- Главная
- Литература
- Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. 1803-1873 гг
Содержание
- 2. 1803—1819 годы — детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из
- 3. Специфика поэтики Тютчева: Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского плана, то в
- 4. Тютчев сливает в одно противоположные эпитеты, использует "обратное сравнение" - в противовес обычному, когда сравнивается то,
- 5. Композиция тютчевских стихотворений чаще всего двучастна: одна часть посвящена образу, другая - его осмыслению, порядок же
- 6. Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: жизнь и состояние человека соответствует состоянию природы . Природа
- 7. Наиболее ярко "двойное бытие" расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева. В 1850 г. 47-летний
- 8. Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме листок с подписью
- 9. Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и
- 10. Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!» Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров
- 11. Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул - Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальный
- 12. Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились…» Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего
- 13. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа,
- 14. Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…» К кому обращены строки стихотворения?
- 16. Скачать презентацию
1803—1819 годы — детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.
1819—1822 годы —
1803—1819 годы — детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.
1819—1822 годы —
1822—1837 годы — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем — в Турине.
1838 год — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
1839 год — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.
40-е годы — период становления политического мировоззрения Тютчева.
1844 год — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».
1854 год — выход первого сборника стихотворений Тютчева.
50—60-е годы — усиление трагизма восприятия жизни, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).
1858—1873 годы — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.
1873 год — смерть Тютчева.
Специфика поэтики Тютчева:
Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского
Специфика поэтики Тютчева:
Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского
Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы. Он не просто рисует состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы.
Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.
Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем», и т. п.)
Эти особенности поэтического стиля Тютчева можно наблюдать и доказывать при анализе его лирики. При интерпретации тютчевских текстов о природе необходимо не только обратить внимание на их философский характер, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода.
Тютчев сливает в одно противоположные эпитеты, использует "обратное сравнение" - в
Тютчев сливает в одно противоположные эпитеты, использует "обратное сравнение" - в
Таинственно, как в первый день созданья... Сияет Белая Гора, Как откровенье неземное;
Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело...
Еще одна отличительная черта стиля Тютчева - мифологизация образов. По выражению Л. Озерова: "ему часто нужен выход из быта в высший, горний мир. Иногда он упоминается, но чаще подразумевается"
Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба Смеясь, на землю пролила.
Композиция тютчевских стихотворений чаще всего двучастна: одна часть посвящена образу, другая
Композиция тютчевских стихотворений чаще всего двучастна: одна часть посвящена образу, другая
Такими же биполярными арами следуют образы, идеи, мировоззрения: Гармония - хаос, вера - безверие, небесное - земное, человек - природа, любовь - смерть, бытие - небытие - вот полюса поэтического мира Тютчева, которые следуют либо по отдельности, либо вместе, как в "Как ни гнетет рука судьбины...", "Природа сфинкс...", "День и ночь", "О, как убийственно мы любим!..".
Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: жизнь и состояние человека
Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: жизнь и состояние человека
О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. <...> Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке... ("О чем ты воешь, ветр ночной?..")
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... ("Не то, что мните вы, природа...")
Разумное начало человека и разум природы могут находить общий язык:
Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества...
Родство это выражается именно в наличии общего языка, в возможности общения и понимания, я трагедия человека в непонимании ее:
Скажи заветное он слово - И миром новым естество Всегда откликнуться готово На голос родственный его.
Наиболее ярко "двойное бытие" расколотой человеческой души выражено в любовной лирике
Наиболее ярко "двойное бытие" расколотой человеческой души выражено в любовной лирике
В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.
Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, - говорит Лев Озеров. -По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из "Идиота" Достоевского и Анной Карениной у Толстого".
В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, он не мог расстаться с семьей.
В 1851 г. ( с Денисьевой он уже был знаком) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: "Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить... Мне, говорящему со всеми". И в другом письме: "...хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою".
Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в
Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в
Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воспрянуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была - Ты, ты, мое земное провиденье!..
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои - Пускай
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью - и молчи!.. <1830>
Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»
Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров
Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»
Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров
Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? (Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)
Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул - Жизнь, движенье разрешились
Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились…»
Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание
Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились…»
Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание
Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой!
Не позднее апреля 1836
Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…»
К кому обращены строки стихотворения?
Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…»
К кому обращены строки стихотворения?
Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…» и «Silentium».