Исторический и художественный образ Емельяна Пугачева

Содержание

Слайд 2

Цели и задачи реферативной работы: - проследить, как на исторической основе

Цели и задачи реферативной работы: - проследить, как на исторической основе

создается художественный образ; -что роднит и чем отличается образ Емельяна Пугачева в историческом труде и художественном произведении; -как портретная характеристика и речь персонажа способствуют раскрытию образа главного героя; -рассмотреть различные точки зрения исследователей творчества А.С.Пушкина на своеобразие образа Е. Пугачева.
Слайд 3

Гипотеза: авторский подход при создании образа Емельяна Пугачева различный, так как

Гипотеза: авторский подход при создании образа Емельяна Пугачева различный, так как отличаются

цели создания исторического труда и художественного произведения.
Слайд 4

В предисловии к «Истории Пугачева» Пушкин писал : «Сей исторический отрывок

В предисловии к «Истории Пугачева»
Пушкин писал : «Сей исторический отрывок

составлял часть труда , мною составленного . В нём собрано всё . Что было обнародовано представительством
касательно Пугачева , и то , что показалось мне достоверным в иностранных писателях , говоривших о нём»
Слайд 5

Замысел «Капитанской дочки « возник у Пушкина ещё до начала работ

Замысел «Капитанской дочки « возник у Пушкина ещё до начала работ

над «Историей Пугачева» .В этом романе автор повествует о недовольстве крестьян и жителей окраин России , что вылилось в войну под предводительством Емельки Пугачева .
Слайд 6

Пушкин испытывал большой интерес к внешнему облику Пугачева . Во время

Пушкин испытывал большой интерес к внешнему облику Пугачева . Во время

печатания своего сочинения Пушкин через книжный магазин Ф. Белизара заказал гравировать портрет Пугачева в Париже
и задержал отправку своей книги с дарственной подписью до получения портрета этого бунтовщика.
Слайд 7

« Емельян Пугачев , Зимовейской станицы служилый казак, был сын Ивана

« Емельян Пугачев , Зимовейской станицы служилый казак, был сын Ивана

Михайлова, умершего в давних годах. Он был сорока лет отроду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел тёмно – русые, бороду черную, небольшую и клином. На левом виску имел он белое пятно, а на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни, называемой чёрной немочью. Он не знал грамоты и крестился по-раскольничьи»
«История Пугачева» глава 4.

«Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока,росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.
«Капитанская дочка» глава 2

Слайд 8

В художественном произведении речь действующих лиц выступает как эффективное средство типизации

В художественном произведении речь действующих лиц выступает как эффективное средство типизации

или индивидуализации характера персонажа. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть социальный, моральный и культурный облик героя, автор использует различные средства общенационального языка.
Слайд 9

«Пугачёва привезли прямо на двор к графу Панину, который встретил его

«Пугачёва привезли прямо на двор к графу Панину, который встретил его

на крыльце, окружённый своим штабом.- Кто ты таков?- спросил он у самозванца.- Емельян Иванов Пугачёв, - отвечал тот . – Как же смел ты, вор, назваться государем? – продолжал Панин. –Я не ворон (возразил Пугачёв, играя словами и изъясняясь, по своему обыкновению, иносказательно ), я воронёнок , а ворон –то ещё летает. – Надобно знать, что яицкие бунтовщики, в опровержение общей молвы, распустили слух, что меж ими действительно находился некто Пугачёв , но что он с государём Петром lll, ими предводительствующим, ничего общего не имеет. Панин, заметя, что дерзость Пугачёва поразила народ, столпившийся около двора ударил самозванца по лицу до крови и вырвал у него клок бороды». Из воспоминаний современников .
Слайд 10

«Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошёл к нему и

«Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошёл к нему и

взглянув ему в лицо: «Эхе,- сказал он,- опять ты в нашем краю! Отколе бог принёс?» Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камешком – да мимо. Ну, а что ваши!» « Да что наши!- отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор.- стали было к вечерне звонить , да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте». « Молчи, дядя,- возразил мой бродяга,- будет дождик , будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину : лесничий ходит. Ваше благородие! За ваше здоровье!» При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати…» «Капитанская дочка», глава 5.
Слайд 11

В крепости у станичной избы постланы были ковры и поставлен стол

В крепости у станичной избы постланы были ковры и поставлен стол

с хлебом -солью. Поп ожидал Пугачёва с крестом и со святыми иконами. Когда въехал он в крепость, начали звонить колокола; народ снял шапки, и, когда самозванец стал сходить с лошади при помощи двух его казаков, подхвативших его под руки, тогда все пали ниц. Он приложился ко кресту, хлеб-соль поцеловал и, сев на уготованный стул, сказал: «Вставайте, детушки».
«История Пугачева» глава 2.

Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось , молча умолял его за предстоящие жертвы.
«Капитанская дочка» глава 7.