Печорин. Изображение характера

Слайд 2

Изображение характера Печорин, как и герой лирики Лермонтова, не ждет от

Изображение характера

Печорин, как и герой лирики Лермонтова, не ждет от

жизни ничего, но готов броситься на зов чувства и ощутить душевный подъем, пока не остынет жар сердца, пока не будет утолена жажда жизни, пока еще веет свежестью чувств, пока разъедающий, скептический ум демонического героя, все подвергающий беспощадному и строгому анализу, не заморозит сердце и не уймет волнение страстей. Сознание Печорина наделено главной способностью — скептическим анализом, который выступает и как неоспоримое достоинство героя, и как мучение, наносящее ему неизгладимые душевные раны. Сильные и слабые, «светлые» и «темные» стороны героя взаимно обусловлены, неотделимы друг от друга и способны перетекать одна в другую.
Слайд 3

Слайд 4

Автор не знает, кто Печорин — «герой» или «злодей». Он не

Автор не знает, кто Печорин — «герой» или «злодей». Он не

осуждает и не оправдывает Печорина, воздерживаясь от утверждения и от отрицания. Суть позиции автора состоит в том, что, наблюдая за Печориным, он раскрывает его душу посредством изображения самоанализа героя. В ходе самоанализа Печорин подвергает сомнению и отрицанию все духовные ценности. Лермонтов обращается к таким духовным ценностям, которые наиболее личны, являясь внутренним достоянием человека.
Слайд 5

Печорин через романтизм к реализму Особенно ярко проявились элементы романтизма в

Печорин через романтизм к реализму

Особенно ярко проявились элементы романтизма в главе

«Тамань». Печорин олицетворяет собой в данном случае то «зло», разрушительное начало, о   котором так любили писать все романтики! Кроме того, в этой главе и другие персонажи романтизированы. Отдельные описания природы содержат в себе элементы реализма и романтизма. Но особенность пейзажных зарисовок, а том, что автор предлагает вполне реалистическое изображение города       и окружающей природы, а право отразить личное восприятие даёт герою. Именно в восприятии пейзажа . Печориным можно отметить некоторую романтичность, что служит дополнительным средством раскрытия характера персонажа. Вспомним, например,  описание моря: «Месяц ещё не вставал, и только две звёздочки, как два спасительные маяка сверкали на  тёмно-синем своде. Тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу». Можно отметить использование традиционных для писателей-романтиков эпитетов и сравнений: одинокая лодка; тяжёлые волны; звёздочки, как два спасительных маяка.  Если сопоставить эту пейзажную зарисовку с описанием Тамани, которое даёт тот же Григорий Печорин  в начале или в конце главы, легко увидеть различия  между ними, обусловленные выбором манеры описания. Кроме того, мастерство Лермонтова проявилось в том, что в романе практически нет описаний  природы, которые даны только для изображения  места действия, они служат и для характеристики  героя. Так, можно сказать, что двойственность натуры Печорина отразилась и в восприятии природы в  разных обстоятельствах.
Слайд 6

Тамань

Тамань

Слайд 7

Не случайно Печорина сравнивают с романтическими героями М. Ю. Лермонтова, например

Не случайно Печорина сравнивают с романтическими героями М. Ю. Лермонтова, например

такими, как Арбенин и Мцыри. Известный литературный критик А. Григорьев писал, что Печорин- «смесь арбенинских беззаконий со светскою холодностью и бессовестностью Звездича: существо совершенно двойственное...». Сохраняя отдельные романтические "черты в образе Печорина, писатель в то же время пытается в «Герое нашего времени» развенчать романтическую натуру. Грушницкий - персонаж, который необходим автору не только как своеобразный антипод Григория Александровича, но и как, можно сказать, карикатура на романтического героя. Однако Печорин - реалистический образ. Известны не только биография героя, обстоятельства его жизни, но и взаимоотношения с другими персонажами, психологически верное изложение его мыслей, чувств, восприятие действительности.
Слайд 8

Лермонтов и Печорин-автор и герой Сопоставлять всякого автора с героем созданного

Лермонтов и Печорин-автор и герой

Сопоставлять всякого автора с героем созданного

им произведения и просто и трудно, потому что автор связан со своим героем прямыми, но в то же время и таинственными, необъяснимыми нитями. Потому что процесс творчества необъясним. Рассматривать связь автора с героем можно в двух планах: первый - слияние автора с героем; второй - взгляд автора на героя издалека, с позиций осуждения его пороков, его высмеивания. Иногда эти взгляды могут сочетаться. В предисловии к» Герою нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов говорит, что нарисовал современного человека, какого он слишком часто встречал: «Автор этой книги... Ему просто весело было рисовать современного человека, каким он его понимает и,.. к несчастью, слишком часто встречал.»