Иван Сергеевич Тургенев Записки охотника. Выставка одной книги

Содержание

Слайд 2

Моя биография в моих сочинениях. И. С. Тургенев

Моя биография в моих сочинениях.
И. С. Тургенев

Слайд 3

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) Родился в Орле Семья его и по

Иван Сергеевич Тургенев
(1818-1883)
Родился в Орле
Семья его и по матери, и по

отцу принадлежала к дворянскому классу. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя…

 Рисунок К. А. Горбунова, 1838

Слайд 4

В 1827 году семья переехала в Москву. Здесь обучение И. С.

В 1827 году семья переехала в Москву. Здесь обучение И. С.

Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, затем – в Московском университете.

Не окончив его, Иван Сергеевич перевёлся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.

Слайд 5

Спасское -Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, пруды нашли своё отражение

Спасское -Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, пруды нашли своё отражение

на страницах «Записок охотника», которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

Большой пруд в имении Спасское – Лутовиново

Слайд 6

Тургенев полюбил охоту раньше, чем стал писателем.

Тургенев полюбил охоту раньше, чем стал писателем.

Слайд 7

Над «Записками охотника» Иван Сергеевич Тургенев начал работать в 1847 году.

Над «Записками охотника» Иван Сергеевич Тургенев начал работать в 1847 году.

В сборник вошло 25 рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой – Пётр Петрович - дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Отсюда и название сборника – «Записки охотника».
Создавая его, Иван Сергеевич, опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии.
Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы писателю.
Слайд 8

Слайд 9

Рассказы, составляющие сборник: Хорь и Калиныч Ермолай и мельничиха Малиновая вода

Рассказы, составляющие сборник:
Хорь и Калиныч
Ермолай и мельничиха
Малиновая вода
Уездный лекарь
Мой сосед Радилов
Однодворец

Овсянников
Льгов
Бежин луг
Касьян с Красивой Мечи
Бурмистр
Контора
Бирюк
Слайд 10

Два помещика Лебедянь Татьяна Борисовна и её племянник Смерть Певцы Пётр

Два помещика
Лебедянь
Татьяна Борисовна и её племянник
Смерть
Певцы
Пётр Петрович Каратаев
Свидание
Гамлет Щигровского уезда
Чертопханов и

Недопюскин
Конец Чертопханова
Живые мощи
Стучит!
Лес и степь
Слайд 11

В произведениях можно найти значительное количество описаний русской природы, которая здесь

 В произведениях можно найти значительное количество описаний русской природы, которая здесь

служит не только пейзажным фоном. Она, в какой-то мере, действующее лицо, которому также свойственна переменчивость настроения, общительность, загадочность. У неё есть свои черты характера, которые проявляются в зависимости от событий. И если обратить внимание, то в «Записках охотника» можно заметить, что герои и события являются единым целым с природой, они соответствуют друг другу.
Слайд 12

«Орловская деревня обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращённого

 «Орловская деревня обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращённого

в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трёх тощих берёз, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе…»
«Хорь и Калиныч»
Слайд 13

«Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен;

«Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен;

птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда… Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам…
«Ермолай и мельничиха»
Слайд 14

«Ключ этот бьёт из расселины берега, превратившейся мало-помалу в небольшой, но

«Ключ этот бьёт из расселины берега, превратившейся мало-помалу в небольшой, но

глубокий овраг, и в двадцати шагах оттуда с весёлым и болтливым шумом впадает в реку. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги…».
 «Малиновая вода»
Слайд 15

«Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось…

«Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось…

Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже умытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…»
«Бежин луг»
Слайд 16

«Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября… Листья чуть

 «Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября… Листья чуть

шумели над моей головой… То был не весёлый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня… 
«Свидание»
Слайд 17

Отечественная и зарубежная критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда

Отечественная и зарубежная критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда

подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека. В то же время пейзажи Тургенева не просто натуралистически верны и подробны, но они также всегда психологичны и несут определённую эмоциональную нагрузку.
Слайд 18

Альфонс Доде. «…В своих описаниях природы Тургенев создает впечатление жаркой, пышущей


Альфонс Доде.

«…В своих описаниях природы Тургенев создает впечатление жаркой, пышущей зноем

России, полнящейся жужжанием тяжелых, сытых пчел…»
Слайд 19

«…Прежде всего у Тургенева выдаётся ярко отношение его богатой поэтической личности

«…Прежде всего у Тургенева выдаётся ярко отношение его богатой поэтической личности

к природе, тонкое понимание её красот, понимание человека развитого, не утратившее, однако, – что особенно редко и дорого – свежести непосредственного чувства, – делают его одним из высоких описательных поэтов везде…»

Аполлон Александрович Григорьев -русский поэт, литературный и театральный критик .

Слайд 20

В. Набоков «В 1847 году, когда Иван Тургенев обратился к прозе


В. Набоков

«В 1847 году, когда Иван Тургенев обратился к прозе и

опубликовал первый короткий рассказ, открывающий «Записки охотника», он стал самостоятельным писателем».
Слайд 21

М. Е. Салтыков - Щедрин «…Тургенев знакомил читателей не столько с


М. Е. Салтыков - Щедрин

«…Тургенев знакомил читателей не столько с крестьянской

средою, сколько с русским национальным характером: благодаря «Запискам охотника» в нём раскрывалась какая-то таинственная, недоступная глубь… »
Слайд 22

Не только литераторы и критики высоко отзывались о «Записках охотника». Рассказы

Не только литераторы и критики высоко отзывались о «Записках охотника».
Рассказы

вызывали огромный интерес у художников XIX – XX веков.

Сам писатель всегда положительно относился к попыткам иллюстрировать литературные произведения. Он готов был ознакомиться с эскизами и оказать художнику любое возможное содействие.

Слайд 23

Клавдий Васильевич Лебедев (1852–1916) – русский исторический и церковный живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Клавдий Васильевич Лебедев (1852–1916) – русский исторический и церковный живописец, член Товарищества

передвижных художественных выставок. 
Слайд 24

Клавдий Васильевич Лебедев создал иллюстрации к ряду рассказов из "Записок охотника"


Клавдий Васильевич Лебедев создал иллюстрации к ряду рассказов из "Записок охотника"

И. С. Тургенева, датированные 1883-1884 годами. Выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием поэтичности тургеневской прозы, они вызвали столь широкий интерес у читающей публики, что почти сразу же были изданы в виде отдельного альбома.
Слайд 25

«Бежин луг». 1884. «Бурмистр». 1884.

«Бежин луг». 1884.

«Бурмистр». 1884.

Слайд 26

«Малиновая вода». 1884

«Малиновая вода». 1884

Слайд 27

Елизавета Бём - (1843–1914) – русская художница, рисовальщица, создала альбом «Типы из «Записок охотника».

Елизавета Бём - (1843–1914) – русская художница, рисовальщица, создала альбом «Типы

из «Записок охотника».
Слайд 28

«Свидание». «Бежин луг».

«Свидание».

«Бежин луг».

Слайд 29

«Бирюк» «Касьян с Красивой Мечи»

«Бирюк»

«Касьян с Красивой Мечи»

Слайд 30

Иллюстрации других художников

Иллюстрации других художников

Слайд 31

«Льгов». Худож. П. Соколов. 1874. «Контора». Худож. П. Соколов. 1874

«Льгов». Худож.
П. Соколов. 1874.

«Контора». Худож. П. Соколов. 1874

Слайд 32

«Бурмистр». Художник П. Соколов «Бежин луг». Художник А.Кондратьев.

«Бурмистр». Художник П. Соколов

«Бежин луг». Художник А.Кондратьев.

Слайд 33

«Хорь и Калиныч». Художник Я. Турыгин. «Бирюк» Художник А. Маковский

«Хорь и Калиныч». Художник Я. Турыгин.

«Бирюк» Художник А. Маковский

Слайд 34

«Свидание». Худож. Б. Дехтерев Иван Сергеевич Тургенев – один из самых

«Свидание». Худож. Б. Дехтерев

Иван Сергеевич Тургенев – один из самых привлекательных

писателей и для кинематографа. Очень разнообразны жанры экранизаций: от драмы, комедии, мелодрамы до мультфильма и балета. Много сериалов и телефильмов снято по его книгам.

 По рассказам из «Записок охотника» было создано три фильма . Сохранились до наших дней – два. Короткометражный фильм «Бежин луг», снятый в 1935г.
С. Эйзенштейном был утрачен.

Слайд 35

Двухсерийный художественный фильм режиссёра Виктора Турова. По мотивам рассказов И.С. Тургенева

 Двухсерийный художественный фильм режиссёра Виктора Турова. По мотивам рассказов И.С. Тургенева «Чертопханов и Недопюскин»,

«Конец Чертопханова» и «Певцы» (из цикла «Записки охотника»).
Слайд 36

Режиссёр Роман Балаян. В отличие от фильма, в рассказе И.С. Тургенева

Режиссёр Роман Балаян.
В отличие от фильма, в рассказе И.С. Тургенева Фома

– Бирюк остаётся в живых.