Лирический субъект отказывает адресату в праве

Решение, явленное законом, поддерживает народ. Лирический субъект отказывает адресату в праве

на историческую память: он прогнозирует скорое забвение, сравнивая воспоминания о восстании на Сенатской площади с «трупом», навсегда схороненным в земле.
В начале второго восьмистишия возникает формула «жертвы мысли безрассудной», которая трактует мятежников как людей, пострадавших от собственных заблуждений. Тем же смыслом наделен образ меча, размещенный в зачине: герои наказаны за неоправданные апломб и высокомерие.
В финале появляется развернутая метафора, в иносказательной форме представляющая бессмысленность противоборства оппозиционеров и государственной системы.
Слайд 9

«Над этой темною толпой…» Автор был озабочен предстоящей крестьянской реформой, о

«Над этой темною толпой…»

Автор был озабочен предстоящей крестьянской реформой, о которой

много спорили в 50-х гг. XIX в. Тютчев опасался, что отмена крепостной зависимости повлечет усиление опасной тенденции, обернется «произволом более деспотическим», чем существовавший ранее порядок. Непосредственным поводом к созданию стихотворения послужил церковный праздник Успенья Богородицы, на котором Тютчев присутствовал в Овстуге летом 1857 г.
Конкретный факт при создании стихотворения наполняется у Тютчева философским подтекстом. Ставя проблему взаимоотношений между личностью и социумом, он уверен, что между ними нет гармонии. Всякий деспотизм губительно действует и на угнетателей, и на угнетенных.
Слайд 10

«Темная толпа», «непробужденный» — так характеризует облик народа лирический герой произведения,

«Темная толпа», «непробужденный» — так характеризует облик народа лирический герой произведения,

подчеркивая преобладание хаотического начала в характере собирательного образа.
Затем следует риторическое обращение к абстрактной категории свободы, которая в тютчевской трактовке лишена революционного контекста.
Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой?..
Слайд 11

Последнее четверостишие с надеждой в чудесное спасение – крик отчаяния. Потому

Последнее четверостишие с надеждой в чудесное спасение – крик отчаяния. Потому

"над этой темною толпой" и стоит многоточие.
Растленье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце ноет,- Кто их излечит, кто прикроет?.. Ты, риза чистая Христа…
Слайд 12

«Цицерон» Стихотворение «Цицерон» Тютчева было написано в 1830 году. Оно было

«Цицерон»

Стихотворение «Цицерон» Тютчева было написано в 1830 году. Оно было откликом поэта на

события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе «Десница» на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал «Современник».
Слайд 13

Созданное в романтических традициях стихотворение состоит из двух строф-восьмистиший, написанных четырехстопным

Созданное в романтических традициях стихотворение состоит из двух строф-восьмистиший, написанных четырехстопным ямбом. Поэт использовал

в «Цицероне» охватную (опоясывающую) и перекрестную (в последних четырех строках) рифмовку.
В композиционном плане стихотворение включает три части: первую из них составляет речь римского оратора, вторую – слова лирического героя, третья часть является выраженным во второй строфе авторским обобщением.