Подготовка к ЕГЭ. Лирика М. Цветаевой

Слайд 2

«Моим стихам, написанным так рано…» - 1913 На этом стихотворении можно

«Моим стихам, написанным так рано…» - 1913

На этом стихотворении можно

проследить тернистый путь поэтессы, первые сборники которой действительно пылились на полках в магазинах, «где их никто не брал и не берёт».
Состоит из одного предложения, поэтому создается впечатление, что это стихотворение создано словно на одном дыхании.

Быть услышанной – этого хочет лирическая героиня. Не сложно догадаться, что это и есть сама поэтесса. Она преисполнена любовью и гордостью за свои творения. Подбирает для них самые лучшие и красивые сравнения. Таким образом,  Цветаева пытается показать, насколько энергичны и динамичны её стихи.

Стихотворение пропитано эмоциями и читается на одном дыхании. Будто торопясь записать все ускользающие мысли, во фразе «Что и не знала я, что я – поэт», Цветаева словно спотыкается от волнения. Это придаёт некой живости. Можно представить, как автор стоит прямо перед нами и рассказывает свою историю.

Ямб. 

Слайд 3

«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») - 1916

«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») -

1916

В стихотворении поэтесса пытается обыграть каждый звук имени Блока. Его имя — это что-то тёплое как птица в руке, но неуловимое, откроешь ладонь — и улетит. Звук «л» в имени поэта натолкнули Цветаеву на ассоциацию с льдинкой на языке. Его образ для неё одновременно будоражуще холодный,- один звук, одно движение губ, произносимых: «Блок» щекочут холодком язык и касаются сокровенных уголков души.

Для Цветаевой Блок — это воплощение её духовной любви, он как ангел, вроде человек, но возвышенный, неуловимый и невещественный

Всё стихотворение — это монолог поэтессы. Нет сюжета, это просто набор эмоций. 

Дольник. 

Слайд 4

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» 1920 Образное описание

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» 1920

Образное описание сущности

Цветаевой, осознание себя изнутри и со стороны в сравнении с окружающим миром.

Цветаева всегда ощущала в себе эту «морскую» сущность.

Противопоставляется камень и глина бушующей живой воде. Земная соль, надгробные плиты, гранитные колена, все эти статичные образы — не Марина, а Марина неукротима и неподвижна.

Главная метафора — это образ морского побережья с накатывающимися буйными волнами, ассоциируемый с образом лирической героини. Стихотворение «плещет» бунтом, творческим порывом, которое неустанно «бьётся» о «гранитные колена» будней.

Амфибрахий.

Слайд 5

«Тоска по родине! Давно…» - 1934 Поэтесса отмечает, что ей, в

«Тоска по родине! Давно…» - 1934

Поэтесса отмечает, что ей, в сущности,

безразлично, «по каким камням домой брести с кошёлкою базарной», и что именно считать своим домом. 

Поэтесса признается, что фактически вынуждена жить прошлыми воспоминаниями, которые для неё являются роднее всего.

 Тема одиночества становится центральной, и вплоть до последней строфы развивается мысль о том, что лирической героине всё равно, где быть «совершенно одинокой».

Ямб.

Героиня понимает, что в её душе навсегда останется частичка её Родины. Она навсегда связана с родной землёй.

Слайд 6

«Книги в красном переплёте» - 1908-1910 В стихотворении М. Цветаевой «Книги

«Книги в красном переплёте» - 1908-1910

В стихотворении М. Цветаевой

«Книги в красном переплёте» героиня немного похожа на саму писательницу. Она искренняя, откровенная, любит музыку и художественную литературу, а ещё - скучает по своей матери, родному дому, где ей было тепло и уютно. Однако героиня произведения является воплощением не только лица самого автора, но и черт многих людей, которые любят читать, слушать музыку «фантазировать» мечтать.
Обращаясь к недавнему прошлому, Цветаева испытывает ностальгию и восклицает: «Как хорошо за книгой дома!»
Ямб.
Слайд 7

«Бабушке» - 1914 Заметная тоска об ушедшем времени, даже о целой

«Бабушке» - 1914

Заметная тоска об ушедшем времени, даже о целой эпохе

кавалеров и прекрасных дам 19-го века.

Цветаева создала очень реалистичный образ своей бабушки, используя глаголы и метафоры «чёрное платье» или «надменные губы». Поэтесса максимально точно передала дух эпохи 19 века и необычный образ прекрасной женщины, которая может считаться идеалом эстетики, начитанности и умении держаться.
Стоит отметить, что рассказ ведётся не о красивой фантазии, а о вполне реальной женщине – полячке, которая отлично справляется с разными музыкальными инструментами.

Стихотворение Цветаевой наделено глубокими размышлениями о безысходной кончине всего человеческого существования, параллельно выделяя бессмертие потенциала мысли и креативной личности.
Дактиль.