Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма

Содержание

Слайд 2

Н.М.Карамзин – признанный глава и лучший представитель русского сентиментализма. В литературе

Н.М.Карамзин –
признанный глава
и лучший представитель
русского сентиментализма.

В литературе сентиментализма


изображалась не столько сама действительность,
сколько её отражение в чувствах
повествователя и персонажей.
Слайд 3

Как изображена природа (пейзаж) в повести? Как в повести изображается быт?

Как изображена природа (пейзаж) в повести?
Как в повести изображается быт?
Как изображен

человек (Лиза)?
Как изображен человек (Эраст)?
Какие особенности языка присутствуют в повести?
Слайд 4

Лиза Имя героини «почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, крестьянка.

Лиза
Имя героини «почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, крестьянка.
Чувства

Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием.

О. А. Кипренский, «Бедная Лиза», 1827.

Слайд 5

Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты

Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты

и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках.
Слайд 6

Эраст Имя героя означает «возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым

Эраст
Имя героя означает «возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем,

вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии.

А.Н. Федоров. Эраст. Иллюстрация к повести «Бедная Лиза»

Слайд 7

Любовь стала испытанием для Эраста. Он плохо знал свой характер, переоценил

Любовь стала испытанием для Эраста. Он плохо знал свой характер, переоценил

свои нравственные силы. Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».
Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично.
Слайд 8

В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег. Каждое появление Эраста

В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.
Каждое появление Эраста на

страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег».
Эраст измеряет всё деньгами. Деньги – символ неискренних отношений. Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных помыслов.
Слайд 9

Изображение человека в произведении сентиментализма Сентименталисты обращают внимание на тончайшие душевные

Изображение человека в произведении сентиментализма

Сентименталисты обращают внимание на тончайшие душевные движения,

на противоречия внутренней жизни.

А Лиза любит всем сердцем, вся её жизнь окрасилась этим чувством. И писатель показывает, что думает, как чувствует героиня.

Эраст в повести Карамзина – человек с добрым сердцем, но ветреный и слабый. Увидев Лизу, он полюбил её, но, столкнувшись с трудностями, совершил предательство.

Слайд 10

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической

характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Слайд 11

В произведениях сентиментализма изображается природа, только особая – тихие пруды со

В произведениях сентиментализма
изображается природа,
только особая – тихие пруды со

склонёнными
над водой ивами, освещённые лунным
светом рощи, картины гармонии человека
с природой.
Слайд 12

Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей - может быть,

Услужливая Лиза, не дождавшись
ответа от матери своей
- может

быть,
для того, что она его знала наперед,
побежала на погреб -
принесла чистую
кринку, покрытую чистым
деревянным кружком,
- схватила стакан, вымыла,
вытерла его белым полотенцем,
налила и подала в окно,
но сама смотрела в землю.

Как изображается
быт в произведении
сентиментализма?

.

Быт сентименталисты изображают очищенным от всего низменного.

Все предметы быта соответствуют чистой душе героини.

Слайд 13

Особенности языка произведения сентиментализма. …я поклонилась бы ему с улыбкою и

Особенности языка произведения сентиментализма.

…я поклонилась бы ему с улыбкою
и сказала

бы приветливо:
"Здравствуй, любезный пастушок!
Куда гонишь ты стадо свое?
И здесь растет зеленая трава
для овец твоих, и здесь алеют цветы,
из которых можно сплести венок для
шляпы твоей".

Эпизод из повести «Бедная Лиза»

Какие слова и выражения делают речь героини
столь поэтичной?

Слайд 14

…я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй,

…я поклонилась бы ему с улыбкою
и сказала бы приветливо:

"Здравствуй, любезный пастушок!
Куда гонишь ты стадо свое?
И здесь растет зеленая трава
для овец твоих, и здесь алеют цветы,
из которых можно сплести венок для
шляпы твоей".

Специально отобраны
прекрасные предметы
и слова, несущие определённую
стилистическую и
эмоциональную окраску, -
они передают
нежное трогательное
чувство Лизы

любезный пастушок,
с улыбкою,
зелёная трава,
алеют цветы

Слайд 15

Придают речи поэтичность синтаксические фигуры, прежде всего инверсии. Найдите их в

Придают речи поэтичность синтаксические фигуры, прежде всего инверсии. Найдите их в

тексте.

Сравните

Своё стадо
Твоих овец
Твоей шляпы
Стадо своё
Овец твоих
Шляпы твоей

Карамзин открыл в языке возможности
изображения чувства, тонких движений
человеческой души, средства поэтизации
любовного переживания.

Слайд 16

На первое место выдвигалась не точность изображения действительности, а «приятность» изложения.

На первое место выдвигалась не точность изображения действительности, а «приятность» изложения.
Соответственно

подбирались «приятные», «красивые» слова.
Если слово казалось недостаточно изысканным, употреблялась перифраза.
Текст насыщался сравнениями, метафорами.
Автор стремился воздействовать на читателя именно словами, словесными украшениями, пренебрегая тем, что избранные им «красивые» слова вступали в противоречие с изображаемой действительностью.

далее

Слайд 17

Постарайтесь найти в отрывке примеры подчёркнутой «приятности» изложения. Лиза спала очень

Постарайтесь найти в отрывке примеры подчёркнутой «приятности» изложения.

Лиза спала

очень худо. Новый гость души ее,
образ Эрастов, столь живо ей
представлялся, что она почти всякую минуту
просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения
солнечного Лиза встала, сошла на берег
Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись,
смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе
и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли
на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина.
Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение:
рощи, кусточки оживились, птички
вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки,
чтобы напиться животворными лучами света.
Слайд 18

Оценка человека в произведениях сентименталистов подчинена идеалу чувствительности. Кто из героев

Оценка человека в произведениях сентименталистов подчинена идеалу чувствительности.

Кто из героев заслуживает

восхищения автора? И почему?

Прекрасна искренняя,
чистая Лиза, умеющая
самоотверженно любить.

Прекрасна её мать,
которая хранит память
об умершем муже и
любит свою дочь.

И даже Эраст достоин прощения,
потому что он раскаялся: до конца дней был несчастлив,
не мог утешиться и почитал себя убийцею.

Поэтому Карамзин высказывает надежду
на примирение героев в ином мире.

Слайд 19

Что является предметом изображения в сентиментализме? Не служение государству, а человеческие

Что является предметом изображения в сентиментализме?

Не служение государству, а человеческие чувства,

личные переживания, любовь – главное содержание жизни, по мнению писателей-сентименталистов.
В сентиментализме нет высоких и низких жанров и отбор явлений не подчинён жанровому принципу.
Герои произведений сентиментализма – люди, которые любить умеют, будь они дворяне или крестьяне. Таковы Лиза и её мать в повести «Бедная Лиза».
Слайд 20

Словарь Перифра́з, перефра́з, перифра́за (от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение», «иносказание»:

Словарь

Перифра́з, перефра́з, перифра́за (от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение», «иносказание»:

περί — «вокруг», «около» и φράσις — «высказывание») — в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).
В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат», «Стагирит» вместо Аристотель. Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).
Частным случаем перифраза является эвфемизм — описательное выражение «низких» или «запретных» понятий («нечистый» вместо «чёрт», «обойтись посредством носового платка» вместо «высморкаться»).

назад

Слайд 21

Живопись эпохи сентиментализма. Как словесность сентиментализма, так и живопись эпохи сентиментализма

Живопись эпохи сентиментализма.

Как словесность сентиментализма, так и живопись эпохи сентиментализма открыла

не парадный, а интимный портрет.

Всмотритесь
в портрет М.И.Лопухиной,
созданный художником
В.Л.Боровиковским.

Слайд 22

Это идеальный образ человека, наделённого чувством. Мечтательность, задумчивость выражения лица молодой

Это идеальный
образ человека,
наделённого чувством.
Мечтательность, задумчивость
выражения лица
молодой

женщины
гармонирует с природой,
на фоне которой
она изображена.
Эти чувства переданы
и в колорите картины –
в её голубоватых
размытых тонах.
Слайд 23

Об этом портрете писал Я.П.Полонский. Она давно прошла, и нет уже

Об этом портрете писал Я.П.Полонский.

Она давно прошла, и нет уже тех

глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье, тень любви и мысли, след печали,
Но красоту её Боровиковский спас.