Искусство айтыса

Слайд 2

Акын-айтыс – культурное достояние Великого Шелкового пути и энциклопедия казахского народа,

Акын-айтыс – культурное достояние Великого Шелкового пути и энциклопедия казахского народа,

передающееся из уст в уста  

 «Акын» - в казахском языке это уважительная форма обращения к вышедшему из народа поэту-импровизатору. 
Айтыс – это публичное поэтическое состязание двух акынов. Каждое лето отовсюду съезжаются акыны, которые без предварительной подготовки, импровизируя поочередно, соревнуются в находчивости, в блеске мыслей, в умении сочинять стихи экспромтом.
В 2006 году айтыс был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Зарождение айтыса в эпоху образования казахских племенных союзов и их синхронное развитие – это незаменимая часть в духовной жизни казахского народа. 
 «На наскальных рисунках в горах стран Центральной Азии, Алтайского региона, уездов Хутуби, Тарбагатая, долины реки Или сохранились изображения играющих на домбре акынов», - рассказывает Далилбек. По его словам у казахского народа есть очень много разных обычаев и традиций, некоторые из них в процессе исторического развития были вытеснены. Однако акын-айтыс – единственный в своем роде связан с казахским народом общей судьбой, и голос акынов продолжает радовать слух и по сей день. 
Согласно данным, казахи проживают в 13 странах мира. Из них только казахи Китая и Монголии сохранили свою самобытную культуру. «Для сохранения традиций айтыса и его развития нужны определенные условия. Первое – это благодарный слушатель, который будет ценить искусство айтыса, второе – благоприятная социальная среда для развития искусства айтыса», - отметил Далилбек.
25 января 2008 года в студенческом городке Илийского педагогического института г. Куйтунь (СУАР) было образовано Исследовательское общество айтыса. Это событие стало новой вехой в работе над сохранением традиций айтыса.
 Передача из поколения в поколение данного жанра способствует развитию казахской культуры и искусства в целом. Он имеет огромное значение для фольклора, инструментальной музыки, литературы, народного искусства и других гуманитарных наук, а также играет важную роль в обогащении и совершенствовании музыкальной сокровищницы китайской нации, истории и культуры кочевых народов мира

Слайд 3

Искусство айтыса и его разновидности Айтысы многообразны по своей форме в

Искусство айтыса и его разновидности

Айтысы многообразны по своей форме в зависимости

от поэтической индивидуальности состязающихся акынов, а мелодии не оставят равнодушным ни одного слушателя. Это не только вид развлечения, айтыс также является источником информации, передающей через череду эпох летопись, жизнеописание  поколений. В этом и заключается его популярность в народе.  
Содержание айтыса проявляется в самых разных аспектах: в отношениях человека с природой, в борьбе добра со злом, в стремлении женщин к равенству, в искусстве, истории, в чувствах, воспевании родного края, восхвалении героя и т. д. 
Айтыс не имеет постоянной формы или мотива, источником музыки являются казахские народные песни. Исполнитель выбирает какой-либо отрезок из традиционной песни и неоднократно повторяет ее. Обычно исполнители слагают стихи и исполняют их в речитативной манере, под аккомпанемент домбры или без неё. 
 Песенное состязание акынов принадлежит к жанру традиционного айтыса. Высокая поэтическая техника, остроумие, умение динамично импровизировать – все это необходимо как соперникам по айтысу, так и многочисленным слушателям, живо реагирующим на каждое слово или промах акына-импровизатора. Многие акыны опираются в своей импровизационной деятельности на следующие виды айтысов: туре-айтыс и суре-айтыс. Туре-айтыс – это малый айтыс акынов, может проводиться на свободную тему, нет определенных требований. Форма айтыса выстроена по принципу «вопрос–ответ». В туре-айтысе ограничиваются короткими ответами, одной строфой. Вступающий в состязаниях акын пытается опровергнуть утверждение, содержащееся в выступлении противника. В суре-айтысах акыны выступают перед большой аудиторией, причем ограничений в куплетах нет, исполнители могут проявлять себя в полной мере. 
 «Состязания акынов-импровизаторов характеризуются владением высоким мастерством как в поэзии, так и в вокале, наличием широкого интеллекта, обширных знаний и выразительных жестов. Если начать исследования в этой области с точки зрения фольклора, то можно найти огромный клад», - считает Далилбек. По его мнению, в дальнейшем в целях сохранения и передачи традиций акын-айтыса из поколения в поколение необходимо использовать уже проверенные методы исследований сохранения объектов духовного наследия. Это значительно укрепит влияние данного жанра на духовную культуру на международном уровне. 
Слайд 4

Слайд 5