Иван Сергеевич Тургенев. Роман Отцы и дети. (2 часть)

Содержание

Слайд 2

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова Образ

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова

Образ Анны

Сергеевны Одинцовой служит для углубления психологического анализа при раскрытии характера Базарова.
Слайд 3

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова -

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Базаров и Одинцова

- Каковы

ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

Впервые Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Во всём её облике присутствовало глубокое спокойствие. Анна Сергеевна спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга.

- Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в её близости». В присутствии Анны Сергеевны он испытывает робость и благоговение. Базаров, оказавшись рядом с Одинцовой, начинает конфузиться.

Слайд 4

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова -

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Базаров и Одинцова

- Расскажите

об Анне Сергеевне Одинцовой (главы 14 – 15).
Слайд 5

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Портрет

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Анна Сергеевна Одинцова

Портрет

Странная женщина,

окружённая ореолом таинственности. Очень красива и стройна, держится гордо и даже высокомерно. Кокетлива, опытна в отношениях с мужчинами. Все, с кем она общается, чувствуют себя не очень уютно. Весьма незаурядна: на голову выше окружающих по развитию и миропониманию, сильная и умная, под стать самому Базарову.
Слайд 6

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Отношение

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Анна Сергеевна Одинцова

Отношение к

мужу

Замужество без любви, брак с человеком значительно старше её, «она вышла за него по расчёту». В результате шестилетней жизни в браке она была разочарована в супружеских отношениях: «Покойного Одинцова она едва выносила… и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжёлыми и вялыми, бессильно докучливыми существами».

Слайд 7

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Отношение

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Анна Сергеевна Одинцова

Отношение к

любви

При всей своей независимости боится сердечных тревог и жизненных осложнений. Эгоистична, никого не любит. И хотя Базаров нравился ей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть чувствам и не даёт им разогреться. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в неё вопреки своим убеждениям, и ждала признания в любви, довольная собой.

Слайд 8

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Роль

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Анна Сергеевна Одинцова

Роль в

судьбе Базарова

В любви к Одинцовой выразились способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, её уму и характеру. Именно с ней он делится самыми заветными мыслями.

В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Тургенев отражает его глубокие психологические переживания.

Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для него.

Слайд 9

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Анна Сергеевна Одинцова Роль

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Анна Сергеевна Одинцова

Роль в

судьбе Базарова

Любовь помогла пересмотреть Базарову свои взгляды – в его жизни наступает переоценка ценностей.

Анна Сергеевна помогла герою открыть в самом себе «тайники», о которых он даже не подозревал. Евгений не только страдает от любовной неудачи, но и мыслит по-новому.

Именно к этой женщине он обращается в предсмертной записке с просьбой позаботиться о его родителях.

Слайд 10

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова -

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Базаров и Одинцова

- Расскажите

историю любви Базарова к Одинцовой.
Слайд 11

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова -

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Базаров и Одинцова

- Почему, спровоцировав

объяснение в любви, Анна Сергеевна отталкивает Базарова? Влюблена ли она?

Основа её жизни – спокойствие. Базаров поразил её воображение, она много о нём думала. Вторжение Базарова в её жизнь означало бы конец спокойствия. Ей было скучно в его отсутствие, ему она признаётся в несчастливости, неудовлетворённости жизнью. Но добившись от него признания в любви, Анна Сергеевна испытывает испуг, чувство неловкости и сознательно выбирает покой, отказывая ему во взаимности.

Слайд 12

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова -

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Базаров и Одинцова

- Могла

ли Одинцова пойти с Базаровым в его «Горькую терпкую вольную жизнь»?

Базаров – нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. В материальном отношении – бедняк, будущий лекарь. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».

Слайд 13

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Базаров и Одинцова -

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Базаров и Одинцова

- Как вы

думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову?

Она пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров всё правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя её появление фразой: «это по-царски».

Слайд 14

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Испытание любовью Встреча Базарова

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Испытание любовью

Встреча Базарова с Одинцовой

– начало трагического поворота в судьбе героя, возникновение конфликта в душе самого Евгения.
Слайд 15

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Испытание любовью - Почему,

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Испытание любовью

- Почему, «не добившись

толку», Базаров не сумел отвернуться от Одинцовой?

У героя возникает духовное, возвышенное, «романтическое» чувство: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. Одним словом, Базарова поразила безнадёжная любовь.

В этой любви раскрывается вся мощь натуры героя: «не рассиропился», мужественно и стойко преодолевает слабости, душевные страдания, не унижаясь, не роняя достоинства, не соглашаясь на компромисс.

Слайд 16

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Испытание любовью - Почему

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Испытание любовью

- Почему Тургенев проводит

своего героя через «испытание любовью»?

В этом испытании убеждения Базарова выглядят несовершенными, не могут быть приняты как абсолютные. Душа героя раскалывается на две половины: отрицание духовных основ любви и при этом способность страстно и одухотворённо любить.

Наивный цинизм сменяется глубоким пониманием человеческих взаимоотношений. Общий скептический настрой Базарова сохраняется, но теперь скептицизм лишён прежней уверенности. Появляются философские размышления на тему смерти и места человека в мире. Теперь Базаров смотрит на жизнь трагически.

Слайд 17

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII. Испытание любовью Испытание любовью

Главы XIII - XIX, XXV - XXVII.
Испытание любовью

Испытание любовью становится для

Базарова рубежным. Только любовь обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.
Слайд 18

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе. Внешний – отцов и

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе.

Внешний – отцов и детей

Внутренний

– в душе нигилиста Базарова
Слайд 19

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе. Поворот в ходе романа

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе.

Поворот в ходе романа начинается

с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.
Слайд 20

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе.

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе.

Слайд 21

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе.

Главы XX - XXIV. Конфликты в романе.

Слайд 22

Главы XX - XXIV. Любовная тоска Базарова. Уехав из Никольского с

Главы XX - XXIV. Любовная тоска Базарова.

Уехав из Никольского с мыслью,

что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.
Слайд 23

Главы XX - XXIV. Дуэль. Это ключевой эпизод в линии взаимоотношений

Главы XX - XXIV. Дуэль.

Это ключевой эпизод в линии взаимоотношений Базарова

с Павлом Петровичем Кирсановым

Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора, оказывающего помощь раненому. Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным, пока не получает рану, которую Базаров и лечит.

Слайд 24

Главы XX - XXIV. Дуэль. - С какой целью в романе

Главы XX - XXIV. Дуэль.

- С какой целью в романе описаны

две дуэли героев: прямая и косвенная (словесная и физическая)?
- Связаны ли они между собою?
Слайд 25

Главы XX - XXIV. Дуэль. Человеческие, личностные взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова

Главы XX - XXIV. Дуэль.

Человеческие, личностные взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова начинаются

именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и либерала-аристократа. Их нелепая дуэль «за убеждения» заканчивается вполне реальной кровью. И внезапно перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, а страдающий морально и физически пожилой человек. Лишь увидев друг в друге не только идейных противников, Павел Петрович и Базаров начинают осознавать свою неправоту.
В жизненной драме Базарова и Павла Петровича Кирсанова есть нечто общее: и тот и другой страдает от неудачной любви, которую не в состоянии вытравить из сердца. Поэтому не случайно, что оба они инстинктивно тянутся к бесхитростной и простой Фенечке. Павел Петрович чувствует влечение к Фенечке из-за её внешнего сходства с княгинею Р. Для Базарова мимолётное увлечение Фенечкой – это «некий суррогат его глубокого чувства к Одинцовой».
Слайд 26

Главы XXV - XXVIII. Базаров и общественная деятельность И.С. Тургенев писал

Главы XXV - XXVIII.
Базаров и общественная деятельность

И.С. Тургенев писал о своём

герое: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». На самом деле политическая программа Базарова, который утверждает, что его дело «место расчистить», а строить будут другие, очень неопределённа и странна.

Отвергая старые теории, он не намерен доверяться новым: не обернутся ли они догмами, которые потребуют повиновения?

Слайд 27

Главы XXV - XXVIII. Взаимоотношения с народом С одной стороны, близость

Главы XXV - XXVIII.
Взаимоотношения с народом

С одной стороны, близость к простым

людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ. С другой – неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему.

А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».

Слайд 28

Гибель Базарова. Финал романа. Особенности композиции: 1. Базаров – центральный образ

Гибель Базарова. Финал романа.

Особенности композиции:

1. Базаров – центральный образ

Образ Базарова занимает

центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в 2-х.

2. Хронология событий

Роман состоит из 2 частей: в 1 части Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства с Одинцовой); во 2 части происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова, описывается смерть героя.

Слайд 29

Гибель Базарова. Финал романа. Особенности композиции: 3. Две части – два

Гибель Базарова. Финал романа.

Особенности композиции:

3. Две части – два круга странствий

Хронология

всех событий романа представлена в двух кругах странствий Базарова. Первый круг помогает понять положения теории нигилизма, а второй круг «развенчивает» все отрицания Базарова.

Герой дважды проведён по кругу: Марьино, Никольское, родительский дом.

Слайд 30

Гибель Базарова. Финал романа.

Гибель Базарова. Финал романа.

Слайд 31

Гибель Базарова. Финал романа. Символичность гибели Базарова Глубоко символична смерть героя.

Гибель Базарова. Финал романа.

Символичность гибели Базарова

Глубоко символична смерть героя. Он гибнет

бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает.

Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен. Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Одинцовой.

Зачем автору была нужна такая смерть героя?

Слайд 32

Роль эпилога в романе Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается,

Роль эпилога в романе

Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над

ней не властны никакие теории. В последней XXVIII-ой главе романа, являющейся эпилогом, автор сообщает нам о двух свадьбах (Фенечки и Николая Петровича и Аркадия и Катеньки Одинцовой), которые были отпразднованы в один день примерно через полгода после смерти Евгения Базарова. Павел Петрович сразу же после свадеб уезжает за границу. И Кукшина попала за границу. Ситников толчётся в Петербурге, где, по его словам, продолжает «дело» Базарова. А старики Базаровы из своей деревушки часто приходят на сельское кладбище, где похоронен их сын, молятся и горько плачут, припадая к надгробному камню.

С гибелью Базарова роман не кончается