- Главная
- Литература
- Г.И. Чорос-Гуркин
Содержание
- 2. Содержание: Жизненный путь Г. И. Гуркина; Творческий путь Г. И. Гуркина; Работы Г. И. Гуркина –
- 3. Жизненный путь Г. И. Гуркина Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а живой дух, щедрый,
- 4. Детские и юношеские годы Григорий Иванович Чорос-Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск)
- 5. В Петербурге Около года готовится Гуркин к отъезду и осенью 1897 года вместе с Анохиным отправляется
- 6. В Аносе (1905--1911) Обстановка, в которой работал молодой художник, поселившийся в это время вместе с семьей
- 7. Томские выставки художника Первая персональная выставка Гуркина была открыта в Томске в 1907-1908 годах, вторая-в Томске
- 8. Зрелость мастера Художник познакомился с природой Восточной Сибири, что нашло отражение в таких его произведениях, как
- 9. Водоворот революции Гуркин восторженно встретил известие о Великой Октябрьской социалистической революции, однако Советская власть прочно установилась
- 10. Гуркин покидает Алтай В 1919 году он вместе с младшим сыном Василием по горным тропам уезжает
- 11. И вновь на Родине В 1925 году художник возвращается на Алтай, годные места встретили Гуркина в
- 12. Творческий путь Г. И. Гуркина Отметим еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи
- 13. Ученические годы Еще в миссионерской школе Гуркин в свободное время часто заходил в иконописную мастерскую, где
- 14. В мастерской Шишкина В 1897 году Гуркин приезжает в Санкт- Петербург. Столица встретила приехавшего неприветливо: двери
- 15. В Академии художеств В марте 1899 года художник снова в Петербурге и подает в совет профессоров
- 16. Раннее творчество (1903-1908). Пейзаж Последующие годы можно назвать периодом творческой зрелости художника и признания его в
- 17. Раннее творчество (1903-1908). Графика Много работал художник и в графике. Это его подлинная творческая лаборатория. Среди
- 18. Начало популярности. Сибирские выставки 1908-1915 гг. Первая персональная выставка Гуркина была открыта в Томске в 1907-1908
- 19. "Хан-Алтай" и "Озеро горных духов" С ростом мастерства Гуркин обращается к передаче собирательного образа величественной природы
- 20. Поиски Гуркина в графике в предреволюционные годы В графике стремление к законченности и "картинности" рисунка, свойственное
- 21. Томская выставка 1915 года. "Алтай и Катунь" В 1915 году в Томске состоялась третья по счету
- 22. Монголо-тувинский этап (1919-1925) В Монголии и Туве особенно интересует художника национальная культура местного населения. Художник сделал
- 23. Советский период (1925- начало 1930-х) После возвращения в 1925 году на родину Гуркин много работает. Он
- 24. Советский период (1925-начало 1930-х). Классические пейзажи В конце 1920-х - начале 1930-х годов художник создает ряд
- 25. 1926. Участие в московских выставках В 1926 году Гуркин получает приглашение участвовать на двух художественных выставках
- 26. Последние работы В числе поздних работ Гуркина были и очень большие полотна (типа «Белуха. Ак- Кем»
- 27. Пейзажная лирика Чуйская степь Горное озеро Цветущий маральник Горный ручей
- 28. Портретный ряд Портрет Мани Ивановой Автопортрет
- 29. Этнографические этюды Кочевье в горах Алтайцы- охотники в горах Чечек
- 30. Взгляд из окна мастерской Маральник в саду художника Натюрморт
- 31. Г. И. Гуркин - ученик И. И. Шишкина Дорога в лесу Горное ущелье
- 32. Проба кисти в разных жанрах Первый снег Вечер
- 33. Рисунки Гуркина
- 34. Бытовые предметы в эскизах
- 35. Г. И. Гуркин как поэт и писатель Характеристика творчества Гуркина будет неполной, если не упомянуть о
- 36. Г. Гуркин «Хан Алтай» (стихотворение в прозе) Я как бы вижу первый день мироздания! Когда после
- 37. Г. Гуркин «Плач алтайца на чужбине» Далеко, далеко на чужбине я от тебя, мой милый, мой
- 38. Г. Гуркин Афоризмы из тувинского дневника "Нет любви без жертв, скорби и страдания". * * *
- 40. Скачать презентацию
Содержание:
Жизненный путь Г. И. Гуркина;
Творческий путь Г. И. Гуркина;
Работы Г. И.
Содержание:
Жизненный путь Г. И. Гуркина;
Творческий путь Г. И. Гуркина;
Работы Г. И.
Литературные произведения Г. И. Гуркина;
Жизненный путь
Г. И. Гуркина
Алтай не просто горы, леса,
Жизненный путь Г. И. Гуркина Алтай не просто горы, леса,
Детские и юношеские годы
Григорий Иванович Чорос-Гуркин родился в 1870 году в
Детские и юношеские годы
Григорий Иванович Чорос-Гуркин родился в 1870 году в
Затем Гуркин переезжает в село Паспаул и работает там учителем. Однако его все более влечет искусство. На Алтае единственным местом, где в то время Гуркин мог удовлетворить свое стремление, была большая иконописная мастерская в Бийске.
Переехав в Бийск, Гуркин поступает в мастерскую к алтайцу Содотову, и уже через несколько месяцев ему самому поручают выполнение заказов.
После бесед с Анохиным, тогда учеником певческой капеллы в Петербурге, приехавшим на каникулы в Бийск, молодой алтаец решает ехать в столицу.
В Петербурге
Около года готовится Гуркин к отъезду и осенью 1897 года
В Петербурге
Около года готовится Гуркин к отъезду и осенью 1897 года
С Шишкиным начинающий художник проработал только зиму, но это время определило для него многое. После смерти учителя Гуркин возвращается на Алтай, где живет около года.
В марте 1899 года художник снова в Петербурге и подает в совет профессоров Академии прошение о зачислении его в мастерскую профессора А. А. Киселева. Так он становится вольнослушателем его мастерской. Однако в Академии Гуркин появлялся редко и почти все время работал на родине самостоятельно. В декабре 1900 года он по состоянию здоровья уезжает на Алтай, где живет до 1901 года. Следующий год и половину 1903 года Гуркин работает в Петербурге, а к лету вновь уезжает на родину. Только в конце 1904 года Гуркин возвращается в Академию.
Надвигалась революция 1905 года. Не прошла она бесследно и для Академии художеств. Студенты приняли участие в революционном движении. С февраля 1905 года и вплоть до 1906 года занятия в Академии художеств прекращаются. Закрытие Академии и отказ в стипендии ставят Гуркина в безвыходное положение. Он уезжает на родину.
Г. Гуркин. Уголок
гостиной Шишкина
В Аносе (1905--1911)
Обстановка, в которой работал молодой художник, поселившийся в это
В Аносе (1905--1911)
Обстановка, в которой работал молодой художник, поселившийся в это
Дом художника
в Аносе
Томские выставки художника
Первая персональная выставка Гуркина была открыта в Томске в
Томские выставки художника
Первая персональная выставка Гуркина была открыта в Томске в
Крепнут связи Гуркина с учеными, писателями, художниками сибирской столицы, чей живой интерес и озабоченность судьбой малого парода совпадали с устремлениями алтайского просветителя. Гуркин был избран членом томского Общества любителей художеств. Его имя стало особо популярным в Сибири после персональной выставки, организованной томским Обществом любителей художеств в декабре 1907 - январе 1908 года.
Успех окрылил живописца. Он с головой уходит в работу. В эти годы он много путешествует, собирает этнографический материал, принимает участие в сборе и издании народного эпоса.
Афиша томской
выставки
1908 года
Зрелость мастера
Художник познакомился с природой Восточной Сибири, что нашло отражение в
Зрелость мастера
Художник познакомился с природой Восточной Сибири, что нашло отражение в
В письме Г. Н. Потанину Гуркин сам делился планами о том, что сначала устроит выставку в культурной столице Сибири Томске, затем в Красноярске, Иркутске, Минусинске, а если выставка привлечет к себе внимание, то через Японию в Америку и далее вокруг света.
Творческим планам художника из-за начавшейся первой мировой войны не суждено было осуществиться, но в следующем 1915 году выставка в Томске состоялась.
Народный дом в Барнауле, где в 1911 году проходила
выставка Гуркина
Водоворот революции
Гуркин восторженно встретил известие о Великой Октябрьской социалистической революции, однако
Водоворот революции
Гуркин восторженно встретил известие о Великой Октябрьской социалистической революции, однако
В период колчаковского режима Гуркин был дважды арестован колчаковцами и заключен в тюрьму города Бийска. После того, как он был выпущен из тюрьмы, художник решил покинуть Алтай.
Барнаул встречает
Красную Армию, 1919
Гуркин покидает Алтай
В 1919 году он вместе с младшим сыном Василием
Гуркин покидает Алтай
В 1919 году он вместе с младшим сыном Василием
С семьей Сафьяновых Гуркин очень сблизился. Им было выполнено несколько работ, подаренных впоследствии этой семье. Он знакомится с партизанами, активно участвовавшими в борьбе за Советскую власть: С. Квитнао и С. Кочетовым. Здесь же Гуркин познакомился с партизаном И. Антипиным, родом из Барнаула, которого за подвиги называли человеком-легендой.
В тувинский период Гуркин принимал участие в работе геологической партии Академии наук СССР. По заданию начальника партии И. П. Рачковского он выполнил зарисовки почв, виды местностей и другие необходимые для работы экспедиции рисунки.
Интересные материалы о жизни художника в Туве с 16 августа по октябрь 1924 года оставил его сын Василий.
Г. Гуркин.
Портрет Кочетова
И вновь на Родине
В 1925 году художник возвращается на Алтай, годные
И вновь на Родине
В 1925 году художник возвращается на Алтай, годные
В 1926 году Гуркин получает приглашение участвовать на двух художественных выставках в Москве: на VIII выставке АХРР "Жизнь и быт пародов СССР" и на выставке, организованной литературно-художественной секцией Общества по изучению Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Участие в обеих выставках сделало имя алтайского художника известным за пределами Сибири.
В последующие годы Гуркин почти никуда не выезжает, в выставках принимает участие эпизодически, основным местом пребывания избирает Ойрот-Туру (ныне город Горно-Алтайск), позже-село Анос.
К 1930-м годам у художника было огромное творческое наследие (одних рисунков более трех тысяч). Квартира его превратилась в своеобразный музей, гостеприимно открывавшийся для всех приезжих. Анос находился вблизи курорта Чемал, и к Гуркину приезжали писатели, художники, любители искусства. В такие дни Гуркин становился своеобразным гидом. Бывший сибиряк Н. Г. Котов, неоднократно приезжавший на Алтай, писал о популярности старейшего алтайского художника.
Много времени отдает Гуркин просветительской и педагогической деятельности. В 1931 году он становится преподавателем художественной школы города Ойрот-Туры. Мысли об открытии школы для алтайцев встречались в его записях и в первые годы после революции. Более подробно цели и задачи специального учебного заведения он разрабатывал в 1920-е годы.
Г. И. Гуркин умер в 1937 году.
Творческий путь
Г. И. Гуркина
Отметим еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки
Творческий путь
Г. И. Гуркина
Отметим еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки
Как забралась на Алтай такая утонченная техника,
я уж не знаю.
А. В. Луначарский
Ученические годы
Еще в миссионерской школе Гуркин в свободное время часто заходил
Ученические годы
Еще в миссионерской школе Гуркин в свободное время часто заходил
Работая затем учителем в Паспауле, Гуркин копирует репродукции из журнала "Нива", начинает рисовать с натуры.
Самостоятельные вещи молодой художник пробует писать уже в Бийске, когда он работал в мастерской Содотова. К самым ранним из известных картин Гуркина относится "Камлание. Ночь жертвы" (1895).
Г. Гуркин. Камлание
(Ночь жертвы)
В мастерской Шишкина
В 1897 году Гуркин приезжает в Санкт- Петербург.
Столица
В мастерской Шишкина
В 1897 году Гуркин приезжает в Санкт- Петербург.
Столица
"Зачем вам Академия?.. Вот вам мастерская, мольберт, краски, полотно- приходите сюда и пишите со мной". Так решилась судьба алтайского художника. Он не был принят в Академию художеств, но получил возможность работать под руководством И. И. Шишкина. Зиму 1897/98 года Гуркин занимается в мастерской Шишкина, где получает основные понятия о перспективе, композиции, светотени, технических приемах письма и рисунка.
Г.Гуркин.
Дорога в лесу
В Академии художеств
В марте 1899 года художник снова в Петербурге и
В Академии художеств
В марте 1899 года художник снова в Петербурге и
С первых лет учебы, сначала у Шишкина, потом в Академии, отчасти еще под влиянием И. И. Шишкина, Гуркин много рисует. На выставке Академии художеств 1900 года появляются несколько его работ, в том числе "Река Катунь" и "Озеро Тайменье". В 1902 году один из рисунков Гуркина был приобретен Академией художеств.
В 1903 году Гуркин участвует сразу на двух выставках. На тридцать первой московской выставке передвижников он показал пять рисунков алтайского пейзажа. Для первой периодической выставки этюдов, рисунков, эскизов передвижников в Петербурге Гуркин выполнил ряд графических листов ("Река Чулышман", "Дорога по реке Анос", "Глушь").
В журнале "Нива" появляются репродукции с его работ "Река Ул на Алтае", "Снежный обвал", "Юрта и летник па берегу реки Катуни". Вскоре он становится участником первой передвижной сибирской выставки, которая работала в Томске и других городах Сибири.
Г. Гуркин.
Оттепель.
Река Катунь, 1902
Раннее творчество (1903-1908). Пейзаж
Последующие годы можно назвать периодом творческой зрелости художника
Раннее творчество (1903-1908). Пейзаж
Последующие годы можно назвать периодом творческой зрелости художника
Гуркин вырос приверженцем пейзажа-картины, где господствует документально-познавательное начало. Один из первых алтайцев, осознавший всю важность просвещения, он был увлечен возможностями искусства в изображении и познании природы. Уже в ранний период творчества определяется ведущий жанр его произведений - жанр пейзажа.
Так, в "Аносинском бору" (1903), "Папоротниках", "Сосне Аската" (обе 1906 г.), картине "Оттепель. Весна в бору" (1900-е гг.) изображены глухие уголки леса, контрасты затененного первого плана с прорывами света на дальних планах. Здесь же применен такой композиционный прием, как срез мощных стволов сосен верхним краем картины. Он напоминает композиции И. И. Шишкина. В ряде полотен художника, особенно посвященных горным рекам, есть черты, сближающие его с Киселевым ("Катунь. Морозное утро" (1903).
Однако вскоре у Гуркина появляются работы с чертами своеобразия. Таков этюд "Катунь весной" (1903).
Г. Гуркин.
Катунь весной, 1903
Раннее творчество (1903-1908). Графика
Много работал художник и в графике. Это его
Раннее творчество (1903-1908). Графика
Много работал художник и в графике. Это его
Рисунки художника, относящиеся еще к периоду ученичества, отличаются конкретностью изображения, интересом к деталям и тщательностью исполнения. Некоторые из них созданы под влиянием или непосредственно по мотивам рисунков и офортов И. И. Шишкина ("Лето", 1897; "Дорожка", 1898).
В других рисунках этого периода видно стремление сделать лист маленькой картинкой («Лес»). Так в работах молодого художника с Алтая выполняются заветы Шишкина - "верность, сходство, портретность изображаемой природы". В "Юрте и летнике на берегу Катуни" (1902) ужо не таежная глухомань привлекает художника, а своеобразный предгорный пейзаж.
После 1902 года в графике Гуркина все чаще начинает появляться изображение гор. В большом рисунке углем и соусом "Горный пейзаж" или в рисунке, послужившем эскизом к "Хан-Алтаю" (1905), явно воздействие па Гуркина его второго учителя А. А. Киселева.
Хан-Алтай, 1905
Начало популярности.
Сибирские выставки 1908-1915 гг.
Первая персональная выставка Гуркина была открыта
Начало популярности.
Сибирские выставки 1908-1915 гг.
Первая персональная выставка Гуркина была открыта
На ней экспонировалось триста восемь работ. Впервые было представлено его знаменитое полотно "Хан-Алтай". Большое место в экспозиции заняло изображение горных рек, особенно "неугомонной красавицы" Катуни.
Неделя, когда экспонировались произведения художника, была названа "неделей Гуркина". Вторая персональная выставка Г. И. Гуркина открылась 3 марта 1910 года в Томске. На ней было представлено 242 работы. Лучшие среди них - "Озеро Тайменье", знаменитое произведение художника "Озеро горных духов" (обе 1910 г.) и "Озеро Каракол" (1915).
В это время Гуркин начинает подготовку к выставкам в Бийске и Барнауле. В 1911 году в Барнауле в здании Народного дома открывается выставка его работ.
Г. Гуркин.
Афиша выставки
1908 года
"Хан-Алтай" и "Озеро горных духов"
С ростом мастерства Гуркин обращается к передаче
"Хан-Алтай" и "Озеро горных духов"
С ростом мастерства Гуркин обращается к передаче
Другая постоянная тема гуркинских поисков - тема горного озера. Смысловое толкование народного понятия "Озера горных духов" дал в каталоге выставки 1910 года сам автор:
Примечательно то новое, что появилось в живописном решении картин и этюдов Гуркина периода 1910-1917 годов: это солнечность в этюде "Папоротники у пруда" (1911), легкость и свобода письма в зимнем этюде "Юрта в саду художника" (1912). Характерна для этого времени и такая значительная работа, как "Алтай. Горная долина" (1909).
Гуркин исходил горы Северного и Южного Алтая, Саяны. Из ежегодных путешествий привозились этюды и карандашные эскизы, зарисовки и наброски. Часть из них служила потом созданию живописных полотен, другая так и осталась в рисунках.
Параллельно с работами над пейзажем Гуркин создает жанровые произведения. Это картины и этюды, посвященные быту алтайцев: повторная картина па сюжет "Камлания" (1908), этюд "Юрты" того же года и более поздние "Дворик", "Анос. Улица", "Портрет алтайской девушки" и другие.
Г.Гуркин
Хан- Алтай
Г.Гуркин
Озеро горных
духов
Поиски Гуркина в графике в предреволюционные годы
В графике стремление к законченности
Поиски Гуркина в графике в предреволюционные годы
В графике стремление к законченности
Среди натурных зарисовок Гуркина очень много листов этнографического характера.
Помимо этого, Гуркин сам знал множество легенд, преданий, исторических песен и сказаний, записал две легенды о Сартакпае -- строителе мостов и переправ через бурную Катунь.
Для изучения творческого мышления художника интересны также графические листы, куда Гуркин, наряду с различными зарисовками, набросками и этюдами, заносил размышления, наблюдения. Здесь же он записывал и местные народные выражения, отрывки из песен, легенд и свои образные выражения, чаще всего посвященные природе Алтая. Вот некоторые из них:
"скалы хмурятся, думу думают"; "загуляли туманы по кедровым островкам";
"шумит водопад, серебряной лентой спускаясь со скал, как конь богатырский ретивый- весь в брызгах".
Г.Гуркин
Сосна Аноса
Томская выставка 1915 года.
"Алтай и Катунь"
В 1915 году в Томске
Томская выставка 1915 года.
"Алтай и Катунь"
В 1915 году в Томске
Подбор материала и широта показа произведений Гуркина на выставке 1915 года дает возможность считать, что она явилась своеобразным итогом творческого развития алтайского художника в дореволюционный период.
На этой выставке, стремясь пропагандировать культуру своего народа, Гуркин показывал интереснейшие материалы, освещающие культуру алтайцев. Особенно это характерно для экспозиции 1915 года в Томске. Значительное место здесь заняли произведения, посвященные жизни, быту и культуре алтайцев.
В разделе "Языческий Алтай" были показаны зарисовки предметов шаманского культа, целый раздел знакомил с мотивами алтайского орнамента, украшавшего бубны, кисеты, ташауры и другие предметы. На одном из стендов экспонировались копии с древних писаниц на камнях и зарисовки каменных баб, рядом - рисунки алтайцев.
На другом стенде были размещены иллюстрации Гуркина к былинам и сказкам алтайцев и несколько эскизов иллюстраций, посвященных грозному алтайскому божеству Эрлику.
Как обычно, на выставке Гуркина были представлены и фотографии видов Алтая, выполненные его братом С. И. Гуркиным.
Алтай
Катунь
Монголо-тувинский этап
(1919-1925)
В Монголии и Туве особенно интересует художника национальная культура
Монголо-тувинский этап
(1919-1925)
В Монголии и Туве особенно интересует художника национальная культура
О раздумьях самого Гуркина, обновлении его мировоззрения можно судить по записям, которые он оставлял па листах рядом с рисунками. Это своеобразные дневники художника, проникнутые гуманизмом и верой в человека, в его светлое будущее. В творчестве Гуркина этого периода важное место продолжала занимать работа над станковыми картинами, выполненными по натурным этюдам. Это пейзажи Монголии и Тувы с круглыми юртами, конические завершения которых согласуются с очертаниями горных вершин, и фигурами пастухов. Во многих пейзажах этого периода преобладают холодные фиолетово-синие оттенки ("На пастбище", "Река Улясы", "Кочевье в горах").
Изучение культуры и быта Монголии и Урянхая вызвало к жизни несколько жанровых работ, связанных с национальными празднествами ("Монголы - погонщики скота", "Борьба монголов", "Праздник борьбы, Улу Наир" (все начало 1920-х гг.).
Улясы (место
в Туве, где жил
художник)
Советский период
(1925- начало 1930-х)
После возвращения в 1925 году на родину
Советский период
(1925- начало 1930-х)
После возвращения в 1925 году на родину
По-прежнему много работает Гуркин и в области пейзажной живописи. Именно в жанре пейзажа появляется у художника особенно много свежего и нового.
Творчество Гуркина- живописца после возвращения на родину развивается в разных направлениях, а его мастерство отмечено новым подъемом. Однако нашел себя художник в новых условиях не сразу.
К концу 1920-х годов им были выполнены эскизы ряда жанровых работ - "Собрание колхозников", "Слушают газету", "Коллективно убирают урожай". Сюжеты эти диктовались тем новым, что внесла в жизнь народа Советская власть. Не прошел художник и мимо темы, волнующей многих,- это образ В. И. Ленина.
Г. Гуркин.
Алтайка
в красном
платке
Советский период (1925-начало 1930-х). Классические пейзажи
В конце 1920-х - начале 1930-х
Советский период (1925-начало 1930-х). Классические пейзажи
В конце 1920-х - начале 1930-х
Как уже отмечалось, в 1920-е годы Гуркин продолжает писать и панорамные пейзажи-"Курайские белки" (1926), «Поздняя осень. Бом Езер- Саяр» (1930-е гг.) и некоторые другие.
Поздняя осень.
Бом Езер-Саяр
1926. Участие в московских выставках
В 1926 году Гуркин получает приглашение участвовать
1926. Участие в московских выставках
В 1926 году Гуркин получает приглашение участвовать
Участие в обеих выставках сделало имя алтайского художника известным за пределами Сибири.
Афиша выставки
1926 года
Последние работы
В числе поздних работ Гуркина были и очень большие полотна
Последние работы
В числе поздних работ Гуркина были и очень большие полотна
Г.Гуркин
Вид на Белуху
Пейзажная лирика
Чуйская степь
Горное озеро
Цветущий маральник
Горный ручей
Пейзажная лирика
Чуйская степь
Горное озеро
Цветущий маральник
Горный ручей
Портретный ряд
Портрет Мани
Ивановой
Автопортрет
Портретный ряд
Портрет Мани
Ивановой
Автопортрет
Этнографические этюды
Кочевье в горах
Алтайцы- охотники в горах
Чечек
Этнографические этюды
Кочевье в горах
Алтайцы- охотники в горах
Чечек
Взгляд из окна мастерской
Маральник в саду
художника
Натюрморт
Взгляд из окна мастерской
Маральник в саду
художника
Натюрморт
Г. И. Гуркин - ученик И. И. Шишкина
Дорога в лесу
Горное
Г. И. Гуркин - ученик И. И. Шишкина
Дорога в лесу
Горное
Проба кисти в разных жанрах
Первый снег
Вечер
Проба кисти в разных жанрах
Первый снег
Вечер
Рисунки Гуркина
Рисунки Гуркина
Бытовые предметы в эскизах
Бытовые предметы в эскизах
Г. И. Гуркин как поэт и писатель
Характеристика творчества Гуркина будет
Г. И. Гуркин как поэт и писатель
Характеристика творчества Гуркина будет
Сам очерк написан также под явным влиянием алтайского фольклора.
Каталогу выставки 1915 года предпослано вступление "Алтай и Катунь", где Гуркин, опираясь на алтайский эпос, поэтически повествует о двух основных силах родного Алтая: о громадах гор, которые стоят "как рать сказочных богатырей", и о говорливой "реке красавице Катуни".
Перу Гуркина принадлежит стихотворение в прозе "Алтай (Плач алтайца на чужбине)", в основу которого положена старинная народная песня о разорении Алтая китайцами в XVIII веке. Автор говорит о тоске по родине, которую он испытывал на чужбине.
Г. Гуркин «Хан Алтай»
(стихотворение в прозе)
Я как бы вижу первый
Г. Гуркин «Хан Алтай»
(стихотворение в прозе)
Я как бы вижу первый
Г. Гуркин
«Плач алтайца на чужбине»
Далеко, далеко на чужбине я от тебя,
Г. Гуркин
«Плач алтайца на чужбине»
Далеко, далеко на чужбине я от тебя,
Г. Гуркин
Афоризмы из тувинского дневника
"Нет любви без жертв, скорби и страдания".
Г. Гуркин
Афоризмы из тувинского дневника
"Нет любви без жертв, скорби и страдания".
* * *
"Суди человека не по тому, что он есть, а по тому, чем он желал быть".
* * *
"Творчество вечно! А разрушение уходит во тьму".
* * *
"Труд, искусство - моя цель! В труде моя любовь, мой отдых и моя радость. В нем мое воспитание, красота, здоровье и благополучие! Твердо, неуклонно идти этим путем".
* * *
"Природа - мать! Я сын твой. Я пленник! Ты моя жизнь!"
* * *
"Природа - первоисточник и ключ жизни. Это неподкупная радость и счастье быть всегда в общении с матерью-природой, которая родила все".
* * *
"Земля и небо - царство света, жизни. Они полны великолепия и бесконечной красоты".