Имманетный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе Разработка Денисовой Натальи Георгиевны, у

Содержание

Слайд 2

Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в

Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста

в его частях, а имманентность осознается как некая целостность.
В Словаре иностранных слов имманентный - "внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы"/6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный - "присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий" /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.
Слайд 3

Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст,

Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам

текст, контекстуальный - на обнаружение внешних контекстов.
М.Л.Гаспаров считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному:
имманентный анализ - не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный - учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий, биографический фон, автокомментарии, отклики современников.
Слайд 4

В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не

В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не

выходящий за пределы материала данного стихотворения.
Слайд 5

При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания к

При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания к

тексту, например:
1. Найдите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении?
2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения?
3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему?
4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление.
5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения?
6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста?
7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д.
Слайд 6

1.ВОСПРИЯТИЕ: Это стихотворение посвящено… Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)… Можно

1.ВОСПРИЯТИЕ:
Это стихотворение посвящено…
Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)…
Можно сказать, что лирический

герой…
Стихотворение представляет собой…
Слайд 7

2.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ: 1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль

2.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:
1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль хотел

донести до читателя):
Автор хотел донести до читателя мысль о том…
Этим стихотворением автор хотел сказать, что…
Здесь высказано мнение автора
2.Эмоция( радость, уныние, восторг, надежда)
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
3. Мотив(грусти, печали, одиночества)
… звучит мотив…
Слайд 8

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Предметный состав (все существительные, т.е образы): В

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Предметный состав (все существительные, т.е образы):
В первой строфе

возникают образы(существительные)…
Во второй строфе автор ведет речь о…
Слайд 9

4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения: (проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты,

4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:
(проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а

также художественно-выразительные средства)
Автор, характеризуя образы, использует эпитеты…
Сквозь строфы тянется цепь тропов…
Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…
Здесь автору помогает использование…
Немаловажную роль играют…
Слайд 10

5. Действия и состояния в художественном мире произведения (анализ глаголов(т.е. проблем)

5. Действия и состояния в художественном мире произведения
(анализ глаголов(т.е. проблем)
Автор использует

глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
Слайд 11

6. Как выражено пространство, время 1. Пространство представлено весьма интересно (

6. Как выражено пространство, время
1. Пространство представлено весьма интересно
( описание комнаты

и всего что в ней,
от общего к частному,
от частного к общему,
описание представлено сверху вниз,
описание пространства в ширину,
выход на уровень неба, космоса…)
2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее)
Слайд 12

7.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: Лексика Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику Рифма

7.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Лексика
Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Рифма
Автором использована (параллельная, перекрестная,

опоясывающая) рифма…
Стихотворение написано с использованием…рифмовки…
Строфы имеют…рифмовку…
Синтаксис
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
Слайд 13

8.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: -размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) … В основе ритмического

8.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
-размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …
В основе ритмического рисунка –

пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…
Размер стихотворения - ...
-аллитерация (преобладание согласных звуков)
-ассонанс(преобладание гласных звуков)
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
Слайд 14

И. Бунин «Настанет день - исчезну я…» Настанет день – исчезну

И. Бунин

«Настанет день - исчезну я…»
Настанет день – исчезну я,
А

в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
Слайд 15

Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…» Произведение

Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…»

Произведение Ивана

Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма.
В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа), море, небо, простор (символы вечности).
Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире.
Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать)
Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера к космосу, вечности.
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.