Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882–1969)

Содержание

Слайд 2

Книга «От двух до пяти» (1928-1969). 13 заповедей детским поэтам 1.

Книга «От двух до пяти» (1928-1969). 13 заповедей детским поэтам

1. «Стихи для

малышей должны быть графичны»: зрительный образ и звук должны составлять единое целое, из каждого двустишия должен получаться рисунок.
2. «Нужна наибыстрейшая смена образов».
3. «...словесная живопись должна быть в то же время лирична. Необходимо, чтобы в стихах была песня и пляска».
Экикики – это сочиняемые детьми-дошкольниками короткие двустишия, представляющие собой радостные вытанцовываемые выкрики-экспромты в хорейном ритме.
4. «Нужна подвижность и переменчивость ритма».
5. «…нужна повышенная музыкальность поэтической речи». Стечение согласных – запрещено: «Пупс взбешен».
Слайд 3

6. «…рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к

6. «…рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу»

‒ предпочтительны смежные рифмы.
7. Рифмующиеся слова должны быть главными носителями смысла: именно они привлекают к себе повышенное внимание ребенка.
8. «Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью»: «У ребенка мысль пульсирует заодно со стихами», и каждый стих в экикиках — самостоятельная фраза; число строк равняется числу предложений.
9. «Не загромождать детских стихов прилагательными»,
преобладающей частью речи должен быть глагол.
Эпитет — это уже результат опыта, созерцания, подробного ознакомления с вещью.
10. «…преобладающим ритмом стихов для детей должен быть хорей — любимый ритм детей».
Слайд 4

11. «Стихи должны быть игровыми». 12. «Поэзия для маленьких должна быть

11. «Стихи должны быть игровыми».
12. «Поэзия для маленьких должна быть и для

взрослых поэзией!»
13. Следует «мало-помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей, дабы путем постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов».
Что составляет «стиховое воспитание».
14. Незадолго до смерти, в статье «Признания старого сказочника» сформулировал четырнадцатую заповедь — «писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит». Цель сказочника — воспитать человечность.
Слайд 5

Особенности поэтики Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос, называемый «крокодилиадой»

Особенности поэтики

Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос, называемый «крокодилиадой»

(по имени любимого персонажа автора).
Комизм строится на языковой игре: «перевертышах», «лепых нелепицах».
Задача Чуковского — при помощи нелепицы нарисовать «правильный» детский мир, преображенный радостью.
«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон».
Слайд 6

Особенности поэтики Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос, называемый «крокодилиадой»

Особенности поэтики

Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос, называемый «крокодилиадой»

(по имени любимого персонажа автора).
Комизм строится на языковой игре: «перевертышах», «лепых нелепицах».
Задача Чуковского — при помощи нелепицы нарисовать «правильный» детский мир, преображенный радостью.
«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон».
Слайд 7

Особенности поэтики Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос, называемый «крокодилиадой»

Особенности поэтики

Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос, называемый «крокодилиадой»

(по имени любимого персонажа автора).
Комизм строится на языковой игре: «перевертышах», «лепых нелепицах».
Задача Чуковского — при помощи нелепицы нарисовать «правильный» детский мир, преображенный радостью.
«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон».
Слайд 8

Особенности поэтики Изучив экикики, пришел к убеждению: ребенок любит действие, движение,

Особенности поэтики

Изучив экикики, пришел к убеждению: ребенок любит действие, движение, перемещение,

игру вещей. «...Стихотворения детей в возрасте от двух до пяти лет всегда возникают во время прыжков и подскакиваний…»
В сказках Чуковского все беспрестанно движется:
Ехали медведи / На велосипеде / А за ними кот / Задом наперед» («Тараканище», 1923);
Одеяло убежало / Улетела простыня, / И подушка, / Как лягушка, / Ускакала от меня... («Мойдодыр», 1923).
Слайд 9

Особенности поэтики Обилие повторов: «стихи выкрикивают множество раз». Как у наших

Особенности поэтики

Обилие повторов: «стихи выкрикивают множество раз».
Как у наших у

ворот Чудо-дерево растет. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нем, Не цветочки на нем, А чулки да башмаки, Словно яб-ло-ки!
Слайд 10

Особенности поэтики Слова ‒ легкие для восприятия и произношения, если слова

Особенности поэтики

Слова ‒ легкие для восприятия и произношения, если слова многосложные

– принцип деления на слоги:
Тут букашки и козявки Выползают из-под лавки: “Слава, слава Комару – По-бе-ди-те-лю!”
Слайд 11

Особенности поэтики «Корнеева строфа» — размер, разработанный поэтом и ставший его

Особенности поэтики

«Корнеева строфа» — размер, разработанный поэтом и ставший его

визитной карточкой:
Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил. Папиросы курил. По-турецки говорил, — Крокодил, Крокодил Крокодилович!
Слайд 12

Особенности поэтики Не только внешние, но и внутренние рифмы: ‒ рифмуются

Особенности поэтики

Не только внешние, но и внутренние рифмы:
‒ рифмуются

слоги слов в строках строфы.
Гимназисты за ним, Трубочисты за ним, И толкают его, Обижают его...
разноударная рифма (башмаки — яблоки)
характерны не только для стихов, сочиняемых малышами, но и для фольклорных стихов.
Слайд 13

Особенности поэтики Худ. образ в стихотв. форме ‒ «наиболее могучий рычаг

Особенности поэтики

Худ. образ в стихотв. форме ‒ «наиболее могучий рычаг

педагогики раннего возраста».
Произведениям свойственны:
острый конфликт;
стремительное развитие фабулы;
мажорное действие;
эмоции: страх, ужас, испуг,
«Крокодил»: впервые в дет. лит. открывается улица большого города с ее движением, с толпами народа.
финал – радость и счастье, песня и пляска
«Пляшут чижики и зайчики в лесах, / Пляшут раки, пляшут окуни в морях...»; «А слониха-щеголиха / Так отплясывала лихо...»; «Будет, будет мошкара / Веселиться до утра»; «Вот обрадовались звери! / Засмеялись и запели, / Ушками захлопали, / Ножками затопали...».
В «Крокодиле» появляется новый юный герой —
«это доблестный Ваня Васильчиков».
Он боец,
Молодец,
Он герой Удалой:
Он без няни гуляет по улицам
«Мойдодыр» и «Федорино горе» могут считаться дилогией на тему гигиены.
Слайд 14

Методика ознакомления. Проблема литературного образования

Методика ознакомления.
Проблема литературного образования

Слайд 15

Формирование осознанного восприятия РИТМА стихотворного произведения «До́ро/гѝе / го́сти, / по́мо/г[’и́:]те! //

Формирование осознанного восприятия РИТМА стихотворного произведения
«До́ро/гѝе / го́сти, / по́мо/г[’и́:]те! //


Слайд 16

Формирование осознанного восприятия РИТМА стихотворного произведения: ПРИМЕР СЧИТАЛКИ к фрагменту сказки «Тараканище»

Формирование осознанного восприятия РИТМА стихотворного произведения:
ПРИМЕР СЧИТАЛКИ
к фрагменту сказки

«Тараканище»
Слайд 17

Работа по ознакомлению детей средней группы с понятием «стихотворная РИФМА» ДОСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЬМИ ЧАСТИ СТИХОТВОРНОЙ СТРОКИ

Работа по ознакомлению детей средней группы с понятием «стихотворная РИФМА»

ДОСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЬМИ

ЧАСТИ СТИХОТВОРНОЙ СТРОКИ
Слайд 18

Работа по ознакомлению детей средней группы с понятием «стихотворная РИФМА» жучки

Работа по ознакомлению детей средней группы с понятием «стихотворная РИФМА»

жучки ‒

… (паучки),
подушка ‒ … (лягушка),
вакса ‒ … (клякса),
руки ‒ … (брюки),
умывальник ‒ … (начальник),
Мойдодыр ‒ … (командир)
и под.

ВСПОМИНАНИЕ РИФМЫ К НАЗЫВАЕМОМУ ВОСПИТАТЕЛЕМ СЛОВУ

Слайд 19

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА Развитие восприятия звуковой выразительности речи

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Развитие восприятия звуковой выразительности речи

Слайд 20

БЕСЕДА О ТОМ, КАКИЕ ЗВУКИ ПОВТОРЯЮТСЯ В СТИХОТВОРЕНИИ, КАКОЕ ОНИ СОЗДАЮТ

БЕСЕДА О ТОМ, КАКИЕ ЗВУКИ ПОВТОРЯЮТСЯ В СТИХОТВОРЕНИИ,
КАКОЕ ОНИ СОЗДАЮТ

НАСТРОЕНИЕ

И прибеж[А]л[А] з[АЙ]чих[А]
И з[А]крич[А]л[А]: «[АЙ], [АЙ]!
Мой з[АЙ]чик п[А]п[А]л п[А]д тр[А]мв[АЙ]!
Мой з[АЙ]чик, мой м[А]льчик
П[А]п[А]л п[А]д тр[А]мв[АЙ]!»

Развитие восприятия звуковой выразительности речи

Слайд 21

Тропы в произведениях К.И. Чуковского эпитет («пузатый самовар» /«Мойдодыр»/, «позолоченное брюхо»

Тропы в произведениях К.И. Чуковского

эпитет
(«пузатый самовар» /«Мойдодыр»/,
«позолоченное брюхо» /«Муха-Цокотуха»/);

сравнение
(«…мыло… кусало, как оса»,
«И подушка, / Как лягушка, / Ускакала от меня» /«Мойдодыр»/);
гипербола
(мальчик-неряха ‒ «поросенок,… чернее трубочиста…» /«Мойдодыр»/);
литота
(таракан ‒ «жидконогая козявочка-букашечка» /«Тараканище»/);
нонсенс
(«Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают»,
«А лисички Взяли спички <…> Море синее зажгли» /«Путаница»/).
Слайд 22

Работа с тропами БЕСЕДА ОБ ОБРАЗНОСТИ ТРОПОВ С ПОКАЗОМ ДВУХ СРАВНИВАЕМЫХ

Работа с тропами

БЕСЕДА ОБ ОБРАЗНОСТИ ТРОПОВ
С ПОКАЗОМ ДВУХ СРАВНИВАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ

ИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ.
Например:
в процессе работы со сравнением «ты чернее трубочиста» ‒
провести анализ картинок
с изображением чумазого мальчика и трубочиста,
в работе с нонсенсом «море синее зажгли» ‒
беседу на закрепление знания свойств воды и огня.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА,
В ХОДЕ КОТОРОЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ ИЗУЧИТЬ ОПЫТНЫМ ПУТЕМ ПРЕДМЕТЫ, ОХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ ТРОПАМИ.
Например:
в процессе работы с эпитетом «пузатый самовар»
можно найти и объяснить
общий признак сравнения по внешнему виду
у «пузатого» самовара и «пузатого» пупса».
Слайд 23

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ПУТАНИЦА» Анализ идейного значения образов героев

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ПУТАНИЦА»

Анализ идейного значения образов героев


Слайд 24

ФИЗРАЗМИНКА К СКАЗКЕ «БАРМАЛЕЙ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Анализ идейного значения образов героев

ФИЗРАЗМИНКА К СКАЗКЕ «БАРМАЛЕЙ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Анализ идейного значения образов героев