Французский сказочник Шарль Перро (1628 –1703)

Содержание

Слайд 2

(1628 –1703) Придворный поэт, юрист, видный королевский чиновник, академик Французской академии

(1628 –1703)

Придворный поэт, юрист, видный королевский чиновник, академик Французской академии

Слайд 3

Страницы биографии Родился в Париже, в богатой семье судьи Парижского парламента

Страницы биографии

Родился в Париже, в богатой семье судьи Парижского парламента Пьера

Перро и был младшим из его семи детей.
Семья была озабочена образованием своих детей, и в возрасте восьми лет Шарль был отправлен в коллеж Бовэ. Как отмечает историк Филипп Арьес, школьная биография Ш. Перро – биография типичного отличника. За время обучения ни он, ни его братья ни разу не были биты розгами — случай по тем временам исключительный. Колледж Ш.Перро бросил, не доучившись.
Слайд 4

Страницы биографии После коллежа в течение трех лет берет частные уроки

Страницы биографии

После коллежа в течение трех лет берет частные уроки права

и в конце концов получает диплом юриста. Купил лицензию адвоката, но вскоре оставил эту должность и поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро.
Пользовался доверием Жана Кольбера, в 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств. Благодаря Кольберу, Ш.Перро в 1663 г. назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности.
Слайд 5

Литературная деятельность Редактирование первого Всеобщего словаря французского языка; Стихотворные оды, поэмы

Литературная деятельность

Редактирование первого Всеобщего словаря французского языка;
Стихотворные оды, поэмы в

честь короля Людовика IV;
Переводы басен итальянца Фаерно;
Трехтомник изысканий о сравнении древних авторов с новыми творцами;
1691 год – первое обращение к сказке в связи с литературным спором.
Слайд 6

Литературный спор: Война «древних» и «новых» классицизм – господствующее направление в

Литературный спор: Война «древних» и «новых»

классицизм – господствующее направление в литературе

и искусстве;
произведения античных (греческих и римских) классиков считались образцовыми во всех отношениях и достойными подражания;
приверженцев классицизма называли «древними».
Слайд 7

Классицизм Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Художественное

Классицизм

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке.
Художественное произведение

должно строиться на основании строгих канонов.
Устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (роман, поэма) и низкие (басня, комедия). Каждый жанр имеет строго определённые признаки. Смешивание жанров не допускается.
Слайд 8

Литературный спор: Война «древних» и «новых» «новые» обладали более широким кругозором

Литературный спор: Война «древних» и «новых»

«новые» обладали более широким кругозором и

знаниями;
призывали обратиться к современной жизни;
черпать образы из окружающей действительности;
обогащать литературу сюжетами национального фольклора (из сказок), более всего ценя в них «умную мораль».
Слайд 9

Сказки Шарля Перро Сб. «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и

Сказки Шарля Перро

Сб. «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки

былых времен с поучениями» – 1697 год – под именем младшего сына Пьера Д′Арманкура.
Слайд 10

Сказки Шарля Перро В сборник вошли 8 сказок: «Спящая красавица», «Золушка»,

Сказки Шарля Перро

В сборник вошли 8 сказок: «Спящая красавица», «Золушка», «Красная

шапочка», «Синяя борода», «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах», «Феи» (др. названия «Подарки Феи», «Волшебницы»), «Рикке-Хохолок».
Слайд 11

Сказки Шарля Перро Позже еще 3 сказки: «Ослиная шкура» – в

Сказки Шарля Перро

Позже еще 3 сказки: «Ослиная шкура» – в прозе

и в стихах, «Смешные желания» (др. название – «Потешные желания»), «Гризéльда».
Две последних сказки устарели и сейчас не печатаются.
Слайд 12

Новаторство Шарля Перро Точно придерживался фольклорных сюжетов, но излагал на свой

Новаторство Шарля Перро

Точно придерживался фольклорных сюжетов, но излагал на свой лад,

придавая сказкам новую художественную форму.
Каждая сказка заканчивается нравоучением в стихах (приближает к жанру басни).
Прозаическая часть может быть адресована детям, стихотворная – только взрослым, причём моральные уроки не лишены игривости и иронии.
Слайд 13

Новаторство Шарля Перро Приспособил сказки к идеалам и вкусам французских читателей

Новаторство Шарля Перро

Приспособил сказки к идеалам и вкусам французских читателей и

буржуазного общества.
В волшебные сказки ввел массу реалистических черт, характерных для галантного века Франции (дворцовый быт, наряды сестер Золушки, пажи, лакеи и пр.).
Иногда отражает и мрачные стороны современной ему жизни (бедность семьи Мальчика-с-пальчик, запугивание крестьян именем феодала в ск.»Кот в сапогах»).
Слайд 14

Жизнь сказок Ш. Перро В России сказки впервые переведены в 1768

Жизнь сказок Ш. Перро

В России сказки впервые переведены в 1768 году

и назывались «Сказки о волшебницах с нравоучениями».
В.А.Жуковский первым перевел «Кот в сапогах».
А.С.Пушкин воспользовался сюжетом и создал «Сказу о мертвой царевне и семи богатырях», а В.А.Жуковский написал свой вариант – «Спящая красавица».
Слайд 15

Жизнь сказок Ш. Перро Опера «Золушка» Дж. Россини; Опера «Замок герцога

Жизнь сказок Ш. Перро

Опера «Золушка» Дж. Россини;
Опера «Замок герцога Синяя

Борода» Б. Бартока;
Балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского;
Балет «Золушка» С. С. Прокофьева;
Сняты х/ф по всем сказкам;
Сняты м/ф по сюжетам сказок.
Слайд 16

Вывод Шарль Перро является родоначальником нового жанра в литературе – жанра

Вывод

Шарль Перро является родоначальником нового жанра в литературе – жанра литературной

(авторской) сказки.
«Сказки» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. Гримм, Г. Х. Андерсен и др.).