Фронтовые письма как литературный жанр

Содержание

Слайд 2

Актуальность: в наше время спадает уровень внутренней культуры, меняются нравственные ценности.

Актуальность: в наше время спадает уровень внутренней культуры, меняются нравственные ценности.
Объект

исследования: письма с фронта от участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Цель работы: доказать, что фронтовые письма — самостоятельный жанр литературы, определить их значимость как исторического источника.
Слайд 3

Задачи: Проанализировать фронтовые письма. Определить информационные возможности фронтовых писем участников Великой

Задачи:
Проанализировать фронтовые письма.
Определить информационные возможности фронтовых писем участников

Великой Отечественной войны.
Рассмотреть особенности стиля написания, построения письма, языковые особенности.
Выявить в рассматриваемых письмах специфику отражения фронтовой повседневности.
Выделить основные компоненты письма.
Выявить особенности эпистолярного жанра.
Слайд 4

Глава 1. Характерные черты эпистолярного жанра В наше время существует такая классификация писем:

Глава 1. Характерные черты эпистолярного жанра

В наше время существует такая классификация

писем:
Слайд 5

"ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР (от греч. epistoleЇ — письмо, послание) — текст, имеющий

"ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР (от греч. epistoleЇ — письмо, послание) — текст, имеющий

форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений," - такое определение дается эпистолярному жанру в Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка под редакцией Кожиной М.Н.
Выделим составные части эпистолы:
а) вступление (дата, место, обращение к адресату);
б) основная часть (деловая либо чисто персональная информация; просьбы, советы; приветы близким и друзьям);
в) заключение (пожелания адресату, подпись; дата и местоположение отправителя письма – в случае, если они никак не были указаны в начале).
Эпистолярные компоненты письма – дата, обращение, место написания, подпись.
Слайд 6

Глава 2. Анализ фронтовых писем “ЖАНР (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) — исторически складывающийся и

Глава 2. Анализ фронтовых писем

“ЖАНР (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) — исторически складывающийся и развивающийся

тип лит. произведения (художественного, публицистического, научного и др.), напр., роман, монография, репортаж и т.д...
... Л. ж. обладает комплексом устойчивых свойств, причем эти свойства могут характеризовать самые разные стороны произведения — его объем, пафос, тематику, систему рифм, активность вымысла и т.д...” — так определяет литературный жанр энциклопедический словарь под редакцией Кожиной М.Н..
Слайд 7

Письмо политрука Н. Т. Гатальского родным: «Не позднее 13 ноября 1941

Письмо политрука Н. Т. Гатальского родным:
«Не позднее 13 ноября 1941 г.
г.

Волхов
Здравствуй, моя дорогая жена Станислава, дочь Валенька и мама!
Простите, что я плохо пишу: пишу на коленях, на клочке бумаги. Спешу сообщить, что я жив, скоро вступаем в бой.
Может быть, это письмо будет и последним, мои дорогие. Дорогая жена, смотри дочь и досмотри мою мать. Если от меня больше весточки не получишь, то знай, что я отдал свою жизнь честно за вас и за свою любимую Родину.
Будьте счастливы — ваш муж и отец.
Стася! Еще прошу: смотри дочь.
Целую вас всех. Коля.»
Слайд 8

Письмо В. А. Сивкова родителям «Здравствуйте, дорогие мои папа, мама и

Письмо В. А. Сивкова родителям
«Здравствуйте, дорогие мои папа, мама и

Тасенька.
Сообщаю, что на фронте мне пришлось быть всего немного более месяца. В наступлении прошли уже более 100 километров. 13 марта я одним своим танком занял большое село Явкино (1167 дворов по карте 1930 года).
В ночь на 25 марта немцы пошли в атаку, заняли село. Благодаря ночи мой танк упал в противотанковый ров. Остались вдвоем с радистом. Решили погибнуть при крайнем случае, но в плен не идти. Немцы два-три раза подходили к танку, но пока не открыли. Живу, может быть, последние минуты. Вот коротко все о себе. Не волнуйтесь за меня. На то есть война. Желаю вам дальнейшей счастливой жизни.
Последняя просьба к вам: сообщите в Ижевск всем ребятам о моей смерти.
Ну вот все, кончаю. До свидания навеки.
Ваш сын Вадим Сивков.
15 марта 1944 года, 7 часов утра.»
Слайд 9

Письмо рядового Александра Матросова Л. Кургановой: «Дорогая Лида! Только что кончилось

Письмо рядового Александра Матросова Л. Кургановой:
«Дорогая Лида!
Только что кончилось

комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: "Отдыхайте лучше, завтра бой".
Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному.
Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? У нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь. А у вас в тылу - электрический свет. Поди, ложитесь спать часов в двенадцать. Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю...
Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад.
Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь, живешь - и вдруг пули или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад.
Александр.»
Слайд 10

Письмо командира танковой роты гвардии старшего лейтенанта А. П. Долгова матери

Письмо командира танковой роты гвардии старшего лейтенанта А. П. Долгова матери

1 мая 1945 г.:
«Мама!
Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая! Как ты там справляешься со всей оравой - трубко представить. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов. Когда окончится война и мы соберемся все вместе, я расскажу тебе о себе много-много, как я здесь жил, как мы воевали.
Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мама, но это невозможно. Я командир. А с кого же будут брать пример солдаты, если их командир в бою начнет думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми с вами.
Целую.
Саша.»
Слайд 11

Письмо Дядюгиной Татьяне от Зои Пастуховой (фрагмент).: «Астрахань, 28.04.1943 Здравствуй Таня!

Письмо Дядюгиной Татьяне от Зои Пастуховой (фрагмент).:
«Астрахань, 28.04.1943
Здравствуй Таня!
С первых же

строк письма прошу тебя писать почаще. Я на это не имею прав, тем более, что сначала задержала вам всем ответ. Но на то были причины, которые я уже объяснила в прошлых своих посланиях и в которые вы должны верить…
...Ну, довольно ныть! Жду от тебя писем с нетерпением!насколько возможно. Я в тех письмах подробно (насколько возможно) описала свою жизнь, распорядок дня, и моё самочувствие.
Военная жизнь наша протекает однообразно, только иногда нарушаясь какими нибудь событиями. Мы были и сейчас заключены на огневой позиции площадью в несколько десятков метров. Зимой жили в землянках, сейчас в палатках (тёплых и благоустроенных). Зимнюю форму сменили на летнюю. Надели погоны. Вот и все внешние события за несколько месяцев. Но несмотря на такую бедность событиями нельзя ни в коем случае назвать нашу жизнь бледной и бессодержательной. Вернее всего сказать, что наши дни протекают в суровой обстановке, что делает нас серьёзнее, но и повышает способность ловить моменты, возможности повеселиться и использовать их в полной мере. Я замечаю за собой, что я стала менее требовательной к жизни, легче переношу трудности физического и духовного порядка и научилась больше ценить и замечать хорошие стороны.
Слайд 12

Попытаемся выделить общую схему формы и содержания фронтового письма: Обращение к

Попытаемся выделить общую схему формы и содержания фронтового письма:
Обращение к адресату:

используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, обращения. («Дорогая мамочка!», «Милая моя жена, Верочка!», «Родненькие мои, папа и мама», и др.);
Языковые особенности: непосредственное обращение к адресату, содержит сокровенные помыслы, позволяет выразить любые оттенки чувств, разнообразие эмоций, авторский стиль предполагает разнообразное построение предложений, повторы, восклицания и риторические вопросы;
Специфика композиции: обращение к адресату, основная мысль (сообщение о событиях, чувствах, переживаниях, информационный блок, заключение);
Словоупотребление связано с эпохой (синонимы, антонимы, общеупотребительные слова, имена исторических личностей);
Слайд 13

5.Особенности синтаксиса: построение предложений разнообразно, часто встречается обращение, вопросительные и побудительные

5.Особенности синтаксиса: построение предложений разнообразно, часто встречается обращение, вопросительные и побудительные

предложения, конструкции с местоимениями 2-го лица, благодаря чему устанавливается взаимопонимание между автором письма и адресатом;
6.Употребление клише (клише-вопросы, клише-согласия и подтверждения, клише-отрицания (я жив-здоров, всё будет хорошо, я скоро вернусь, и др.);
7.Эмоциональный фон: восклицания, использование междометий;
8.Историческая справка: история боя, сообщение о потерях.
Слайд 14

Фронтовое письмо – самостоятельный литературный жанр, так как тексты писем военных

Фронтовое письмо – самостоятельный литературный жанр, так как тексты писем военных

лет объединены совокупностью формальных и содержательных свойств. Некоторые из этих свойств мы попытались рассмотреть.
Слайд 15